Применение методов развития критического мышления на уроках английского языка как механизмов формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.


Елисеева Елена Аркадьевна, учитель английского языка
МБОУ СОШ №20 г. Екатеринбург
Применение методов развития критического мышления на уроках английского языка как механизмов формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Современное общество ценит людей, способных меняться и изменять свою деятельность в зависимости от условий, диктуемых жизнью. Поэтому приоритетными в воспитании личности становятся такие качества, как самостоятельность, умение видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, провести контроль в ходе выполнения и дать оценку результату. Учитывая требования общества, Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личный опыт работы учителем английского языка в начальной и средней школе показывает, что использование приемов Теории развития критического мышления (ТРКМ), направленных на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов приносит свои плоды уже в пятом классе. В соответствии с данной теорией урок состоит из трех этапов, имеющих свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний:
Стадия «Вызов»: у обучающихся активизируется имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.Стадия «Осмысление»: происходит непосредственная работа ученика с письменным текстом, аудио- или видеоматериалом. Этот процесс всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Стадия «Рефлексия»: ученик формирует личностное отношение к материалу урока и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
В своей работе на стадии Вызова я использую следующие приемы ТРКМ: мозговой штурм, кластеры, концептуальное колесо, прогнозирование по картинке или по ключевым словам, круги по воде, таблица «З–Х–У», верные и неверные утверждения.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием очень актуален для современных детей с «клиповым мышлением».
Изучая тему «Animals», после речевой разминки с вопросами о животных и определением детьми темы урока, обучающимся предлагается поиграть в ассоциации со словом animal (в группах в течение 1 минуты они записывают слова, возникающие у них, как ассоциация к данному слову, затем каждая группа называет свои слова по очереди, вычеркиваются слова, встречающиеся и у других групп, побеждает группа, имеющая больше всего не совпавших слов). После игры, в ходе которой у обучающихся активизируется словарный запас, я им предлагаю вспомнить названные ассоциации и объединить их общими темами, которые выписываются на доску в виде кластеров к теме «Animals». Таким образом, у детей формируется общее представление о том, какие аспекты можно изучить по теме, а учитель в свою очередь показывает, что будет изучаться на уроках в рамках темы «Animals», исходя из своего тематического планирования.
Очень часто применяются на первой стадии Верные и неверные утверждения. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную в соответствии с текстом тему. Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства на стадии Осмысления с основной информацией (текст, аудио- или видеофрагмент) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Также на стадии Осмысления я активно применяю такие методы ТРКМ как бортовой журнал, «фишбоун», зигзаг, чтение текста с остановками.
Прием Бортовой журнал применяется в виде таблицы:
I know It’s new for me
1. 1.
2. 2.
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Этот прием очень нравится обучающимся, т.к. им становится наглядно видно, что нового они узнали и соответственно, что надо запомнить. При этом дети учатся четко формулировать свою мысль на иностранном языке и записывать ее. А сложив, полученные записи, учащиеся очень легко готовы пересказать прочитанный текст.Прием Чтение с остановками эффективен при работе над чтением художественного текста, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Этот прием помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Здесь востребованы все лексико-грамматические структуры, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание.
Прием Фишбоун – метод, который позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Дети делятся на группы, которые получают одинаковый текст, каждый ребенок самостоятельно читает текст, а его обсуждение происходит в группах. На основе мнений групп заполняется общая схема Фишбоун.

На стадии Рефлексии чаще всего я применяю следующие приемы: синквейн, возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, достраивание кластера из ключевых слов, ответы на поставленные вопросы, создание творческих работ.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строчка - тема называется одним словом (1 существительное).
Вторая строчка – описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (3 глагола).
Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Все приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать обучение более эффективным, интересным, творческим и результативным, т.к. особенностью данной технологии «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».
Использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить задачи по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.