Инновационные образовательные технологии в обучении математики. Выступление на МОЕМЦ.


Инновационные образовательные технологии
в обучении математики
Филатова Юлия Александровна
преподаватель
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
В условиях глобализации, повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности, рынок профессионального труда требует от выпускников средних профессиональных учебных заведений глубоких и осмысленных знаний математики. Традиционные методы преподавания математики не позволяют максимально эффективно и качественно обеспечить студентов всем набором необходимых математических знаний, умений и навыков. Решением указанной проблемы может служить использование инновационных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий. Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания, структуры, внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий. При этом важная роль в реформировании образования отводится развивающемуся процессу информатизации, который позволяет широко использовать информационные технологии.
Под образовательной инновационной технологией понимается системный метод создания, применения и детерминирования учебного процесса, а также усвоения знаний с учётом взаимодействия технических, технологических, материальных, организационных, человеческих и прочих ресурсов. Другими словами, инновационная образовательная технология представляет собой комплекс из таких взаимосвязанных составляющих, как:
1) современные методы и методология обучения – интерактивные и активные способы формирования компетенций, базирующиеся на взаимодействии преподавателя и активном вовлечении в учебный процесс студентов;
2) актуальный контент – необходимое и отвечающее современным реалиям содержание учебного материала, предполагающее не только освоение предметных знаний, но и развитие профессиональных компетенций;
3) высокоразвитая инфраструктура обучения – информационная, техническая, технологическая, организационная и коммуникационная составляющая учебного процесса, позволяющая использовать преимущества форм обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Эксперты в области инновационных образовательных технологий выделяют целый ряд появившихся за последнее время инновационных технологий обучения математики – личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса, управление качеством образования студента. Современное качественное образование уже немыслимо без свободного владения информационно-коммуникационных технологий. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает контроль, наглядность, несет большой объем информации, является стимулом в обучении. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математики способствует повышению уровня преподавания курса, позволяет обеспечить оперативный мониторинг и контроль за успеваемостью студентов, предоставляет доступ к базам данных математических знаний, ранее хранившихся только в специализированных библиотеках.
Применение информационных технологий способствует развитию новых педагогических методов и приемов, смягчает переход от традиционных к интерактивным способам обучения, а также содействует расширению диверсификации решаемых математических задач. Специалисты в области инновационных образовательных технологий утверждают, что внедрение новых компьютерных технологий в образовательный процесс, позволяет повысить эффективность обучения, в среднем на 30 %.
Основными инструментами преподавания математики с использованием информационно-коммуникационных технологий являются мультимедийные презентации, содержащие текст учебного материала, формулы, графики, диаграммы, анимация, видео и звуковые эффекты, программы тренажёры. Данные составляющие инновационные образовательные технологии позволяют рационально организовать процесс учебного занятия, повысить наглядность и насыщенность лекционного материала, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Кроме того, сам процесс обучения становиться интерактивным, творческим и ориентированным на студента.
Ценностью мультимедийных презентаций, а также программ тренажёров, обучающих и контролирующих компьютерных программ, является эффективная демонстрация чертежей, схем, рисунков, оптимизация и экономия учебного времени, а также лучшее запоминание и усвоение студентами учебно-практического материала.
В свою очередь, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, даёт преимущества не только студентам, но и преподавателям. Благодаря развитию информационных технологий, преподаватель может воплощать в жизнь самые новые педагогические идеи, делиться ими с коллегами, а также получать на них соответствующие рецензии и отзывы. Кроме того, возможным становиться выбор образовательной траектории, исследовательских тем, системы тренировочных заданий и задач, методы контроля обучающихся и многое другое.
В целях совершенствования педагогического процесса, увеличения процента усвояемости лекционного и практического материала, а также повышения качества преподавания математики студентам учебных заведений предлагается использование следующих инновационных образовательных технологий:
уровневая дифференциация
Технология уровневой дифференциации способствует более глубокому и качественному усвоению новых знаний, развитию индивидуальных способностей студентов, формированию навыка самостоятельного обучения, а также развития креативного и творческого мышления студентов. Задания с различными уровнями сложности упрощают процесс организации учебного занятия, создают условия для дальнейшего продвижения студентов, в соответствии с их способностями и усвоенными знаниями, повышают мотивацию студентов к получению новых знаний. В результате использования данного метода, отстающие студенты приближаются к результатам успевающих студентов, ввиду наличия мотивации продвижения к более высокому уровню сложности решаемых задач.
личностно-ориентированная технология обучения
Личностно-ориентированная технология обучения оказывает содействие преподавателю в создании интерактивной атмосферы на занятии, а также  создаёт условия для выявления, формирования и дальнейшего развития индивидуальных способностей у студентов.
проблемно-поисковый способ обучения
Суть данного метода заключается в создании проблемных ситуаций, а также активизации познавательной деятельности студентов, направленных на поиск и решение сложных концептуальных вопросов и примеров, требующих актуализации полученных знаний. Ситуационные задачи создаются с помощью наводящих вопросов, подчёркивающих важность и значение объекта познания. Использование проблемно – поискового способа обучения способствует развитию самостоятельных навыков у студентов, а также максимальной актуализации полученных знаний.
исследовательские методы
Исследовательские методы предоставляют студентам возможность самостоятельно увеличивать багаж математических знаний, качественно проводить диагностику рассматриваемых проблемных ситуаций, предполагать собственные пути решения, а также определять индивидуальный вектор развития каждого студента.
игровые технологии
Использование игровых моментов, а также включение в практическое занятие ситуационных задач, с элементами игры, делает процесс обучения более непринуждённым и захватывающим, способствует формированию положительного отношения студентов к предмету, а также повышает усвояемость лекционного и практического материала.
Таким образом, использование в процессе преподавания математики данных инновационных образовательных технологий, способствует в построении эффективного моста между преподавателем и студентами, а также поможет в развитии индивидуальных и самостоятельных навыков студентов. Применение новых информационных технологий в преподавании математики предполагает обеспечение студентов методическими и учебными материалами нового типа – компьютерными учебниками и компьютеризированными учебниками, и задачниками.
Список литературы:
Апатова Н.В. Информатизация и инновационное развитие. // Экономика и управление, 2007, № 4-5, – С. 74–79.
Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.
Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов. Под ред. А.В.Хуторского. М., 2006.
И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель», Волгоград, 2009. 248 с.
Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения. М., Баллас, 2006.
Коротков Э.М. Управление качеством образования. М., Gaudeamus, 2007.
Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения. Методический лекторий, Москва, 2009
КГУ «Литвинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Карагандинская область Осакаровский раон»
Инновационные образовательные технологии
в обучении математики
Выступление на МОЕМЦ
2016-2017
Учитель: Тимофеева С.А.