Программа по литературе Юные следопыты



ГУ «Станционная средняя школа отдела образования

акимата Карасуского района»













Программа

Курс по выбору краеведение «Юные следопыты»

5 класс

















Автор составитель: Мельникова Д.С.





ст. Койбагор

Пояснительная записка.

Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.

А.С. Пушкин

Актуальность.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
В системе дополнительного образования большое воспитательное значение имеет кружковая работа по изучению истории своего родного края, которая становится одной из составных частей деятельности, как преподавателя, так и классного руководителя.
Она преследует те же задачи, что и учебный курс истории, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса как к истории всей страны в целом, так и к истории своего родного края. Особое значение здесь приобретает историко-краеведческая тематика.
Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
Поэтому в настоящее время школьное историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе. Определяя задачи внеклассной работы, можно справедливо утверждать, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.
Классные занятия обязательны для учащихся и строятся на основе государственной программы, в которой определен минимальный для данного класса объем знаний. Во внеклассную же работу школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы и в значительной степени определяет ее содержание и методы.
Внеклассная работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, учитель во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке. Познание общих закономерностей исторического процесса помогает школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке.
Внеклассная работа в школе может проводиться в разных формах. Одна из ее форм – массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей.
Массовые формы – это подготовка вечеров, олимпиад, викторин, конференций, встреч с участниками исторических событий и др.
Групповые формы внеклассной работы – экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так
и групповых форм.
Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает групповая или индивидуальная и, наоборот, из индивидуальной или групповой – массовая.
Результаты занятий в объединении могут выноситься на общественные вечера, конференции. Изучение истории родного края наиболее целеустремленно и плодотворно проводится в историко-краеведческом объединении, которое является наиболее гибкой формой, и чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий.
Именно объединение позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Работа в объединении строится на знаниях, которые получают учащиеся на основных уроках, которые в процессе работы в объединении расширяются и углубляются в рамках заданной тематики.
Работа в объединении дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом учащихся. Работа в объединении превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.
Работа историко-краеведческого объединения осуществляется в двух направлениях: 1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).
2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Руководитель объединения, обеспечивает научное и методическое руководство: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал.
В работе особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию.
Для определения тематики не обязательно иметь уже готовый материал. Самостоятельная работа учащихся по выявлению, поиску, сбору и изучению материала является ценным и привлекательным в его деятельности. Программой предусматривается углубленное изучение области в целом или отдельных местных объектов, а также изучение конкретных тем. Может изучаться и более конкретный период в истории края, например, «Район в годы Великой Отечественной войны». Когда изучается значительное историческое событие и показывается, как оно преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события, отраженные в близкой им обстановке.
Объединение работает по плану, составленному в начале учебного года.
План работы может быть составлен с учетом проблем не входящих в учебную программу.
В плане определены темы и указываются различные формы его работы: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров конференций, выпуск стенгазет, перечень индивидуальных и групповых исследований, создание краеведческого уголка или музея, поход или экспедиция, отчетное мероприятие, сроки и ответственные за их организацию и проведение. Работа объединения заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На итоговом занятии заслушивается краткий отчет, а также лучшие 2-3 доклада, характеризующие основное направление работы объединения.
Основным методом работы объединения является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы объединения каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с каталогом, краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами.
Одной из важнейших задач объединения является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно-воспитательной работе в школе. Учащиеся с увлечением занимаются сбором материала, поисками исторических документов, фактов и сведений. В процессе сбора материалов по истории района организуются встречи и беседы с участниками исторических событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно. Сведения, полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются ценными историческими источниками. Сбор краеведческих материалов является важной, но только первой частью исследовательской работы краеведов. Накопление необходимых для выводов и обобщений сведений и фактов является как бы подготовкой к собственному исследованию. Все записи рассказов и очевидцев исторических событий, сведения, полученные из переписки, а также архивные и музейные документы, наблюдения, собранные в походах, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических докладов и сообщений, очерков и сборников, альбомов и выставок. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в объединении, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать: лекции сменять экскурсией, просмотром диафильмов, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром кинофильма, слайдов и т.п.
Цели программы:
Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего посёлка.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей страны в целом.
Развитие мотивации школьника к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.
Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну. Основные задачи:
Изучить историю возникновения и развития средней общеобразовательной школы п. Койбагор.
Исследовать историю своего родного края – Койбагорской земли.
Проводить поисковую работу в целях пополнения фонда школьного историко-краеведческого музея.
Помочь учащимся раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родной поселок.
Проводить уроки, экскурсии в музее, посвященные истории школы для учащихся начальной и основной ступени.
Организовывать встречи с ветеранами педагогического труда, работавших в разное время.
Проводить уроки мужества совместно с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны и оказывать им посильную помощь.
Приобщать учащихся к поисковой деятельности по истории родного края и родной школы.
Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
























Календарно-тематическое планирование работы




Содержание работы кружка


Сроки

Дата

1

2

3
4
Организационное занятие. Ознакомление ребят с особенностями и планом работы курса по выбору на 2014-2015 учебный год.
Инструкция по технике безопасности.
Посещение школьного музея, ознакомление с экспонатами музея.
Экскурсия на просторы родного края.
Сбор материалов для поделок из природного материала.


сентябрь
1.09
8.09
15.09
22.09

5,6

7, 8
Моя малая родина. День открытых дверей в рамках праздника дня пожилых людей.
«Население посёлка Койбагор» - сбор материала и оформление проекта «Население посёлка Койбагор»
Проект «Семь чудес Карасуской области». Видео фильм.


октябрь
29.09
06.10
13.10.
20.10

9
10, 11

12
Организация экскурсии для классных коллективов в музей.
Изучаем традиции народов Казахстана. Русские. Украинцы. Казахи. Немцы. Корейцы. и т.д.
Подготовка и проведение праздника «Мама», посвященного дню матери.
Создание выставки «Мама-самый родной и близкий человек».


ноябрь
27.10
17.11
24.11
2.12

13
14
15
16
Школа, в которой я учусь. День открытых дверей.
Отзовись фотография. Поисково-исследовательская собирательская работа.


декабрь
8.12
15.12
22.12
29.12

17

18, 19
20

«Зимние праздники радости» Игра.
Дороги выпускников школы. Музейный урок о выпускниках школы.
История нашей школы.
Мои родословные корни. (поисково-исследовательская работа)




январь
12.01
19.01
26.01
2.02


21
22
23

24

Организация и проведения вечера встреч выпускников.
Организация встречи с ветеранами войны в Афганистане.
«Мой папа – солдат Казахстана», «Выпускники нашей школы – участники боевых действий» - подбор материала и оформление фотовыставки.

февраль
9.02
16.02
23.02
2.03


25

26, 27
28

«Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать».
Изучение железной дороги посёлка Койбагор.
Экскурсия на железную дорогу.
Создание презентации «железная дорога прошлое и настоящее».


март
16.03
6.04
13.04
20.04

29
30, 31
32

Поле чудес «легенды и были Карасуского района».
Игра «Час у деда краеведа».
Подготовка и проведение вечера памяти воинов-земляков «День победы».

апрель
2.05
8.05
27.04
4.05


33
34

Подготовка к празднику 9 мая День Победы.
Встреча с ветеранами и воинами Афганцами.
Подведение итогов курса по выбору краеведение.
Оформление школьной выставки.




май
11.05
18.05


Итого

34


Содержание программы.

Основными направлениями в реализации программы «Юные следопыты» будут:
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.










13PAGE 15







15