Доклад по русскому языку на тему : Методика взаимотренажа как средство развития коммуникативных умений


Введение
В соответствии с ФГОС начального и основного общего образования , утвержденными приказами Министерства образования и науки России от06.10.2009 №373 и от17.12.2010 №1897, компонентом основной образовательной программы школы должна стать программа формирования универсальных учебных действий, которая находит отражение в рабочих программах всех учебных предметов и в программе организации внеурочной воспитательной работы.
В стандартах сформулированы требования к содержанию программ формирования универсальных учебных действий у обучающихся требования к содержанию этих программ несколько отличаются на ступенях начального и основного общего образования. Вместе с тем общими и наиболее важными являются :-описание функций и характеристик УУД( личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью.
-типовые задачи формирования разных видов УУД
-описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся.
Общая характеристика универсальных учебных действий
Под универсальными учебными действиями идеологами стандарта нового поколения понимается в широком смысле умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а тем самым обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Следует выделить 4 вида универсальных учебных действий:
-личностные( личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориетация)
-регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, конроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
-познавательные( общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы)
-коммуникативные( учет позиции собеседника либо партнера по деятельности, действия направленные на кооперацию, сотрудничество, коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлекцииВ отношении последней группы УУД я делаю важное уточнение. Коммуникативные действия включают 2 подгруппы умений:
-умения кооперации, умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах,командах.
-умения коммуникации – работа с информацией, выражение своих мыслей в устной и письменной форме, слушание и чтение с пониманием
Особое место на коллективных учебных занятиях уделяется коммуникативным универсальным действиям. Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать его другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия
при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Поэтому формирование умений коммуникации, на мой взгляд, должно стать первоочередной задачей каждого предметника. Во –вторых еще более важными эти умения становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися(без чего невозможно обеспечить реализацию индивидуальных программ, а также сформировать, личностные ,регулятивные и коммуникативные умения)
Сейчас я хочу на практике показать как использовать методику взаимотренажа на уроках . Этот метод простой, можно адаптировать под разные предметы и темы. Основным видом работы в паре является тренировка. Ученики получают разные карточки и выбирают себе напарника. Первый ученик диктует второму первое задание своей карточки(естественно не озвучивая ответ), а второй ученик отвечает на второй вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный то он диктует второе задание. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз ответить на этот вопрос. Если напарник ошибается, то первый ученик озвучивает ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу.
Когда первый ученик продиктует все задания своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик диктует вопросы своей карточки. Когда все вопросы продиктованы ученики заканчивают работу и расходятся. Далее ученик ищет нового напарника и работает так же, как и в первой паре.
Особенность методики в том , что ученик не меняет свою карточку. Это следует из предназначения методики, а это – тренировка.
Мне она очень помогает на уроках русского языка. Я начала использовать этот метод с октября месяца. Мы с пятиклашками назвали метод- Игра «Ты- мне, я- тебе..»
Игра «Ты мне - я тебе..»- Как можно проверить непроизносимые согласные?
-Нужно сначала подчеркнуть в слове непроизносимый согласный, потом нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово ,в котором это согласное слышалось бы отчетливо.
2. Проверим слово честный, в этом слове непроизносимый согласный тНужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором это согласное слышалось бы отчетливо: нет чести, согласный Т слышится отчетливо, значит в слове честный пишем Т
3.Смени напарника.
4.проверь слово здравствуй как во 2 пункте
5.смени напарника
6.проверь слово звездный как во 2 пункте
7.смени напарника
8.проверь слово радостный как во 2 пункте
доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Неподвластный никому – не подчиняющийся никому
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Неподвластный никому – не подчиняющийся никому
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Неподвластный никому – не подчиняющийся никому
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Неподвластный никому – не подчиняющийся никому
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Разномастные лошади – лошади разных мастей(чузуну)
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Захолустный ландшафт – провинциальный пейзаж
Безвозмездный дар – бесплатный дар
Доблестный рыцарь- храбрый ,благородный рыцарь
Толпа безмолвствовала – толпа молчала
Ненавистный наместник- заместитель кого-либо
Нелестный отзыв- содержащий неодобрение кого-либо, чего-либо, неприятный
Беспристрастный судья- справедливый судья