Сравнение художественного и научно — познавательного текстов (технологическая карта урока).


Самоанализ урока литературного чтения
по произведению В. П. Астафьева « Стрижонок Скрип». Сюжет. Сравнение художественного и научно – познавательного текстов.
Тип урока –урок построения системы знаний с применением использования элементов технологии развития критического мышления ( элементов исследования).
При построении урока были поставлены следующие задачи:
учить восстанавливать сюжетную линию рассказа;
учить учащихся вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей ;учить сравнивать художественный и научно – познавательный тексты
Для реализации формирования ууд были сформулированы следующие планируемые результаты
Предметные:
уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа;
уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением;
развивать критическое мышление, закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.
Метапредметные:
организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
анализировать художественный текст;
сравнивать художественный и научно – познавательный тексты;
умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные:
проявлять интерес к творчеству писателя;
формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения;
уметь строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию;
осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.
Начало позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность.
Первый этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к новому. Деятельность учителя состояла в том, чтобы вызвать у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе.
Проверка домашнего задания проводилась в нетрадиционной форме с использованием развивающих и творческих заданий:
упражнение « Поиск соответствий» позволяет быстро проверить насколько хорошо учащиеся изучили текст, как умеют ориентироваться в содержании произведения, развивает навык беглости чтения, позволяет привлечь к работе не только хорошо читающих детей, но и вовлечь к выполнению задания слабочитающих.
При выполнении творческого задания «Словесные ассоциации» легко проследить насколько хорошо учащийся ориентируется в произведении. При работе с иллюстрациями формировались познавательные УУД дети учатся работать с книгой и извлекать необходимую информацию, а при выполнении задания « Воспроизведение информации» учащиеся развивают умение анализировать текст, при проверке этого же задания отрабатывается навык устной речи, чётко отвечать на поставленный вопрос, грамматически верно строить предложение.
С помощью упражнения « Общая дискуссия» учащиеся вырабатывается умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию.
Работая в парах при выполнении упражнения «Мозговой штурм» обучающиеся , выражая своё мнение выслушивая мнения товарищей выполняют задание по сравнительному анализу научно – познавательного и художественного текстов.
Выполняя самостоятельную работу в виде мини теста с помощью упражнения « Ключевой момент» учащиеся показывают свои умения владеть текстом.
При использовании различных приёмов, заданий и упражнений дети учится слушать, выразительно читать, вступать в диалог.
На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный и частично–поисковый метод использовался на каждом этапе урока.
Частая смена деятельности позволили мне поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходилось много анализировать, обобщать, делать умозаключения. В течение всего урока учила детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли - это коммуникативные УУД. На уроке чтения обязательно нужно учить составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях). Эта работа формирует предметные УУД.
В урок я включила самостоятельную тестовую работу. Детям были даны карточки, чтобы при помощи взаимопроверки оценили знания друг друга. При работе в паре ребята учились слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать. На данном этапе формируются коммуникативные УУД и регулятивные УУД.
Задания были подобраны соответственно возрасту. Я постаралась подобрать и составить такие задания, которые бы требовали от ребят сообразительности, гибкости мышления. Подбирала задания, чтобы дети умели работать с текстом, умели ориентироваться в учебнике - это познавательные УУД. При работе использовала различные виды чтения: чтение с повышением и понижением голос а в речевой разминке, выборочное чтение, самостоятельное. Эти упражнения способствуют развитию интереса к чтению, снимают утомляемость.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока.
Все этапы урока связаны между собой. Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки. На этапе физкультминутки детям предложила упражнение, которое снимает напряжение, как физическое, так и психологическое. Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Во время работы я давала возможность ученикам высказывать своё мнение.
Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята справились с поставленными задачами, с учётом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнила.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Звуковое оформление, различные виды работы, минутка здоровья способствовали более эффективному проведению урока.
Рефлексия: в конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, оценена деятельность обучающихся, было задано разноуровневое домашнее задание творческого и практического задания на основе полученной информации.