Игровые технологии на уроках физики


МОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа»







«Игровые технологии
на уроках физики»

Кирдяшова Л.И. – учитель физики МОУ «Лопатинская ООШ»

























ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ:


Стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения; развитие навыков критического мышления и анализа;
создание условий для обучения школьников умению применять решения индивидуально и в сотрудничестве.


































Дитя требует деятельности беспрестанно
и утомляется не деятельностью,
а ее однообразием и односторонностью.

К.Д. Ушинский.

Как повысить интерес к своему предмету? Такой вопрос мучает большинство учителей, и честно говоря, очень трудно найти ответ на него. Но за годы работы в школе я пришла к выводу, что существуют некоторые причины холодного отношения учащихся к своему развитию.
Ученик не может заниматься однообразной работой более двух-трех месяцев.
Трудно охватить все интересы учащихся.
Поэтому в течение последних лет я использую на своих уроках методы и приемы, направленные на развитие познавательного интереса учащихся.
Процесс обучения всегда строился как процесс передачи информации от учителя к ученику, что противоречит человеческой природе. Дело в том, что люди – существа деятельные, только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир. В школе же дети выполняют совершенно иную деятельность: слушают учителя, одноклассников, причем не по потребности, а потому что им «велят», а действия производят указанные учителем. Это несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем. К сожалению, мы часто забываем такую истину: мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь и там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является интерес. Но ведь не все в жизни интересно! Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли ученика предстоящей учебной работой.
Учебная игра способствует развитию интереса к предмету и знаниям. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное.
Игра стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большое количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.
Существуют различные подходы к классификации игр:
- по характеру моделируемой ситуации;
- по характеру игрового процесса;
- по способам передачи и переработки информации.
Игровые элементы, применяемые мной в преподавании физики в основной школе, условно можно разделить на несколько групп:
Творческие задания, выполняемые в игровой форме: сообщения-сказки, фантазии на заданную тему, ролевые игры;
Детские игрушки как инструмент исследования окружающего мира;
Домашние лабораторные работы, выполнение которых содержит игровые элементы;
Использование игровой мотивации при работе с компьютером.

Творческие задания
Разного типа творческие задания предлагаю ученикам к выполнению в течение всех лет обучения в школе. Для учеников 7-8 классов использую такие творческие задания, выполнение которых детьми воспринимается как игра. Игровые моменты могут содержаться как в формулировке задания (написать сообщение-сказку на заданную тему, представить мир, в котором реализовалась физически невозможная ситуация, и описать события в таком мире), так и в тех инструментах, которыми для выполнения задания приходится пользоваться. Особое место на начальном этапе знакомства с физикой занимают ролевые игры. Одно из первых сообщений по физике семиклассники пишут о температуре (ученикам на выбор предлагается ряд тем: о температурных шкалах, о людях, чьи имена присвоены температурным шкалам, о методах измерения температуры). По итогам написанных и доложенных на уроке сообщений, проводится урок-игра «Суд над температурой». Заранее назначаются обвинители, которые должны выявить негативные для человека свойства этого явления, защитники, один ученик исполняет роль обвиняемого – температуры. Во время заседания суда заслушиваются свидетели - авторы температурных шкал. Состав суда также назначается заранее. Как правило, вердикт суда – «оправдать», но дебаты разыгрываются не на шутку. Семиклассники получают задание написать сообщение-сказку по теме «Мир без силы трения». Им предлагается в произвольной литературной форме изобразить мир, в котором силы трения по каким-то причинам отсутствуют.

Игрушка как инструмент исследования детьми окружающего мира

Большое место в жизни любого ребенка занимают игрушки. Настоящим откровением для детей оказывается простая мысль, что игрушки могут демонстрировать конкретные физические явления, иногда очень сложные. Пристальный взгляд на любимые игрушки приводит к осознанию того, что физика занимается не какими-то книжными истинами, а изучает явления окружающего мира. Вместе с игрушками ребята выставляют самодельные устройства, выполненные при прохождении тем «Закон Паскаля», «Сообщающие сосуды», «Атмосферное давление»

Домашние лабораторные работы

При выполнении таких работ ученику необходимо в домашних условиях самостоятельно составить из бытовых предметов устройство, демонстрирующее изучаемое физическое явление. В процесс «конструирования» с удовольствием включаются взрослые, помогают найти ребенку неожиданные решения и материалы для самодельных устройств. Одним из примеров такого задания служит домашняя лабораторная работа по созданию самодельной электрической батарейки, выполняемая учениками 8-го класса при прохождении темы «Электрический ток». Перед началом работы детям раздается описание нескольких вариантов самодельных гальванических элементов. Устройства выполняются детьми из монеток, фруктов и так далее.
Кроме домашних лабораторных работ, развивающих навыки конструирования, детям также предлагается ряд работ, которые условно можно назвать исследовательскими. Такие работы выполняются учениками с не меньшим энтузиазмом, они увлеченно играют в предложенную игру-исследование. Задания для таких работ могут быть очень простыми, не требующими больших затрат времени. Так при прохождении темы «Работа и мощность», детям предлагается найти работу, затраченную при подъеме самих себя по школьной лестнице и мощность, развиваемую при этом. При изучении механических колебаний ученики получают задание измерить собственный рост с помощью нитки и секундомера. При прохождении темы «Электризация» в 8 классе необходимо исследовать это явление в домашних условиях и представить отчет. Отчеты обычно представляют в виде богато иллюстрированных документов Word, документов Power Point. В отчетах ученики обсуждают полученные результаты, пытаются понять причины отдельных неудач.



Использование игровой мотивации при работе с компьютером.

Многие задания, которые детям в традиционном варианте показались бы скучными, при появлении любимой игрушки – компьютера приобретают особую привлекательность. Компьютерная техника активно используется школьниками при выполнении творческих заданий и оформление отчетов о домашних работах, создавая дополнительный положительный эмоциональный настрой в их учебной деятельности. Детям очень нравится вести поиск учебных материалов в сети Интернет. Этот процесс для них также содержит игровые элементы, азарт соревнования – кто сможет найти самую интересную информацию по заданной учителем теме.
Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный
2. Основной этап (непосредственное проведение игры)
3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры)
Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива. При конструировании игры необходимо также четко продумать ее адаптацию к конкретным участникам и условиям.

Результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности данной технологии

Практика моей педагогической работы свидетельствует: уроки физики по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, формулы и, самое главное, - «раскрепощают» ученика, его мышление. Облегчается усвоение учебного материала, включается в работу каждый ученик, повышается уровень мотивации при обучении, улучшается обратная связь с учеником. При сравнении деловой игры и аналогичной ей по объему и содержанию традиционной лабораторной работы (8 класс) отмечены следующие результаты: уровень усвоения знаний в первом случае – 64%, а во втором случае – 50%. При лекционной подаче материала усваивается не более 50% информации, в деловой игре – до 80%.


























Достоинства игровых технологий

С помощью игры можно снять психологическое утомление. Наша школа малокомплектная. Известно, что в малом классе каждый ученик находится почти под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что, если не принять специальных мер, ведет к его эмоциональной перегрузке; налицо негативное проявление малой наполняемости. Но этот «минус» можно нейтрализовать и даже обратить в «плюс» посредством организации игры на уроке. В процессе игры ученику «малого» класса только кажется, что он свободен от воздействия учителя, в действительности же педагог ненавязчиво его направляет, контролирует, советует. Но тем не менее напряжение при этом снимается.
Вывод: игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Но хочется особо отметить, что игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.



































15