Обобщение педагогического опыта Взаимодействие с родителями основа эффективности учебного процесса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Описание педагогического опыта «Взаимодействие с родителями основа эффективности учебного процесса»
подготовила
учитель технологии и внеурочной деятельности
Свирид Нила Васильевна
г. Санкт-Петербург 2015
Взаимодействие с родителями основа эффективности учебного процесса.
Сегодня очень важно, каким будет наше общество в 21 веке. Ни у кого не возникает сомнений, что вырастить новое поколение можно только объединив усилия педагогов, родителей и детей. Одна из приоритетных задач сегодняшнего образования это воспитание. Основная роль в решении данной задачи принадлежит семье. Именно родители создают условия для всестороннего развития ребёнка. Взаимодействие с семьей - это взаимосвязь педагогов, обучающихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате этого развиваются все стороны. Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги, родители и дети осознанно или неосознанно познают друг друга. Именно мамы и папы обучающихся должны быть более всего заинтересованы в том, чтобы дети находились в комфортных условиях, получали полноценное образование и воспитание, творчески развивались. Добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагоги могут только на основе тесного взаимодействия. Семья и коллектив дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста.Между родителями и педагогами могут быть деловые и личные отношения, возникающие на основе потребности в общении, положительные, индифферентные, отрицательные. От характера отношений зависит и участие родителей в делах детского объединения.При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в совместной работе, решении проблем. Это, в свою очередь, положительно влияет на развитие всех взаимодействующих сторон.Определены два уровня взаимодействия педагога с родителями:
1. Личностный - непосредственное общение педагога и родителей. Это консультации для родителей по проблемам воспитания ребёнка в семье и по преодолению трудностей обучения в данном объединении.
2. Функциональный - взаимодействие педагога с родителямичерез родительский актив. Осуществляется решение проблем материально- технической базы коллектива или оказание действенной помощи. Актив педагога это сотрудничающие родители, которые позитивно реагируют на способы работы педагога. Помогают педагогу по мере сил, участвуют в предлагаемых совместных мероприятиях.
Неуверенные - это родители, которые чувствуют свою ответственность, но больше доверяют педагогу, чем себе. Советуются с ним, вовремя и тщательно выполняют поручения. Ждут от педагогов поддержки и помощи. Таким родителям необходимо давать о ребёнке преимущественно позитивную информацию, чаще подчёркивать роль родителя в его достижениях. Приглашать на выездные мероприятия, чаще обращаться за помощью и непременно благодарить и хвалить за сделанное.
Агрессивные - родители, которые интересуются занятиями своего ребенка, тщательно следят за режимом, содержанием занятий, особо внимательны к тому, сколько внимания уделено их ребенку, болезненно реагируют на случаи, когда его недостаточно. К ребенку относятся слишком требовательно. С такими родителями нужно предупреждать конфликтные ситуации, строить исключительно формальные отношения, причем, четко регламентированные. Не жаловаться на ребёнка. Отмечать успехи и достижения ребенка.
Невключенные - родители, которые свою функцию сотрудничества видят только в том, чтобы привести ребёнка в центр. Редко выходят на непосредственный контакт с педагогом. На таких родителей лучше не надеяться. Именно таким родителям необходимо посылать приглашения на открытые мероприятия, доводить до них информацию о достижениях ребенка.
В процессе работы с учащимися возникает ряд моментов, вызывающих вполне оправданную настороженность со стороны родителей, а именно:
в поездках ребенок надолго отрывается от родных, а значит, выходит из-под их контроля и опеки;
в провидении мероприятия возможно возникновение экстремальных ситуаций разной степени сложности ввиду неблагоприятных погодных условий, ухудшения показателей здоровья и т.д.;
справляться с большинством поставленных задач ребенку придется самостоятельно или при минимальной поддержке старших.
Все проблемы сведутся к минимуму в том случае, если учащиеся в полной мере усвоили весь учебный материал и понимают, что безопасность любого мероприятия зависит прежде всего от их собственных знаний, умений и навыков. Приобретение же оных зависит, в свою очередь, от отношения к занятиям не только самого ребенка, но и его родителей. И здесь педагог сталкивается со ставшими уже почти традиционными трудностями.
Родители за снижение успеваемости или плохое поведение лишают ребенка возможности посещать занятия в учреждении дополнительного образования.
Родители в силу своей предельной занятости не всегда находят время разузнать, чем конкретно занимается их ребенок в детском объединении, о планируемых мероприятиях, что нередко приводит к скандалу за сутки до выступления. В результате у педагога не остается времени для замены ребенка, особенно подростка, такая ситуация может психологически просто сломать и отбить всякое желание продолжать занятия.
Представленные ниже рекомендации являются результатом работы с родителя в детском объединении ЦДОД .
1. Принципы работы с родителями
По нашему мнению, их три: добровольность, информативность и обратная связь.
Добровольность
Есть мудрая поговорка: «Лошадь можно подвести к водопою, но нельзя заставить ее пить». Педагог может и должен оказывать родителям квалифицированную помощь в воспитании детей. Но настаивать на тесном сотрудничестве без встречного стремления родителей было бы неверно. Обязательными могут быть только родительские собрания в начале каждого учебного года и перед дальними выездами. Они необходимы еще и юридически, так как инструктаж по технике безопасности проводится не только с учениками, но и с родителями. Кроме того, общение с родителями обязательно при серьезном ЧП, но в нормально работающих детских объединениях они являются большой редкостью. Все остальные формы общения и совместной деятельности строго добровольны.
Информативность
Понимание родителями учащихся сути деятельности детского объединения первая ступень на пути к сотрудничеству, поэтому мы обязаны донести до них цели, задачи, содержание и результаты нашей работы. Кроме того, родителям полезно проследить вместе с педагогами динамику развития личности ребенка по годам обучения и по результатам конкретных дел. При этом информация должна учитывать характерные особенности каждой конкретной семьи, и принцип информативности ни в коем случае не может быть, вольно или невольно, противопоставлен принципу «не навреди».
Обратная связь
Любой педагог в процессе обучения неоднократно сталкивается с необходимостью корректировать свои действия, учитывая состояние здоровья ребенка, ситуацию в семье, в школе и т.д. Надо просить родителей немедленно сообщать о любых серьёзных изменениях в жизни ребёнка. При этом следует неукоснительно соблюдать конфиденциальность получаемой информации, что является залогом взаимного доверия и доброжелательности в общении с учащимися и родителями.
2. Направления работы с родителями
В течение учебного года наша работа с родителями строится по следующим на-правлениям:
организационное,
консультативно-методическое,
совместные мероприятия,
подготовка и проведение поездок.
1. Организационная работа
Это прежде всего родительские собрания. Делятся они на четыре основных типа:
вводное;
перед мероприятием;
по итогам мероприятия;
экстренное.
Самое первое собрание (вводное)
Это собрание самое важное. От успешности его проведения зависит в дальнейшем уровень ответственности учащихся и родителей при работе в объединении. Педагогу необходимо подготовить свое выступление таким образом, чтобы при максимальном объеме информации оно было кратким, ярким и увлекательным. Важно, чтобы родители поверили в компетентность педагога и не боялись доверить ему ребенка . Кроме того, учитывая постоянную занятость родителей, первое собрание позволяет хотя бы чуть-чуть «повернуть» их к делам ребенка вообще.
Прежде всего, на собрании дается в доступной для родителей форме психолого-педагогическое обоснование деятельности объединения. Родители только тогда станут вашими союзниками, когда будут знать, как и почему именно так вы собираетесь работать с детьми. Нестабильность работы с каждым конкретным ребенком создает серьезные трудности для деятельности группы в целом, а учащегося держит в состоянии постоянного нервного напряжения.
После собрания родителям дается несколько дней на размышление, а затем они подписывают заявление о приеме ребенка в объединение, без которого их ребенок к занятиям не допускается. Форма может быть произвольной, но в любом случае должны быть оговорены обязательность участия ребенка во всех делах группы и полная независимость этого участия от успеваемости и поведения дома и в школе.
Особое внимание уделяется обратной связи. При этом сразу оговаривается полная конфиденциальность получаемой информации. В тех же целях можно провести анкетирование или попросить родителей написать небольшое сочинение о ребенке. В заключение родители узнают о планах на текущий учебный год, о необходимых документах и требованиях. Сразу же можно обсудить долю участия родителей в работе объединения и возможной помощи с их стороны. Опыт показывает, что размер этой доли уменьшается по мере взросления ребят, и через несколько лет общение остается с теми из родителей, которые в силу своих интересов и человеческих качеств стали фактически членами группы. В силу особой важности первого собрания нужно позаботиться о явке на него всех родителей. Не полагаясь на память ребят, педагогу стоит самому обзвонить всех, а также сделать контрольные звонки за 12 дня до встречи.
Собрание перед выездным мероприятием.
Проведение его является обязательным, поскольку на нем дается краткая, не важная информация: о сроках поездки, о необходимом комплекте, о собираемой сумме денег, о месте и времени сбора перед поездкой и встречи после нее.
Собрание после мероприятия.
Проводится на строго добровольной основе. Педагог подводит итог, интересуется отзывами ребят, даёт психолого-педагогические рекомендации по итогам мероприятия.
Собрание в случае ЧП.
Хорошо бы никогда ему не быть, но если все же придется проводить, очень тщательно его продумайте, подготовьте анализ ЧП и обсудите с родителями пути устранения возможности его повторения.
2. Консультативно-методическая работа.
Педагог находится в поездках рядом с детьми 24 часа в сутки. Это даёт неограниченные возможности для наблюдения за личностным ростом и развитием ребят. Хорошо подобные наблюдения подкрепить диагностикой развития группы в целом и каждого учащегося
при помощи тестирования и анкетирования. Подобрать методики и тесты педагог может по своему усмотрению. По результатам работы проводится индивидуальная беседа с каждым заинтересованным родителем. Ее проведение тоже требует умения. Прежде всего надо сообщить родителям о положительных сторонах совместной с ребенком деятельности и о его успехах, а проблемы и неудачи обсуждаются только вкупе с выработкой путей преодоления. Вполне обоснованным в этой ситуации является приглашение специалистов: психологов, социологов и т.д.
3. Совместные мероприятия.
Для успешного сотрудничества детей, родителей и педагогов желательно проводить совместные мероприятия, в которых родители имеют возможность трудиться, творить и отдыхать вместе с детьми. Особенно это важно на первом году обучения, когда родители могут познакомиться друг с другом, увидеть изнутри жизнь группы, а также понаблюдать за своими детьми в непривычной обстановке.
4. Участие в дальних поездках.
Принять участие в поездках могут только те из родителей, которые проявили себя в течение учебного года, у педагога с ними налажено сотрудничество, и они смогли завоевать авторитет среди ребят. Самое же главное согласие ребенка на совместную поездку. При его отсутствии все прочие факторы не могут быть приняты во внимание.
Выезжающие в поездку родители должны осознавать, что:
а) они так же, как и учащиеся, обязаны подчиняться руководителю группы;
б) они будут не отдыхать, а участвовать в работе группы наравне со всеми;
в) их присутствие в поездке не должно мешать самостоятельной работе ребенка и его общению с окружающими.
Выше уже упоминалось, что с годами потребность в родительском участии уменьшается. Но если кто-то из родителей становится «у руля» деятельности объединения вместе с педагогом, это можно только приветствовать. Такого рода вопросы решаются индивидуально в каждой группе. Лишь тщательно спланированное взаимодействие с родителями обеспечит педагогу благоприятные условия для занятий и максимальную безопасность детей в таком сложном виде деятельности, как хореография.Одна из важнейших задач педагогов - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Default Paragraph FontTable Normal
No Listр
No Spacing