Публикация на тему: «Внеурочная деятельность как одна из форм формирования жизненных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Шадрина Анастасия Юрьевна
учитель начальных классов I категории
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №1»
города Волжска Республики Марий Эл


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ VIII ВИДА.

Великие возможности приходят ко всем,
но немногие люди даже и не подозревают,
что встречались с ними.
В этом нет ничего удивительного
зерно тоже совершенно не понимает на
какую почву оно упало. (Ульям Даннинг)

Мы все прекрасно знаем, какое большое внимание уделяется внеурочной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
В настоящее время существует ряд социальных и экономических явлений, негативно влияющих на процесс воспитания подрастающего поколения:
- расслоение населения (в том числе детей) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающие с сознанием ребенка различные средства массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM- радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
резкое снижение уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
- ограниченность общения со сверстниками;
- неучастие современных детей в деятельности детских общественных организаций;
- конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы;
- разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.
Поэтому воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом. В нём прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Под внеурочной деятельностью предполагается составная часть учебно-воспитательного процесса в школе. Это одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в секциях, любительских объединениях, музеях, во время классных вечеров, праздников, фестивалей и т.д. К специальной форме внеурочной работы относится организация работы групп продленного дня.
Понятие «ограниченные возможности здоровья» является достаточно спорным. Его можно истолковать следующим образом: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Для успешной организации внеурочной деятельности в начале каждого учебного года в нашей школе организуется стена досуга. На ней дети и родители могут ознакомиться с тем, какие кружки и секции проводятся на базе школы и в городе.
На классные часы приглашаются представители различных детских организаций города, которые рассказывают о своей деятельности, предоставляя детям возможность выбора внеурочной деятельности. Детям-инвалидам и их родителям даётся возможность получить консультацию по интересующим их вопросам.
Виды и формы этого процесса обучающихся зависят от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. По желанию родителей и обучающихся определяется вид внеурочной деятельности. Классные часы, праздники, походы, экскурсии, поездки в театры, беседы с интересными людьми с участием детей с ограниченными возможностями здоровья тщательно продумываются и проводятся с обязательным участием родителей обучающихся.
При выборе вида внеурочной деятельности, конечно же, особое внимание уделяется тем, которые способствуют развитию и совершенствованию обще учебных навыков, при этом учитываются рекомендациям врачей.
Каждый год в нашей школе организовывается декада «Возьмёмся за руки, друзья», посвящённая Международному дню инвалидов. Декада предусматривает участие детей с ограниченными возможностями здоровья в различных конкурсах (рисунков, фотографий, поделок, презентаций, а также участие в школьных и республиканских конкурсах), в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, в подготовке мероприятий, посвящённых Новому году, Рождеству, Масленице, Дню Защитников Отечества («Смотр строя и песни», игра «Зарница»), ежегодное участие в экологических мероприятиях. Всё это направлено на воспитание культуры работы в конкурсах, на повышение самооценки детей, на воспитание толерантности, любви к Родине и окружающему миру всех участников образовательного процесса.
Благодаря такой работе дети чувствуют себя успешными. Если в учебной деятельности у таких детей возникают трудности, то здесь они могут достичь определённых высот, добиться успеха.

Литература:
1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников/. Методический конструктор: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010.
2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / – М.: Просвещение, 2009.
15