Внеклассное мероприятие — Игра «Знаем русский язык» в рамках недели «Русского языка и литературы»

Игра «Знаем русский язык»
Цели: расширить знания учащихся по русскому языку, развивать внимательность, сообразительность, собранность; воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность.
Ход мероприятия
1 тур
12 участников. Вопросы предполагают ответы «да», «нет». За правильный ответ – 1 балл.
Верите ли вы, что
Существительное тюль в русском языке мужского рода? (Да.)
В русском языке 33 буквы? (Да.)
Букву э придумал Петр 1? (Да.)
Причастие –это самостоятельная часть речи? (Нет, форма глагола.)
В слове обороноспособность 7 букв о? (Да.)
Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает «неубранное место, находящееся в беспорядке место»? (Да.)
Самый древний знак препинания – запятая? (Нет, точка.)
У глагола вынуть нет корня вообще? (Да.)
Существительное ножища относится к среднему роду. (Нет, к женскому – нога).
Глагол читать относится к 1 спряжению. (Да.)
Слово пожелтевший – это деепричастие. (Нет, причастие0.
Правильно торты. (Да.)
Существительное ночь относится ко 2 склонению. (Нет, к 3-му.)
Числительное пятый порядковое. (Да.)
Союз потому что сочинительный (Нет, подчинительный.)
После первого тура выбывают 4 участника с наименьшим количеством баллов.
Литературная пауза
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
2 тур
8 участников. Вопросы предусматривают 3 варианта ответа, один из которых правильный. Дети поднимают карточку с номером правильного ответа. Вопрос демонстрируется на проекторе. За правильный ответ – 1 балл.
1)Какого рода существительное кресло-качалка? (Ср.род.)
1.мужской род;
2.женский род;
3.средний род.
2)Какое растение существует?
1.Том-и-Джерри;
2.Сашка-да-Машка;
3.Иван-да-Марья.
3)Какая буква самая молодая в русском языке? (Ё.)
1.ё;
2.э;
3.я
4)Какой знак препинания необходимо поставить в словах из известной сказки, чтобы спасти жизнь человеку: «Казнить нельзя помиловать»?
1.!
2.,
3. «»
5)Какого рода существительное фламинго?
1. женский род;
2.мужской род;
3.Средний род.
6.А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?
1.И
2.Ничего.
3.А,Б
7.Какое местоимение может работать приставкой?
1.мы
2вы;
3.ты
8.Назовите лишнее слово среди синонимов:
1.красный;
2.фиолетовый;
3.алый.
9.Сколько букв в слове интеллигенция?
1.13.
2.12.
3.14.
10)На какой слог падает ударение в слове творог?
1.на первый;
2. на второй;
3.может как на первый, так и на второй.
После второго тура игру покидают 2 участника с наименьшим количеством баллов.
Поэтическая пауза
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь.
В.Шефнер

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь –
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин
3 тур
6 участников. Ответы на вопросы участники дают сами (пишут на листке). За правильный ответ – 2 балла.
Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, употребленным в значении существительного? (Русские.)
Образуйте форму множественного числа от слова дно. (Донья.)
С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (Малина.)
От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? (Кость.)
В русском языке для обозначения артистки балет используется слова балерина. Образуйте слов мужского рода, называющее эту профессию. (Солист балета.)
Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, кавычки, многоточие.)
Маленьких детей просят показать ротик, носик, губки, а вам придется показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, перст.
Чем отличается невежа от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный.)
Вы шляпу оденете или наденете? (Надеть.)
Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
После 3 тура выбывает 2 участника с наименьшим количеством баллов.
Этимологическая пауза
Дамоклов меч
У одного греческого тирана Дионисия-старшего был приближенный вельможа Дамокл, который очень завидовал своему властелину и считал его счастливейшим из людей.
Однажды Дионисий решил проучить Дамокла. Во время пира он приказал слугам возвести Дамокла на трон, оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от восторга. Но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой острием вниз висел тяжелый меч, подвешенный на тонком конском волоске. Каждую минуту он мог сорваться прямо на голову Дамокла.
Ну что теперь скажешь, Дамокл? спросил тиран. Спокоен ли я на своем троне?
С тех пор выражение дамоклов меч произносят, когда идет речь о нависшей опасности, которая может обрушиться в любую минуту.
Троянский конь
По греческому преданию, это огромный деревянный конь, в котором спрятались воины, осаждавшие город Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в город. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в Трою остальное войско. Троянский конь -это тайный, невидимый враг, которого не сразу и распознаешь
Ахиллесова пята
Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.
В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой.
Сизифов труд
В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном к царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.
Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала
Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.
4 тур
4 участника. На доске записаны категории. Участники поочередно выбирают категорию и номер вопроса. За правильный ответ – 3 балла.
Слова-иностранцы (необходимо дать лексическое значение слов)
1.Антракт – перерыв между актами спектакля.
2.Метаморфоза – изменения.
3.Полемика –спор.
Народная мудрость (необходимо закончить пословицы).
1.Волка ноги(кормят).
2.Под лежачий камень (и вода не течет).
3.Ум хорошо, а(два лучше).
Фразеологизмы (необходимо объяснить фразеологизмы).
1.Прийти на разбор шапок – «опоздать»;
2.Заячья душа – «человек, который всего боится, во всем неуверен»;
3.Втирать очки – «обманывать».
Имена (вопросы связаны с именами)
1.Как назовем взрослого Севу?
2.Какое женское имя заканчивается ни на а, ни на я? (Любовь.)
3. В каком имени 30 букв я? (Зоя.)
Слова-родственники (необходимо подобрать синонимы к словам.)
1.Волшебник (маг, чародей).
2.Маленький (миниатюрный).
3.Великолепно (превосходно).
Знаки препинания
1.Какой знак препинания часто болеет? (Больной вопрос.) 2. Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?». Что получил писатель в ответ? («!»)
3. Какой знак препинания сказал о себе:
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (?)
Литературные герои
Как звали бы кота Базилио из сказки, если бы он родился в России? (Васька.)
Определите, в каком стихотворении встречаются следующие слова: спаленная, схватки, нынешнее, племя, доля, безделка, сечь, ликовал, сражен, молвил, очи, сражение, изведал, смеркалось, затеять (М.Лермонтов «Бородино».)
У какого литературного героя слово дверь то имя существительное, то имя прилагательное? (Митрофан из «Недоросля» Фонвизина.)
Спряжение глагола
Склонение существительных
Порядковые числительные
Подчинительные и сочинительные союзы
Употребление глаголов надеть, одеть.
Старинные названия частей тела человека.
Какого рода существительное кресло-качалка?
Какая буква самая молодая в русском языке?
Какого рода существительное фламинго?
А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?
Какое местоимение может работать приставкой?
От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей?
Значение слов антракт, метаморфозы, полемика
Значение фразеологизмов втирать очки, авгиевы конюшни, заячья душа, прийти на разбор шапок.
У какого литературного героя существительное дверь то женского рода, то мужского?
Самоанализ
внеклассного мероприятия - Игра «Знаем русский язык»
в рамках недели «Русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели «Русского языка и литературы» с целью расширения знаний учащихся о русском языке, развития внимательности, сообразительности, собранности; воспитания интереса к урокам русского языка, любознательности.
Мероприятие подготовлено для среднего звена. Форма мероприятия - игра. Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию познания, эффективность и продуктивность учебной деятельности, позволяет учащимся проявить знаний по русскому языку. При подготовке к мероприятию мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Этапы урока продуманы, логичны. Была использована следующая литература: «Занимательная грамматика», «Терминологический словарь», «Этимологический словарь», «Словарь иностранных слов», «Фразеологический словарь», Басни Крылова, Стихотворение В.Шефнера
Для подготовки мероприятия были привлечены учащиеся 9 класса.
Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи мероприятия удалось реализовать. Это мероприятие дало возможность учащимся почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации.
15