Методическая разработка по английскому языку Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку
Копшарь Е.А. ГБПОУ КМТ КК
Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.
Почему проектный метод влияет на повышение эффективности обучения иностранному языку?
В настоящее время в условиях модернизации образования изменился подход к изучению иностранного языка. В связи с этим одним из основных подходов к иностранному языку является личностно-ориентированный, деятельный, системно-коммуникативно-когнитивный. Основное внимание уделяется познавательной деятельности учащихся. Все эти изменения привели к поиску новых, педагогических технологий, повышающих мотивацию изучения английского языка при осознании в обществе в целом значимости его изучения.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению английского языка, когда студенты учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого. Проектная технология способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка. А позитивная мотивация это ключ к успешному овладению данным предметом и повышению эффективности процесса обучения. Метод проектов позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в творческий процесс на основе методики сотрудничества.
Проект - это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творческой форме: исследование, коллаж, буклет, рекламные проспекты, презентация и др. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого учащегося как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что студент, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме провести его защиту. Зашита проекта – это и демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся, и один из главных этапов их обучения. В ходе защиты студенты учатся излагать полученную информацию, знакомятся с другими взглядами на проблему, доказывают свою точку зрения. Метод проектов можно применять при обучении английскому языку в рамках программного материала практически по любой теме. Он чётко ориентирован на практический результат, значимый для учащихся. Основными целями проектной технологии являются: формирование коммуникативной компетенции, развитие активного самостоятельного мышления учащихся, развитие их творческих способностей. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Кроме того, метод проектов даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно не только на занятиях, но и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя. У учащихся появляется ответственность за свои знания, умение включать их в свою речевую деятельность. Учащиеся учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться разными источниками. Каждый учащийся стремится довести дело до конца и предъявить работу однокурсникам.
В основе любого проекта лежит решение определённой проблемы. Для её решения, учащиеся должны владеть определёнными творческими и коммуникативными умениями: умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать полученную информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочными материалами, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее аргументами, уметь кратко излагать свою мысль. Кроме того, в процессе работы над проектом широко осуществляются межпредметные связи, у учащихся формируются навыки работы с различными компьютерными программами.
В процессе работы над проектом следую определённым принципам:
Вариативность. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную, групповую формы работы. В качестве текстов можно предложить диалоги, письма, таблицы, описания, варианты тем и типов упражнений.
Решение проблемы. Процесс изучения английского языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблемы. Проблемы заставляют учащихся думать, а, думая, они учатся.
Когнитивный подход к грамматике. В процессе создания проекта учащимся предлагается ряд возможностей применить определённые грамматические и лексические структуры.
Учение с увлечением. Получение удовольствия - одно из главных условий эффективности обучения, поэтому стараюсь предлагать интересные для учащихся темы.
Личностный фактор. В ходе создания проекта ученикам представляется много возможностей говорить о себе, своём окружении, своей жизни, интересах и т.д.
Адаптация заданий. Задания должны соответствовать уровню обучения, на котором находится ученик, выбор зависит от возраста, интересов, от того, какие материалы доступны ученику и т.п.
Личностно-ориентированный подход способствует созданию благоприятной для учащегося обучающей и воспитывающей среды. Личностно-ориентированный подход влияет на постановку цели обучения иностранным языкам - формирование коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществить иноязычное общение с носителем языка в рамках определённого стандарта. Это возможно в том случае, если у учащихся будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: дискурсивная компетенция, т. е. способность пользоваться нормами иноязычной речи для построения логического по форме и содержанию высказывания; стратегическая или компенсаторная компетенция, способность отобрать и использовать наиболее эффективные стратегии для решения коммуникативных задач; социокультурная компетенция - знание национальных и культурных особенностей страны изучаемого языка. Особый акцент делаю на формирование социокультурной компетенции, т.к это способствует обеспечению культуроведческой направленности обучения, приобщает учеников к культуре страны изучаемого языка, они лучше осознают культуру своей страны, умеют представить её на иностранном языке. Личностно - ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы учащихся, индивидуальные особенности, уровень владения языком и создаёт предпосылки для большей результативности обучения. При личностно - ориентированном подходе и использовании проектной методики больше учитываются интересы и проблемы, которые волнуют учащихся, осуществляется дифференцированный подход к ученикам, который побуждает их к большей самостоятельности и активности, создаются особые отношения между самими учащимися, между учениками и учителем, когда учитель является консультантом, наблюдателем и равноправным партнёром. Личностно - ориентированный подход предполагает учёт и использование в процессе обучения личностных свойств учащегося: личного опыта, контекста деятельности, интересов и склонностей, мировоззрения, статуса в коллективе. Всё это помогает вызвать у ученика подлинную мотивацию и интерес к учебной деятельности. Именно поэтому для организации проектной работы отбираю материал, который предполагает решение определённой проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость, интересен учащимся.
Так, например:
Проблемы подростков в России и странах изучаемого языка.
Молодежные организации, субкультуры и многие другие темы.
Работа над проектом строится по определённому плану и состоит из нескольких этапов.
этап - презентация темы и выдвижение темы проекта учителем Обязательным является выдвижение основного вопроса, ответом на который будет вся проектная работа.
этап - создание творческих групп (можно выполнять индивидуально) и обсуждение творческого названия проекта, распределение заданий для каждого.
По структуре проект может быть представлен в виде коллажа, схемы и т. д. или состоять из презентации и публикации, выполненные с помощью различных программ Microsoft Office.
Публикация содержит исследовательский материал, т. е. это во многом результат самостоятельного исследования (обязательное условие при создании проекта). В ходе создания презентации и публикации учащиеся ищут ответ на те вопросы, которые им даны для самостоятельного исследования
3. этап. В ходе работы над проектом много времени уделяется работе, но с обязательной консультацией учителя.
этап. Отдельным этапом может быть оформление проекта - на занятии и внеурочное время.
этап. Защита проекта. Способ защиты проекта зависит от видаконечного продукта: схема, буклет, видеопоказ, клип, устная презентация.Преподавателю рекомендуется доброжелательно принимать всё, что учащиеся сделали.Это важное условие дальнейшей творческой работы.
При изучении темы "Why should we learn English?” на первых занятиях я выяснила, какие проблемы студенческой жизни волнуют учеников. В учебнике предлагаются такие темы проектов: «Мои друзья», «Мой рабочий день», а также задания для обсуждения при работе над каждым из них. Ученики сами выбирали проект, а некоторые сами придумали тему проекта.
Для создания проекта учащиеся должны овладеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем, как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Тщательно отрабатывались грамматические упражнения из учебника и предложенные мной: «Образуй нужную грамматическую форм глагола», «Уточни информацию», и т.д.
Работа над проектом занимает несколько занятий. Вначале ученикам была предложена в скрытом виде проблема. Помогли наводящие вопросы: Всё ли тебе нравится в техникуме? Хотел бы ты что-то изменить? Есть ли в техникуме клубы? Какие тебе нравятся предметы? Почему? В результате ученики пришли к выводу: в техникуме нужно что-то изменить. На подготовительном этапе происходит развитие языковых и речевых умений учащихся. Тексты из учебника служат базой для развития речевых и исследовательских навыков учащихся. Затем ребята описывают здание техникума, расписание занятий, учебные предметы. Я предложила различные коммуникативные упражнения:
Опиши своему другу по переписке учебное заведение, в котором ты учишься.
Нравится ли тебе твой техникум?
Какие тебе нравятся предметы:
Как ты представляешь себе идеальные учебные занятия?
При работе над расписанием ученики сначала описали расписание, предложенное в учебнике. С помощью вопросов ученики анализируют расписание в британском колледже и таким образом готовятся к рассказу о своём расписании. Затем сравнили расписание британского колледжа и своё расписание. Таким образом, идёт работа над всем учебным материалом. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений, необходимо было обучить их навыкам коммуникации. Большое значение имеет обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале студенты учатся выражать своё мнение. В этом случае использовала клише типа: I think.., It seems to me..., I’m sure., As far as I know..., То my mind.., In my opinion...
Затем для итоговой дискуссии были предложены фразы согласия и несогласия. Тренировка учащихся в использовании этих речевых клише началась с первых уроков темы.
В качестве содержательной основы, позволяющей успешно реализовать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных стилей. Содержание этих текстов служит основой последующих высказываний учащихся. Мысли, содержащиеся в текстах, могут служить поводом к общению. Стремилась научить студентов использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к рассказу о своей жизни в техникуме, то, что необходимо, и изменяя текст так, чтобы он соответствовал действительности. Таким образом, на подготовительном этапе проектной работы совершенствовались сформированные ранее навыки иноязычного общения и были заложены основы будущих самостоятельных высказываний, письменных сообщений учеников. Результатом проделанной работы явилась презентация проектов.
Оценка проектной работы - нелёгкое дело. Её нельзя оценивать исходя из принципов оценки работы учеников. В связи с этим проектные работы оцениваются не только на основе лингвистической правильности. Выставляются оценка за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации, проявленную фантазию. Ученики делают черновой вариант работы, который проверяется. В итоге, в конечном варианте ошибок обычно не бывает. Если же ошибки есть в конечном варианте проекта, они исправляются карандашом и записываются на отдельном листе.
Конечно, проект не может решить все проблемы в обучении иностранному языку, но это эффективное средство, которое способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это реальная возможность использовать знания, полученные при изучении других предметов средствами иностранного языка.
Систематическое использование проектов дает возможность увеличить скорость чтения, привить навыки работы со справочной литературой, значительно расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные навыки, отстаивать свою точку зрения и приводить убедительные аргументы и др.
Кроме того, при работе над проектом и студенты учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности учащихся, т. е. процессы обучения и воспитания становятся неразрывными.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: почему проектный метод влияет на повышение эффективности обучения иностранному языку:
Развитие познавательной деятельности учащихся.
Мотивация к изучению иностранного языка.
Обучение в сотрудничестве.
Повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка.
Развитие творчества.