Музыкальное воспитание и обучение детей в специальной коррекционной школе для детей с нарушением зрения
Музыкальное воспитание и обучение детей в специальной коррекционной школе для детей с нарушением зрения
Музыкальный воспитатель
фольклорного кружка
Нагорных И.Е.
Важной задачей в деле совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе для детей с патологией зрения является переосмысливание содержания и методики музыкальной работы с учётом тифлопедагогических требований в условиях специфики школы. Была разработана экспериментальная программа по музыки, в основу которой положена государственная программа Д.Б. Кабалевского. Содержание музыкально-эстетического воспитания детей приобрело коррекционно-компенсаторный характер.
Работа по этой методике помогает учащимся достичь высокой степени компенсации.
Занятия музыкой окрашивают жизнь положительными эмоциями, способствует разностороннему развитию. В процессе занятий у детей с глубоким нарушением зрения развивается пространственная ориентировка, координация движений, чувства ритма. Очень важное значение приобретает развитие музыкальной памяти, воспитание звуковысотного слуха и аналитико-синтетического восприятия, формирование воображения, представлений и понятий о музыке.
В отличие от других искусств, музыка передаёт движение, развивающиеся во времени. В следствии чего процесс восприятия музыкальных произведений происходит особенно интенсивно. На уроках музыки особое внимание уделяется музыкально-ритмическим движениям. Элементы ритмики, вводимые в урок, формируют у детей восприятие образов и способность выражения их в движении, развивают эмоциональную отзывчивость. Песни, игры, пляски дают возможность научить ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая точно темп, силу звучания, смену регистров.
Тематика и содержание игр, упражнений разнообразны. Развивается фантазия, внимание, память, ориентировка наблюдательность, координация движений, осанка. Вводится специальные музыкальные игры, упражнения для зрительных органов. Музыкально-ритмические движения представляют занимательность, большой интерес.
Вся работа строится с учётом общего развития детей и индивидуальных психических и физических особенностей.
Основой урока является хоровое пение и слушание музыки. Пение наиболее успешно способствует развитию музыкальных способностей. Развивается речь, обогащается словарный запас. Разучивание песен помогает усвоению нотной грамоты и средств музыкальной выразительности. Процесс пения по своей природе комплексный. В нем участвует весь организм ребёнка: звукообразующий, артикуляционный, дыхательный и нервно-мышечный аппараты.
Важным элементом музыкального воспитания на уроке является слушание музыки, в котором все разрозненные музыкальные знания, полученные школьниками в процессе пения, обучения музыкальной грамоте, проявляются в совокупности, в единстве. Отвечают главной задаче музыкального воспитания, эмоциональной отзывчивости на музыку, накоплению музыкальных впечатлений, развитию музыкального кругозора учащихся, осознание образного содержание в музыке, воспитанию художественного вкуса. В урок музыки включены элементы музыкотерапии. Это слушание медиативной музыки, использование музыкальных упражнений, цель которых – лечебное воздействие, реабилитация, восстановление организма ребёнка. Важно отметить, музыкальная терапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Для более эффективного процесса обучения и коррекционной работы разработаны нестандартные формы урока: урок – путешествие, урок – игра, где большее значение отводится творческим заданиям.
Большее значение уделяется развитию в детях способности «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» или «свободного» дирижирования.
Этот метод «пластического» интонирования является основой всех видов движений: от жеста или удара в колокольчик до танцевальных движений, выражающих состояние человека и природы. Здесь важно научить детей слышать музыку во всём: в окружающей природе, разговорной речи, в звуках окружающего мира и в колебаниях внутреннего душевного состояния. «Человек должен родится дважды», - Гегель, - «один раз естественно, а затем духовно». Особенно актуальными стали эти слова для детей с ограниченными возможностями познания окружающего мира. Физические отклонения в развитии ребёнка отражаются и на его психике, поэтому помочь ребятам почувствовать себя полноценными людьми, быть уверенными в себе – важная задача воспитателя.