Материалы из опыта работы по теме: «Использование коммуникативно-игрового метода обучения иностранному языку учеников начальной школы на уроках английского языка»

МАКЕЕВСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ №25










Материалы из опыта работы по теме:
«Использование коммуникативно-игрового метода обучения иностранному языку учеников начальной школы на уроках английского языка»





Подготовила:
Оганян Евгения Владимировна,
учитель английского и
французского языка
(высшая категория,
звание «Старший учитель»)







СОДЕРЖАНИЕ



І. Введение (стр. 3-4).

Теоретическое обоснование выбора темы (стр. 3).
Обзор методической литературы по проблеме (стр. 3-4).

ІІ. Основная часть. Использование коммуникативно-игрового метода
обучения иностранному языку учеников начальной школы на уроках
английского языка (стр. 5-10).

Классификация приёмов коммуникативно-игрового обучения (стр.5-6)
Использование дидактической игры как одного из основных
приёмов коммуникативно-игрового обучения (стр. 6-9).
Приёмы коммуникативно-игрового обучения с применением
современных здоровьесберегающих технологий (стр. 9-10). )

ІІІ. Заключительная часть. Выводы (стр. 10).

Список литературы (стр. 11).























«Научиться можно только тому,
что любишь»
Гете И.В.


I

1. Общеизвестно, что успешность обучения иностранному языку в начальной школе зависит в значительной мере от правильно выбранных методов и приемов его реализации.
В методических рекомендациях сказано, что на начальном этапе обучения иностранным языкам большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учеников начальных классов желания изучать иностранный язык, формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
Учащиеся младших классов очень активны, но быстро утомляются. А формирование языковых навыков требует большой тренировочной работы, многократного повторения материала. Однообразие утомляет ребят. Как помочь детям по много раз повторять одни и те же простые фразы? Как поддерживать у них желание работать изо дня в день?
Работая с учащимися младших классов, я поняла, что организовывая учебный процесс в начальной школе, важно отказаться от преобладания фронтальных форм обучения. Занятия в начальных классах должны рассматриваться не как урок в традиционном понимании, а как организация общего дела с детьми, учебное сотрудничество. Для этого необходимо активно использовать групповые формы работы, в процессе которых язык органично вливается в деятельность учащегося. Важно создать условия, при которых ребенок испытывает позитивные эмоции.
2. Работы известных психологов и педагогов Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ю.И. Пассова, И.А. Зимней, И.В. Вронской и др., посвященные теоретическим основам обучения иностранному языку в начальной школе, психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, позволяют сделать следующий вывод: личностно значимой деятельностью для школьников этого возраста остается, как и в дошкольный период, игровая деятельность. Использование игры улучшает самочувствие и настроение детей, увеличивает их активность в полтора-два раза. Ощущение посильности заданий дает возможность ребятам преодолеть скованность и благотворно сказывается на результатах обучения. Больше того, экспериментально подтверждено, что именно игра до третьего класса является наиболее важным фактором психического развития учеников. С помощью игры развиваются память, внимание, логическое мышление. По выражению И.А. Зимней, в основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра, которая является для маленьких учеников психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения.
Все эти психологические, психолингвистические и дидактические положения лежат в основе коммуникативно-игрового метода обучения иностранному языку в начальной школе.
По мнению ученых, игровая деятельность готовит учеников начальной школы к новой для них учебной деятельности. Игровое обучение (термин ввел М. Монтессори) способствует развитию воображения и творческих способностей детей. Игры выполняют также задачи воспитания учащихся: развивают коллективистские качества, повышают самосознание школьников, обучают ролевому соподчинению, согласованности действий. Образовательная функция игры проявляется в том, что дети запоминают необходимую для победы в игре информацию, расширяют, таким образом, свой кругозор, пополняют жизненный опыт.
Таким образом можно констатировать, что игра в обучении иностранному языку выполняет развивающую, учебную, мотивирующую, психотерапевтическую функции и способствует комплексному выполнению всех образовательных задач.
II

1. Теоретическое обоснование метода коммуникативно-игрового обучения иностранному языку в начальной школе подтверждает целесообразность обучения на основе коммуникативно-игровой деятельности младших школьников. Изучение данного метода дало мне возможность широко использовать приемы коммуникативно-игрового обучения иностранному языку на уроках английского языка в начальных классах.
Соблюдение преемственности форм и приемов обучения в детском саду и начальной школе позволяет обеспечивать адаптацию учеников к учебной деятельности. Промежуточный этап опоры на знакомую игровую деятельность очень важен и необходим в процессе овладения учениками начальной школы иностранным языком.
Анализ публикаций специалистов, изучающих методику коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста (В.И. Яшина, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев), позволил мне выбрать основные виды деятельности, на основе которых развивается общение детей на родном языке. К ним относятся дидактические игры с предметами и карточками, общение детей на основе описания предметов, картинок, прослушивание коротких рассказов, заучивание наизусть рифмовок, песен, скороговорок с показом и выполнением движений, игры-драматизации, проведение физкультминуток с проговариванием выполняемых действий.
Приемы коммуникативно-игрового обучения, которые я использую в своей практике, можно выделить в следующие группы:
- с элементом соревнования: игры, конкурсы;
- с элементом загадывания: загадки, кроссворды;
- с элементом перевоплощения: инсценировки, ролевые игры;
- с элементом художественного исполнения: рифмовки, песни, считалки, скороговорки;
- с элементом двигательных упражнений: физкультминутки.
На основе личных наблюдений, бесед с младшими школьниками и их родителями я пришла к выводу о том, что наиболее оптимальными приемами организации коммуникативно-игровой деятельности являются дидактическая игра, дидактический рифмованный текст и дидактическая сюжетная история. Во время проведения игры почти каждое игровое действие сопровождается речью учеников или учителя, хоровое пение и декламация, слушание и понимание сюжетных историй позволяют включить в речевую деятельность одновременно всех учащихся класса, а многоразовое повторение коммуникативно-игровых действий приносит ученикам этого возраста большое удовольствие.
2. Понимание всей значимости игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку в начальной школе побуждает меня к систематическому применению комплекса дидактических игр на уроках английского языка в младших классах.
При работе по обучению письму учащихся 2 класса, я использую коммуникативно-игровые приемы с элементами соревнования:
1. «Кто быстрее напишет слова, в которых второй буквой является буква «а» (буква «i»). Эту игру можно проводить а) на победителя, б) на команду-победительницу (разделив класс на две команды).
2. «Кто быстрее составит слова из данных букв: t, a, b, r, i, b (rabbit) и т.д.» (используется разрезная азбука или доска).
3. На доске написаны слова с пропущенными буквами. Заполняя пропуски, учащиеся пишут слова в тетрадях (или на специально розданных листочках). Победителем становится ученик, первым правильно выполнивший задание и правильно прочитавший слова вслух.
В процессе работы над чтением можно использовать следующие дидактические игры:
1. «Кто правильно назовет «пропавшие» слова. На доске стоят 5-6 карточек с написанными на них трудными для чтения словами, например neck, little, black, rubber. Учащиеся должны быстро прочитать слова про себя, после чего учитель убирает 2-3 слова, а ученики называют недостающие слова. Можно убрать все слова после их быстрого прочтения учащимися про себя и предложить затем вспомнить их. Выигрывает ученик, первым правильно назвавший слова.
2. «Кто скорее составит предложение». На столе у учителя наборы карточек со словами, из которых можно составить предложения. Класс делится на две команды. Учащиеся из каждой команды поочередно берут эти наборы, подходят к доске, составляют предложение и читают его вслух. Затем учащиеся всей команды повторяют предложение хором. Выигрывает команда, ученики которой быстрее и правильнее выполнили задание.

Далее привожу примеры игровых ситуаций с элементами соревнования и перевоплощения (ролевые игры), которые я использую в процессе работы над лексикой.

2 класс
«Расколдуй животных»
Оборудование: картинки с изображением животных или игрушечные животные.
Речевая задача: учащиеся тренируются в употреблении образца общения «Моя кошка (собака) умеет прыгать (бегать)».
Учитель: Злая волшебница заколдовала наших любимых животных. Чтобы их расколдовать, нужно сказать, что они умеют делать.
Вслед за учителем, каждый ученик рассказывает о своем животном.
T: My dog can run.
P1: My frog can jump.
P2: My bird can fly.



«Незнайка»
Оборудование: предметные картинки или предметы, карточки с цифрами.
Речевая задача: учащиеся тренируются в самостоятельном употреблении ответных реплик (согласия, несогласия).
В игре принимает участие весь класс. Роль Незнайки исполняет учитель. На столе разложены предметы, картинки и карточки. Учитель называет предметы и цифры. Дети должны исправить учителя, если он допустил ошибку.
Учитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он тоже изучает английский язык, но как всегда путает названия предметов, цифр. Давайте поможем ему запомнить все правильно.
T: This is a ball.
P1: No, it isn’t, it’s a box.
T: This is 4.
P2: No, it isn’t. It is 6.

«Собери букет»
Оборудование: живые или искусственные цветы, осенние листья.
Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов.
Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем для него букет. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого листочка и цветка правильно, иначе букет быстро завянет.
Школьники друг за другом (по цепочке) называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала. Учитель фиксирует количество ошибок.
P1: This is a red flower.
P2: This is a blue flower.
P3: This is a yellow leaf.

«Построй домик для короля АВС»
Оборудование: карточки с буквами, магнитная доска.
Речевая задача: школьники тренируются в названии букв алфавита.
Учитель: Давайте построим домик для короля АВС. Сложим его из букв, правильно называя каждую букву. Если ученик допустил ошибку, то он лишается права строить домик.
P1: This is a letter A.
P2: This is a letter B.

3. Сохранение и укрепление здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровьесберегающих технологий. Этому в значительной степени способствует использование на уроках английского языка приёмов коммуникативно-игрового обучения с элементом двигательных упражнений. Это предупреждает утомляемость детей и является интересным моментом урока.
Приведу несколько примеров физкультминуток, которые я провожу на уроках английского языка в начальных классах.

«Пирог»
Ученики показывают, как разделывают тесто, скатывают пирожки. («Make, make, make a cake!» - «Пеки, пеки, пеки пирог!»).

«Петушок»
Большой и указательный пальцы соединяются вместе и стучат по столу, остальные выпрямлены (это «гребешок»): «Knock, knock, knock. What is it? – A cock!» («тук-тук-тук. Кто это? – Петушок!»).
«Змея»
Ладонью сначала одной, а затем другой руки изобразить змею, поднимающую голову, то плавно, то резко, затем показать кистью руки извивающуюся змею при этом приговаривая:
It’s a snake, snake, snake.
It lives in a lake, lake, lake.

Танцевально-музыкальные игры
Children, we walk and dance like:
- Медведь: ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнуты в локтях, перед собой.
- Лиса: ходьба на носочках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой.
- Олень: ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются.
- Обезьяна: ходьба на полусогнутых ногах, кружась вокруг себя, руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.
- Птица: пальцы летают в воздухе.

III
Новые идеи иногда рождаются во время урока. Часто дети сами подсказывают тему игры, ситуации. Их желание говорить по-английски служит показателем заинтересованности, увлеченности. Помимо программной лексики вводятся новые слова, которые в игре легко запоминаются.
Наблюдение за процессом обучения английскому языку в начальной школе с использованием метода коммуникативно-игрового обучения показывает, что его применение дает возможность осуществлять личностно ориентированный, деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы к процессу обучения иностранным языкам, в центре внимания которых находится личность ребенка с учетом его особенностей, возможностей и способностей, прививает учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению.

Список литературы:

Паршикова О.О. Коммуникативно-игровой метод обучения учеников начальной общеобразовательной школы (теоретико-методологический аспект). Издательство «Вебер», Донецк, 2009, - с. 167-191.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. Москва, 2004, - с.60-106.
Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе». Издательство «Просвещение», 2010, №10 – с.64-69.
Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе». Издательство «Просвещение», 2010, №8 – с.90-93.
Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт: методическое пособие. О.Пометун, Л.Пироженко. – К: АПН, 2002, - 136с.














13PAGE 15


13PAGE 14- 11 -15




15