Технологическая карта к уроку по литературному чтению.О.Полонский. Муравьиное царство.Сравнение текстов (3 класс)
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя: Михеева Елена Васильевна
Класс: 3 «А»
Дата: 27.11.2014г
Предмет: литературное чтение
Тема урока: : О.Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Сравнение художественного и познавательного текстов.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цели урока:
образовательная: познакомить с творчеством О.Полонского; учить сравнивать художественный и научно- популярный текст;
развивающие: развивать умения находить общее и различия; находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения); составлять собственное высказывание;
воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
УУД:
Познавательные: определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов.
Регулятивные: выполять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные: проявлять желание читать произведения о насекомых; проявлять бережное отношение ко всему живому.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Цель
Содержание учебного
материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
момент.
Создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
Приветствует обучающих, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
2. Речевая разминка
Активизировать мыслительную деятельность учащихся; настроить на положительный эмоциональный фон.
а) (СД 1) Стихотворение «Муравьи» дети читают по заданию: шёпотом, вполголоса, выделяя голосом только сущ- ые, только глаголы
(.Раскодирование ключевого слова)
б) ( СД 2) Подобрать к каждому устойчивому сочетанию правой колонки противоположное по значению левой колонки.
а) Ставит задачу:
-Читаем шёпотом (по 1 строчке),
-Читаем вполголоса(жужжащее чтение),
-Мальчики читают, выделяя голосом только существительные,
- Девочки читают, выделяя голосом только глаголы.
б) Предлагает выполнить задание в группе.
а)Работают по заданию учителя
б) В группе таблица с фразеологическими оборотами. Дети выполняют задание. Сопоставляют с эталоном. (СД 3)
3. Сообщение темы и постановка целей урока.
На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
Составить слова, сверить с эталоном.
Постановка проблемного вопроса.
- Объясняет задание-кодировку.
- Составьте слова:
* ауМьврнеои (Муравьиное)
* аБбчоак (Бабочка)
* уарейМв (Муравей)
* старЦов (Царство) ( СД 4)
Ставит проблемный вопрос:
- Попробуйте по этим словам определить тему урока.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выдвигает проблему. Подводит к теме урока.
Выполняют задание, составляют слова, сравнивают с эталоном. (СД 5)
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока:
«Муравьиное царство» (СД 6,7)
4. Проверка домашнего
задания.
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
Составление рассказа на тему «Встреча Муравьишки с Бабочкой» ( в рабочей тетради)
- На предыдущем уроке мы работали над текстом В.Бианки. - Как он назывался?- (СД 8,9) Какова тема текста? ( О муравье)- А основная мысль? ( Испытания Муравьишки)- С какими помощниками встретился Муравьишка? ( 1 Гусеница-Землемер. 2 Паук – Сенокосец. 3 Жужелица. 4 Жучок – Блошачок. 5 Кузнечик. 6 Водомерка.7 Майский Хрущ.8 Гусеница – листовёрка) (СД 10,11,12,13,14,15,16,17,18) - И определили жанр произведения. Какой? (художественный рассказ)- Расскажите ваши истории про то, как Муравьишке помогала Бабочка. ( в группе. Лучшие рассказы читают вслух
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
В группе слушают рассказы, выбирают лучший. Класс слушает лучший рассказ от группы.
5. Работа по теме урока.
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
Работа с учебником с 115-116, с иллюстрацией.
- Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чём будет это произведение?
- Сегодня познакомимся ещё с одним произведением о муравьях.
Ответы детей на вопросы учителя.
Текст читают хорошо читающие дети.
(Поиск и выделение нужной информации и занесение её в кроссворд.)
6. Физминутка
Научить выполнять комплекс двигательных упражнений и дыхательной гимнастики
Изучение и выполнение упр-ий:
1 упр-е «Ленивые восьмёрки»
2 упр-е «Шапка для размышлений»
Выполняет упражнения .
Обучает комплексу на личном примере.
Выполняют упражнения.
7. Продолжение работы по теме урока.
Проверить уровень приобретённых знаний.
Учить оформлять результаты исследования в таблице.
Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
а) Беседа по тексту
б) Составление сравнительной таблицы.
- Понравился ли вам текст?
- Что из него узнали о муравьях?
- Тема текста?
- Основная мысль текста?
- Найдите в тексте опорные слова и выражения.
- С их помощью составьте краткий рассказ о муравьях.
- Можно ли произведение «Муравьиное царство» назвать сказкой? Обоснуйте своё мнение.
- Проведите исследование произведений В.Бианки «Приключения Муравьишки» и О. Полонского «Муравьиное царство» и результаты оформите в таблице. (СД 19)
Критерии
В.Бианки
«Приключения Муравьишки»
О.Полонский
«Муравьиное
царство»
Жанр
Художественный рассказ
Научно- познавательный рассказ
Тема
О муравье
О муравьях
Основная мысль
Испытания Муравьишки
Жизнь муравьёв
Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу в парах, в группе.
Дети отвечают на вопросы.
Ищут опорные слова и выражения.(в паре)
Составляют краткий рассказ (в паре).
Презентация таблицы группами.
8. Рефлексия учебной деятельности
Проверка способности самооценки, как личностный результат
Беседа
(СД 20) - Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- За что бы вы похвалили себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
Оценивают свою работу на уроке
9. Домашнее задание
Стимулировать желание читать произведения о насекомых.
Самостоятельная работа
- Найти интересную информацию в научно- познавательной литературе о других насекомых.
Самостоятельная работа с научно- познавательной литературой.
Краткий самоанализ урока.
Урок на тему: «О.Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Сравнение художественного и познавательного текстов.» _тесно связан с предыдущими уроками. По программе на раздел «Люби всё живое» отводится 22часа, а данный урок является 9-ым в системе уроков. Прослеживаются тесные метапредметные связи с ИЗО – тема: «Рисуем сказку», с технологией - тема«_Кукольный театр», с окружающим миром – тема: «Животные луга». Форма проведения урока выбрана по типу: «Урок отработки умений и рефлексии». На предыдущих уроках дети изучали жизнь животных и насекомых по произведениям К.Паустовского «Барсучий нос», статья «Барсук» из энциклопедии, весёлые стихи В.Берестова, Б.Заходера. На уроках учились анализировать тексты, работать по алгоритму: определять тему текста, основную мысль текста, жанр произведения, выбирать верное утверждение и обосновывать своё мнение, оформлять результаты исследований в таблице. Данный урок является логическим продолжением работы в разделе «Люби всё живое».Таким образом, выбранный тип урока, имеющий свою определенную структуру и определенное время на проведение каждого этапа явились оптимальными для данного урока. А это, несомненно, способствовало получению хороших результатов обучения. Деятельность учащихся на уроке носила ярко выраженную практическую направленность, на формирование метапредметных универсальных учебных действий, навыков саморазвития и самовоспитания; Урок носил здоровьесберегающий характер, и в своей деятельности я опиралась на индивидуально - психологические особенности детей. Урок строился на основе применения современных ИКТ. Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает общая атмосфера урока (рабочая, деловая, атмосфера заинтересованности) и хорошие отметки. Следовательно, цели урока достигнуты, задачи каждого этапа решены. Это обнадеживает и настраивает на получение стабильно высоких результатов обучения, что и должно прослеживаться в моей дальнейшей деятельности.
15