Методы профилактики и коррекции оптической дисграфии


Методы профилактики
и коррекции оптической дисграфии.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач в логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Остановимся на современных методах профилактики и коррекции оптической дисграфии.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается:
- нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза;
- нарушение моторных координаций;
- неточность представлений о форме и цвете, величине предмета;
- недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений;
- трудности оптико-пространственного анализа;
- несформированность оптического образа буквы.
Дети при письме могут путать различные буквы, сходные по оптическим или кинетическим признакам. Такого рода ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Для профилактики и коррекции оптической дисграфии могут быть использованы следующие методы:
- игротерапия;
- арт-терапия:
цветотренинг;
пластилинография;
тестопластика;
ниткография;
изотерапия;
пальцевая живопись.
- дермалексия.
Работа по профилактике и коррекции оптической дисграфии строится на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы, с учетом особенностей психофизической деятельности младших школьников: обучение органически связано с развитием у них внимания, памяти, основных мыслительных операций.
Игротерапия
Основным видом деятельности детей младшего школьного возраста продолжает оставаться игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный детскому возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий.
На занятиях по профилактике и коррекции оптической дисграфии игры используются наиболее часто.
Арт-терапия.
Арт-терапия – лечение исскуством. Среди многообразия современных методов арт-терапия отличается особой «мягкостью»: ребенку предоставляется максимальная степень свободы. Этот метод предполагает использование самых разнообразных видов творческой деятельности человека: живопись, скульптура, музыка и т.д.
Все больше учителей-логопедов признают несомненный эффект арт-терапии при коррекции оптической формы дисграфии.
В данном случае можно использовать: изотерапию, пальцевую живопись, цветотерапию, пластелинографию, тестопластику, ниткографию.
Изотерапия

Изотерапия так же применяется при коррекции оптической дисграфии. Первыми, кто использовал живопись в психотерапевтических целях, были, очевидно, первобытные люди. Человек в отличие от его «братьев меньших» всегда ощущал внутреннюю потребность в рисовании.
У учащихся начальных классов одним из любимых предметов является именно ИЗО.
На логопедических занятиях, либо в качестве домашних заданий можно использовать упражнения творческого характера.
При проведении анализа смешиваемых букв (графем) хорошие результаты дает использование мнемонистических приемов.

Буква В заглавная похожа на верблюда с двумя горбами, а буква Д – на верблюда с одним горбом.
Строчная буква Т. У этой буквы три палочки, а слово три тоже начинается со звука Т, а вот у буквы П только пара палочек и слово пара начинается со звука П.
Строчная письменная буква Р. Пишем эту букву и палочка РАСТЕТ, а пишем букву П и палочка ПЕРЕСТАЛА расти.
Письменная буква Х .Этой букве ХОЛОДНО, она вся сжалась, а вот букве Ж жарко, она жарится на солнышке.
Часто дети путают заглавные буквы Е и З. Здесь можно использовать простой прием: буква Е словно ЕДЕТ по строчке вперед, а вот буква З едет ЗАДОМ.(ключевая фраза – Едет Задом).

Пальцевая живопись.
Метод пальцеграфии это еще один из способов изображать окружающий мир. Живопись с помощью пальцев вызывает тактильные и кинестетические ощущения, способствует развитию мелкой моторики.
Материалы:
- художественная гуашь;
- палитра;
- влажные салфетки для рук.
Приемы:
- точки;
- брызги;
- линии.

Цветотренинг.
Цвет оказывает огромное влияние на человека, независимо от того, обращаем мы на него внимание или нет. Сосредоточив свое внимание на таком понятии, как цвет, многие логопеды максимально используют его в занятиях с детьми, имеющими проблемы речевого развития. Оказывается, работа с цветом открывает огромные возможности в развитии творческого потенциала детей.
В своей практике каждый логопед уделяет внимание изучению названия цветов и их оттенков, работает над формированием лексико-грамматического строя речи, используя их, и не называя это цветотренингом.
Дети, имеющие оптическую форму дисграфии, как правило, наделены довольно бедной фантазией и слабым воображением. У таких ребят нарушено восприятие цвета (особенно цветовых оттенков).
Психологический аспект, т. е. внимание и поведение ребенка во время игры, а так же выбор им определенных цветов, оказывается, не менее важен, чем логопедический. Цветотренинг ставит перед собой многообразные задачи.
Основные из них следующие:- различение предметов по цвету с помощью операции сравнения .- осознание себя ребенком, как личности, понимание собственной ценности;
- творческая самореализация;
- осознание своего места в окружающей действительности.
Для профилактики оптической дисграфии целесообразно применять на занятиях цветотренинг, что позволяет наиболее эффективно развивать у детей зрительный и буквенный гнозис.
Пластелинография.
Пластелинография так же используется для профилактики и коррекции оптической дисграфии, так как позволяет развивать восприятие формы, размера и величины предметов и букв.
Тестопластика.
Тестопластика – лепка фигур и букв из теста.
Ниткография.
Этот метод предполагает выкладывание ниткой фигуры или буквы на листе бархатной бумаги. Применение метода ниткографии позволяет уточнять и расширять объем зрительной памяти ребенка, а так же развивает мелкую моторику.
Конструирование.
Конструирование предполагает составление букв из отдельных элементов, вырезанных из картона, составление букв из спичек, вырезание из бумаги и т. д.
Дермалексия.
Посредством дермалексии так же проводится работа по предупреждению и коррекции оптической формы дисграфии. Упражнения направлены на узнавание буквы:
- написанной на спине;- написанной на ладони;- написанной в воздухе рукой ребенка;
- на ощупь .Вывод:
Использование данных методов помогает развивать у ребенка:
- зрительное восприятие ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов);
- буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв; дифференциацию расположения элементов букв);
- операции зрительного анализа и синтеза;
- объем зрительной памяти (зрительный мнезиз: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов);
- пространственное восприятие и представления (ориентировку в схеме собственного тела и ориентировку в окружающем пространстве);
- зрительно-моторные координации;
- умение различать смешиваемые по кинетическим признакам буквы.
Перечисленные методы дают положительные результаты при коррекции оптической формы дисграфии.