Методические рекомендации Содержание и алгоритм деятельности по коррекции оптической и кинетической (моторной) дисграфии
Содержание и алгоритм деятельности по коррекции оптической и кинетической (моторной) дисграфии
1. Развитие зрительного гнозиса: восприятие цвета, формы, размера и величины предметов.
Виды заданий:
назвать контурные изображения предметов;
назвать недорисованные контурные изображения предметов;
назвать наложенные изображения предметов;
назвать перечёркнутые изображения предметов;
определить, что не дорисовал или «перепутал» художник на картинке;
подобрать предметы к определённой геометрической форме (фигуре);
назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;
подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;
построить заданную фигуру из данных геометрических фигур;
выполнять тесты Равенна и конструировать из кубиков Коса;
классифицировать фигуры по цвету, величине.
2. Развитие буквенного гнозиса:
уточнение зрительного образа буквы, её соотнесение с каким-либо
сходным по форме предметом;
нахождение буквы среди ряда других;
узнавание буквы, написанной разными шрифтами (печатными и
рукописными);
узнавание «зашумлённых» букв;
нахождение «спрятавшихся» букв;
дописывание букв.
3. Расширение объёма зрительной памяти:
запоминание 4 – 6 картинок, их нахождение среди других 8 – 10 картинок;
запоминание 3 – 5 букв, цифр, фигур в первоначальной последовательности.
4. Развитие оптико – пространственного восприятия, формирование пространственных представлений и речевых средств, отражающих оптико – пространственные отношения.
5. Развитие графо – моторных навыков и зрительно – моторной координации:
штриховка по контуру;
обводки;
дорисовка незаконченных рисунков;
рисование с натуры с целью изобразить как можно больше деталей (игра «Кто наблюдательнее?»;
графические диктанты;
письмо букв и слов по шаблонам для выработки автоматизированных кинем.
6. Работа по дифференциации букв, имеющих оптическое или кинетическое сходство:
выделение звука из слова, уточнение артикуляции;
соотнесение звука (артикулемы) с графемой;
соотнесение графического образа буквы с каким – либо зрительным образом;
анализ графического и кинетического образа буквы, соотнесение графемы с кинемой;
формирование зрительно – моторных координаций при написании букв, имеющих кинетическое сходство;
закрепление графического и кинетического образа буквы путём поэлементного написания с проговариванием вслух;
диктант и запись серии слогов с проговариванием вслух;
графические диктанты (шифровка слов различаемыми буквами);
списывание слов с пропущенными буквами;
диктанты слов с записью в два столбика;
графические диктанты предложений и текстов с пропущенными буквами по индивидуальным карточкам;
слуховые и зрительные диктанты.
15