АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА


Развивающее дошкольное и начальное общее образование как стратегия подготовки компетентного выпускника
Горбовская И. Н.,
педагог-психолог МДОУ №71
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА
Статья посвящена проблеме организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях на основе принципов развивающего образования. Автором обосновываются три линии в тактике реализации развивающего образования детей дошкольного возраста: расширение у них зоны ближайшего развития, стимулирование поиска нестандартных решений, развитие логического мышления.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, технология развивающего обучения, развивающее образование, логическое мышление, модель эмпауэрмента, метод мозгового штурма.
Современное реформирование содержания и гуманизация целей дошкольного образования ставит перед педагогами и практическими психологами новые ориентиры. Новый подход к восприятию процесса развития, как важнейшего результата успешности воспитания и образования детей, нацеливает педагогов на развитие у детей познавательной деятельности, стремления к получению знаний, формирования положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе. Но школьная зрелость должна рассматриваться не как самоцель, а как результат организации насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его потребности и интересы на протяжении всего дошкольного детства.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа осуществляется на основе общих принципов обучения и воспитания. На первый взгляд, это обычные дети, от окружающих их отличают только очки. Но нарушения в деятельности зрительного анализатора вызывает у ребенка трудности в познавательной деятельности, ограничивают ее возможности. Таким образом, ребенок получает меньше информации об окружающей среде (как в количественном, так и в качественном отношении), чем дети с нормальным зрением.
Нарушения зрения можно рассматривать как сенсорную депривацию, это приводит к снижению активности, что неизбежно сказывается на темпе развития ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому обучение и воспитание детей с нарушением зрения имеет свои особые задачи и принципы, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни в современном мире.
Главная цель работы с детьми с нарушением зрения – это активизация познавательной деятельности, которая является не только важнейшим условием общего развития ребенка с нарушением зрения, но и одним из основных путей формирования его личностной зрелости. Познавательная активность – основной компонент познавательной деятельности, совокупность качеств и индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в самостоятельности, инициативности, творчестве ребенка в процессе овладения знаниями, в его стремлении понять материал, почувствовать радость от самостоятельного поиска решений. Структура познавательной активности состоит в свою очередь из трех компонентов: эмоционального, когнитивного, волевого.
Чтобы активно помогать ребенку дошкольного возраста с патологией зрения в формировании познавательной активности, необходимо создание определенных условий. Одним из главных условий является организация и проведение групповых развивающих занятий. Перспективный план работы включает систему групповых развивающих занятий с практическим психологом по блочно-тематическому принципу. Занятия проводятся в течении месяца один раз в неделю, кроме недели каникул – период, когда с детьми проводятся фронтальные занятия, которые имеют интеллектуальную нагрузку. В период вакации проводятся только занятия по физической культуре и музыкальному воспитанию. Продолжительность каждого психологического развивающего занятия не превышает 30 минут. Каждое из занятий построено на едином игровом сюжете и состоит из набора интересных заданий. Так как в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе с детьми на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации. Подбор задач к каждому занятию осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода относительно зрительного диагноза. На развивающем занятии педагог решает целый комплекс задач: развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления); развитие интеллектуальных способностей (логических операций мышления); развитие общего уровня осведомленности; развитие связной речи; развитие образного мышления и творческого воображения; развитие навыков социальной компетентности; совершенствование мелкой моторики и координации; развитие инициативноси и самостоятельности, навыков волевой саморегуляции. Такое построение занятия со сменой видов деятельности развивает культуру мышления, включает его в поисковую деятельность, учит думать, логически рассуждать, делать выводы. Структура каждого блока развивающего занятия имеет свое назначение и направление.
Начинать занятие следует с элементов психогимнастики, круговых процедур, пальчиковой гимнастики, упражнений для гармонизации межличностных отношений в группе («Ласковое имя», «Я хороший, ты тоже очень хороший»). Игры и упражнения, способствующие формированию позитивного отношения к себе и своему имени («Поем свое имя», «Рисуем свое имя», «Цветок-имя», «Взрослое имя») занимают важное место в структуре занятия. Дети с нарушением зрения, в 80% имеют вторичный диагноз – нарушение речи. Организация начала занятия в виде комплекса пальчиковой гимнастики обусловлена тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и способствует резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Кроме того, пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи и тем самым повышают речевую активность. Развивается произвольная память ребенка, потому что он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При проведении круговых процедур каждый ребенок получает возможность высказать свое мнение, что формирует предпосылку к развитию общего уровня осведомленности, расширению кругозора.
Для реализации задач каждого блока можно использовать игры, отражающие особенности региона: географическую расположенность, природные ископаемые, профессиональную направленность и национальную принадлежность.
Интерес у детей вызывают игры, направленные на формирование любви к родителям, повышение их компетентности: «Назови ласковое имя мамы (папы)», «Взрослое имя», «Детское имя», «Какого цвета глаза у мамы; папы; бабушки» [2].
Обязательным структурным компонентом каждого занятия является проведение физкультминутки и гимнастики для глаз. Их основная цель – снятие физического и зрительного напряжения.
С целью формирования навыков волевой саморегуляции детям предлагается работа по сенсорной карте. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно выполнить задание, проанализировать качество его выполнения, что создает предпосылки для формирования элементарных форм самосознания.
Использование элементов соревнования, присутствия сказочных персонажей, креативные задания развивают у детей нестандартное видение ситуации и способности к фантазированию. Ребенок получает возможность помочь главному персонажу, он приходит на помощь и спасает жителей сказочного государства, таким образом, формируются положительные морально-нравственные качества личности, вера в то, что добро побеждает зло. Задания по сенсорной карте можно модифицировать и группировать в зависимости от поставленных целей и уровня ориентировки на зону ближайшего развития ребенка – это не догма , а инструмент к действию. При выполнении игровых заданий ребенок забывает о своем врожденном дефекте, он превращается в инопланетянина, путешествует в тропических лесах или мчит на самолете. Выполнение всех заданий способствует повышению у него самооценки, развитию стремления помогать окружающим, ориентироваться на групповую сплоченность, а это – важные качества формирования компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Заключительный этап – лечебно-восстановительная работа. Главной целью этого блока является восстановление остроты зрения и развитие зрительных функций. Для этого необходимо использовать специальные дидактические игры – упражнения и задания, которые должны тренировать зрение, формировать у детей определенные представления о предметах и явлениях, развивать зрительное внимание, память. Такие игры и задания для развития зрения и зрительного восприятия подбирают индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Например, при гиперметропии (дальнозоркости) рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и используются пособия малого размера. А при миопии (близорукость) зрительное перенапряжение недопустимо, и пособия должны быть большего размера. При проведении занятий с детьми с содружественным косоглазием и миопией необходимо проведение всех видов работы, связанных с процессом рассматривания, рисования, вынесения на подставку.
Систематическое проведение развивающих занятий предусматривает гармоничное и разностороннее развитие ребенка с нарушениями зрения и обеспечивает предпосылки для формирования школьной зрелости как интегрированной характеристики ребенка, для будущего успешного обучения детей с нарушением зрения в образовательных организациях.
Литература:
1. Борисов И. Мозговой штурм: спустите фантазию с поводка! // Креативные технологии. – Заголовок с экрана : http://voxfree.narod.ru/brainstorming.html2. Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. – Режим доступа : http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf3. Мелманн М. Диалоги об образовании для устойчивого развития / М. Мелманн, Е. Пометун. – К. : Видавничий дім «Освіта», 2012. – 180 с.
4. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1988. – 472 с.

Заявка
на участие в конференции
Ф.И.О. автора и соавторов (если есть) Савченко Марина Васильевна
Страна ДНР
Место работы кафедра дошкольного и начального образования ДИППО
Должность доцент
Научная степень, ученое (почетное) звание (при наличии) кандидат педагогических наук
Контактный телефон, e-mail 0660493497
tutor.savchenko.mv@gmail.com
Секция конференции Развивающее дошкольное и начальное общее образование как стратегия подготовки компетентного выпускника
Название работы Тактика использования технологии развивающего обучения в дошкольном образовании
Дата 09.10.2015
Подпись
(согласие на обработку Ваших личных данных) да