Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учено воспитательного процесса
Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного ученовоспитательного процесса
Без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить школьников к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Преемственность обеспечивает непрерывность, эстафетность образовательного процесса, качественную подготовку детей на более высоком уровне. Преемственность предполагает максимальное использование на каждой ступени обучения, достигнутого на предыдущих ступенях.
Преемственность с позиции школы – это опора на те универсальные учебные действия, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
Средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий.
Старшая ступень школы – способствует самоопределению личности.
И выпускник школы – это результат педагогического труда учителей и внимания родителей.
Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.
В следующем учебном году, выпустив своих 11- классников, я впервые буду
работать с пятиклассниками, которые, которые 4 года обучались по новым ФГОСам, поэтому вопрос преемственности в обучении для меня особенно актуален как для классного руководителя, и как для педагога, который преподаёт свой предмет. К подобной работе я начала готовиться уже в этом учебном году. Изучая программы предмета "Окружающий мир" в 4-ом классе, обратила внимание на то, какие УУД сформированы у детей для того, чтобы успешно приступить к изучению нового для них предмета - "География". Для себя я определила содержание каких тем наиболее полно представлено в начальной школе. Например, таких тем, как: "Земля-планета Солнечной системы", "Наблюдения в природе", "Охрана окружающей среды". Следовательно, изучение географии в 5-ом классе следует начинать с опоры на содержание именно этих тем. С точки зрения преемственности результатов обучения особый интерес представляют также метапредметные и личностные результаты обучения в начальной школе как опора для дальнейшего их развития и совершенствования в основной школе.
Кроме того, во 2 полугодии планирую посетить уроки в 4 классах, с целью знакомства с коллективом учащихся, изучения особенностей организации учебной деятельности в начальной школе.
И, на основание полученного материала перед учителем ставится задача – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям.
Какие к нам приходят дети из начальной школы! Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать и если возможно попробовать на вкус.
И очень важно и дальше поддерживать искренний интерес ребенка к окружающему миру.
С чего же должно начинаться обучение «С ощущения счастья от познания самых обычных вещей ». Вдумавшись в эти слова - меняешь отношение к уроку.
Как же создать это удивительное ощущение у детей 5 классов?
Первое, что необходимо с первых же дней знакомства с новым классом - поддерживать интерес к обучению, ведь работа без интереса – каторга.
Любой реагирует на привлекательную цель. Объявляя цель урока не обязательно озвучивать её сухим языком, она может стать привлекательной и актуальной, если включить личную заинтересованность ребенка.
Например. Урок по теме «Экологические проблемы» начинаем просмотром мультфильма «Про экологическую корову», где милое животное пасется на мусорной свалке, дышит грязным воздухом, пьет грязную воду и в итоге, когда хозяйка подоила корову - она залила молоко в автомобиль и поехала. Дети активно вступают в диалог, определяют тему урока и поднятую проблему.
Тема, вызывающая удивление, всегда привлекает внимание. При изучении темы «Атмосферное давление» известие о том, что сейчас на твоих ладонях находится столб воздуха, весом равный легковому автомобилю, вызывает недоверие, а после соответствующих расчетов и шок. Однако, тема «Атмосферное давление» надолго оседает в памяти.
Некая толика фантастики делает урок еще более интересным и запоминающимся. «Что произойдет, если ?» я уверена, данный прием
·неоднократно применялся вами.
Следовательно, чтобы предметное содержание находило активный отклик у ученика и переходило в практическую плоскость через его действия и поступки, это содержание должно стать значимым для ученика, стать его потребностью.
Поэтому уроки должны быть яркими, эмоционально окрашенными.
Поскольку, младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, следовательно, на уроке должна быть частая смена видов деятельности, уроки должны проходить на деятельностной основе.
Еще одна проблема, которую следует учитывать: Ускорение информационного потока, с одной стороны, расширяет кругозор ребенка, а с другой – порождает опасность поверхностного, созерцательного отношения к информации. Именно поэтому зачастую возникает чувство знакомости, хотя само знание чисто визуально, на уровне обрывочных впечатлений.
И задача учителя, в отличие от стихийного, спонтанного познания, довести нужную информацию до определенного уровня усвоения.
Поэтому ребенок все-таки должен прийти к пониманию, что школа - это труд, и необходима полнейшая отдача для достижения цели.
Мы живём в век [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], загруженности информацией и разнообразной деятельностью. Мы все понимаем важность минуток отдыха, минуток, когда можно остановиться и уделить пару минут себе. Такие минуты отдыха просто необходимы на уроках в школе. Как показывает опыт работы, обучающиеся любят такие паузы, а минутки, потраченные на отдых, идут только во благо урока. На своих уроках я использую релаксирующие приёмы, которые, помогают снять усталость, нервное напряжение и являются идеальным мостиком при переходе от одного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к другому, мотивацией к работе на уроке или следующему этапу.
Одним из самых любимых ребятами моментов отдыха, я считаю старый проверенный временем способ – физкультминутки, имеющие географическую направленность.
Очень важным является соблюдения преемственности в обучении при переходе со средней ступени обучения на старшую, ведь именно старшая ступень – способствует самоопределению личности.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
XXI век заявляет новые требования к профессиональной успешности: профессионалы XXI века - это специалисты широкого профиля, для которых не существует непреодолимой границы между гуманитарным и естественно-научным знанием и между совершенно несмежными дисциплинами. Впервые обращение к проблеме метапредметности в школьном образовании было осуществлено в ФГОС второго поколения.
И на мой взгляд связывающим звеном при переходе со средней ступени обучения на старшую должны стать метапредметные уроки. И уже в 8, 9 классах все чаще мы должны включать метапредметные уроки. А в старшей школе они должны быть преобладающими.
На таком современном уроке учитель должен стать конструктором педагогических ситуаций, в основу которых положена метапредметность. Ученик осваивает обобщенные способы мыследеятельности в рамках изучения разнообразных предметов.
Метапредметный урок- это урок, на котором... - происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Он направлен на формирование у школьников соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
По- моему, единственный предмет, в котором как жизни сплетается все, это география.
Темы метапредметных уроков:
«Что превращает гранит в песок?»
«Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?»,
«Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?»
«В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?» (география, химия, биология, физика)
«Какими возможностями обладает современная наука для производства продуктов питания?» (география, биология, химия, медицина, экономика
«Может ли 21 век стать веком старения населения?» (Демография, экономика, медицина, экология).
«Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?»
«Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?»
Школьная география, находясь на стыке образовательных областей «Обществознание» и «Естествознание», наиболее остро выявляет необходимость проведения принципа метапредметности образовательного процесса в педагогическую действительность.