Разработка контрольно измерительных материалов для 4 класса


Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра начального образования
Тема: Разработка контрольно измерительных материалов для 4 класса
Выполнил: слушатель по программе № 204/2
Учитель начальных классов
МБОУ «Гмелинская СШ им. В.П. Агаркова»
Старополтавского района
Кравченко Ирина Николаевна
Проверил:
Гончарова Елена Михайловна
ст. методист, доцент
Волгоград – 2014
Мониторинг подготовки обучающихся 4-х классов проводится по четырем учебным предметам: "литературное чтение”, "русский язык”, "математика” и "окружающий мир”. Основой мониторинга подготовки по каждому из учебных предметов служит единый текст. Текст является оригинальным и носит научно-популярный характер. Контрольная работа представлена в тестовой форме. Цель предлагаемой контрольной работы – оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом. Работа имеет следующую структуру: 
научно-популярный текст;
тестовые задания;
инструкция по проверке и оценке ответов.

Порядок проведения контрольной работы К каждому заданию теста дано несколько вариантов ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий надо указать номер верного ответа. Ученики начинают работу с выполнения задания по литературному чтению. Задания именно этого раздела нацелены, помимо проверки узкопредметных знаний, на проведение общего анализа текста и выявление в нем информации, требующейся для выполнения заданий по другим учебным предметам. 
Инструкция для обучающихся: Прочитайте текст, выполните задания. При выполнении тестовых заданий из предложенных ответов выберите правильный и поставьте знак "Х” в клеточке, находящейся слева от выбранного ответа. Желаем успеха! 

Страусы

В Арабских сказках нередко появляется демоническая птица Рух. Это злобное пернатое поедает людей, а ростом оно со Слона! Выдумки? Возможно и нет. Есть основания предполагать, что арабы, издавна плававшие вдоль восточного побережья Африки, добирались до Мадагаскара, где вплоть до рубежа 18 – 19 веков жили гигантские – ростом до 3 м и весом до 450 кг – нелетающие птицы эпиорнисы. Яйцо эпиорниса вмещало 9л содержимого. Увы, из-за охоты и вырубки тропических лесов эпиорнисы не сохранились до наших дней.
Таких гигантских нелетающих птиц, десятки тысяч лет назад многочисленных и разнообразных, на Земле не осталось. Несколько больше повезло нелетающим птицам помельче – страусам.
Страусами часто называют всех крупных нелетающих, но прекрасно бегающих птиц – около десятка видов. Это наверно, так как принадлежат они к разным отрядам. Африканский страус относится к отряду страусообразных. Это самая крупная из ныне существующих птиц, лишь немного уступающая по величине эпиорнису, - рост до 2,7 м при весе до 100 кг.
Страусы великолепно приспособлены к жизни на просторах саванн и полупустынь Африки. Мощные ноги, длинные и мускулистые, позволяют им прекрасно бегать, развивая скорость до 70 км/ч. В отличие от других птиц на ногах у страуса по два пальца, напоминающих раздвоенное копыто. А вот летать они не умеют: короткие крылья не способны поднять в воздух массивное тело.
Перья равномерно покрывают всё тело страуса, только на длинной шее мелкие пёрышки расположены так редко, что она выглядит голой, на груди есть участок голой кожи – «грудная мозоль», на которую опирается птица, когда лежит на земле.
Страусы питаются растительной пищей – травой, листьями, плодами. И всё же страусы не самые убеждённые вегетарианцы и при случае не прочь полакомиться насекомыми, рептилиями, мелкими зверьками и птицами.
Страусы - существа общительные и пасутся стадами, иногда до 50 птиц. Но только до тех пор, пока не наступит период размножения. Страус как правило собирает от двух – до пяти самок. Он выкапывает гнездовую ямку, в которую самки откладывают по семь – девять обычно белых яиц каждое весом 1,1-1,6 кг. Затем вся семья два месяца по очереди насиживает общую кладку: самки днём, самец ночью. Страусята появляются из яиц опушёнными, зрячими и вполне самостоятельными, но первые месяцы гуляют под надзором отца.
Вкусное мясо, мода на украшения из страусовых перьев сделали этих огромных птиц объектом жестокой охоты. И если страусов можно было встретить на Аравийском полуострове и в Сирии, то теперь они сохранились только в Африке, в национальных парках. Так же страусов разводят на специальных фермах. А в последние годы страусиные фермы можно увидеть даже в Подмосковье и в Волгоградской области, Иловлинском районе,
хуторе Тары.

(Из энциклопедии для детей, с.176)
Основная часть
Литературное чтение
Задания базового уровня
1.Прочитай текст и ответь на вопросы.
Определи, какой это текст. Отметь ответ
художественный, научно-популярный,

учебный, справочный.
Объясни свой ответ, указав одну из особенностей текста.
Ответ:_________________________________________________________
К какой теме можно отнести прочитанный тобой текст?
Отметь ответ
о людях; о добре и зле;

о птицах; о труде.
Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту. Начни со слов:
Кто_______________________________________________________
Почему____________________________________________________
Чем_______________________________________________________
3.Выпиши из текста предложения, в которых говорится о том, чем питаются страусы.
Ответ:_____________________________________________________
___________________________________________________________
Русский язык
Задания базового уровня
1. В тексте про страусов больше всего предложений:
Отметь ответ
вопросительных; повествовательных.
2.Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.
птица, арабы, эпиорнисы.

отряд, страус, вес.

тело, кожа, земля.
3.Отметь слова, в которых все согласные звуки звонкие.

рост, птица, земля,
отряд, крылья, страус,

жизнь, перья, парк.
4.Выпишите из текста предложение, в котором говорится, о том какими появляются страусята из яиц. Если нужно, перечитай текст.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Найдите и подчеркните основу предложения.



Математика
Задания базового уровня
1.Какую скорость могут развивать страусы?
Отметь правильный ответ

20 км/ч 30 км/ч 50 км/ч 70 км/ч
2.Сколько километров пробежит страус за 2 часа?
Отметь правильный ответ

70 км 140 км 210 км 280 км
3.Сколько яиц отложат 10 самок? Отметь правильный ответ

50 40 30
70 80 90
40 50 70
4. Ответь сколько пальцев у 30 страусов?
Ответ:______________________________________________
Окружающий мир
Задания базового уровня

1.Кто высиживает птенцов страуса? Отметь правильный ответ
самец самка оба
2.К какому классу относятся животные, упоминающиеся в тексте?
Отметь правильный ответ
рыбы насекомые

птицы звери
3.К какой группе относятся страусы по способу питания?
Отметь правильный ответ
хищные всеядные

растительноядные насекомоядные
4.На что опирается птица, когда лежит на земле?
Запиши ответ.
Ответ_________________________________________________

Дополнительная часть
Задания повышенного уровня
Литературное чтение
1.Придумай и напиши вопрос-загадку к прочитанному тексту.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Русский язык
Сделай звуко-буквенный анализ слова страус.
Страус____________________________________
[с] -________________________________________
[т] -________________________________________
[р] -________________________________________
[а] -________________________________________
[у] -________________________________________
[с] -________________________________________
__________________________________________
Математика
1.Придумай свою задачу, используя данные, которые приводятся в тексте. Запиши её условие, вопрос, решение и ответ.
Условие и вопрос задачи
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Решение:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Ответ:
____________________________________________________
____________________________________________________
Окружающий мир
1. Как ты думаешь, почему страусы не летают? Если нужно,
перечитай текст. Запиши ответ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
План комплексной работы

задания УУД Раздел Объект оценивания
( планир.
р-т) Уровень сложности Тип
задания
(КО,РО,ВО) Максимальный балл
Основная часть
Литературное чтение
1 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; смысловое чтение; извлечение необходимой информации
Виды речевой и читательской деятельности Осознано воспринимать содержание различных видов текстов, умение выявлять их специфику Базовый ВО
РО 1
2
2 Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы Литературоведческая пропедевтика Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, определять тематику литературного произведения Базовый ВО
1
3 Устанавливать связи, объяснять их, соотнося с содержанием текста Виды речевой и читательской деятельности Осознано воспринимать содержание различных видов текстов, умение выявлять их специфику, задавать вопросы по прочитанному тексту. Базовый РО 2
4 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; смысловое чтение; извлечение необходимой информации
Виды речевой и читательской деятельности Осознано воспринимать содержание различных видов текстов, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Базовый РО 2
Русский язык
1 Называть виды предложений по цели высказывания; объяснять постановку знаков препинания в конце предложений Синтаксис Умение работать с видами предложений Базовый КО 1
2 Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков звуков Фонетика и графика Умение различать гласные и согласные звуки Базовый ВО 1
3 Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков звуков Фонетика и графика Умение различать звонкие и глухие согласные звуки Базовый ВО 1
4 Поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера Синтаксис Умение выделять основу в предложении Базовый РО 2
Математика
1 Решать задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом. Работа с текстовыми задачами Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи Базовый ВО 1
2 Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Арифметические действия Выполнять письменно действия с многозначными числами, понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления). Базовый ВО 1
3 Выполнять письменно действия с величинами; сравнивать величины Числа и величины Улавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность Базовый ВО 1
4 Применение арифметических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач Арифметические действия Выполнять письменно действия с многозначными числами, понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления). Базовый КО 1
Окружающий мир
1 Различать изученные объекты живой природы; производить сравнение и классификацию Человек и природа Использовать текст с целью поиска и извлечения познавательной информации Базовый ВО 1
2 Различать изученные объекты живой природы, сравнивать изученные объекты на основе внешних признаков Человек и природа Использовать текст с целью поиска и извлечения познавательной информации Базовый ВО 1
3 Раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных Человек и природа Использовать текст с целью поиска и извлечения познавательной информации Базовый ВО 1
4 Находить в тексте ответ на заданный вопрос; строить сообщения в письменной форме Человек и природа Использовать текст с целью поиска и извлечения познавательной информации Базовый КО 1
Дополнительная часть
Литературное чтение
1 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; построение логической цепи рассуждений , доказательств Виды речевой и читательской деятельности Осознано воспринимать содержание различных видов текстов, умение выявлять их специфику, задавать вопросы по прочитанному тексту. Повышенный РО 2
Русский язык
1 Актуализировать свои знания для решения учебной задачи Фонетика и графика Характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные /непарные звонкие и глухие. Повышенный РО 2
Математика
1 Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера Работа с текстовыми задачами Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи Повышенный РО 2
Окружающий мир
1 Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, строить речевые высказывание в письменной форме Человек и природа Использовать текст с целью поиска и извлечения познавательной информации Повышенный РО 2
Инструкция по проверке
№ Правильный ответ Показатели оценивания Максимальный балл
Основная часть
Литературное чтение
1 Научно-популярный.
Текст, взят из энциклопедии о животных. 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ.
2 балла – правильно выполнены обе части задания. 2
2 О птицах 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
3 Составленные вопросы соответствуют прочитанному тексту 0 баллов – ответ не соответствует тексту.
2 балла – задание
выполнено верно.
2
4 Страусы питаются растительной пищей – травой, листьями, плодами.
И всё же страусы не самые убеждённые вегетарианцы и при случае не прочь полакомиться насекомыми, рептилиями, мелкими зверьками и птицами. 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – за одно верно выбранное предложение.
2 балла – правильно выбраны оба предложения. 2
Русский язык
1 Повествовательных 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
2 Тело, кожа, земля. 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ряд.
1 балл – отмечен верный ряд. 1
3 Земля, жизнь. 0 баллов – ответ отсутствует, или отмечены неверные слова.
1 балл – верно отмечены оба слова. 1
4 Страусята появляются из яиц опушёнными, зрячими и вполне самостоятельными, но первые месяцы гуляют под надзором отца.
Страусята появляются. 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – за верно выбранное предложение.
2 балла – правильно выполнены обе части задания.
2
Математика
1 70 км/ч 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
2 140 км/ч 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
3 70 80 90 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ряд.
1 балл – отмечен верный ряд. 1
4 120 пальцев 0 баллов – ответ отсутствует, или выбрано неверное решение.
1 балл – верное решение. 1
Окружающий мир
1 Оба 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
2 Птицы 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
3 Всеядные 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
4 На «грудную мозоль» 0 баллов – ответ отсутствует, или выбран неверный ответ.
1 балл – отмечен верный ответ. 1
Дополнительная часть
Литературное чтение
1 Вопрос – загадка должен соответствовать прочитанному тексту. 0 баллов – ответ не соответствует.
2 балла – ответ соответствует. 2
Русский язык
1 Звуко-буквенный анализ слова, выполнен верно. 0 баллов – звуко-буквенный анализ слова выполнен не верно.
2 балла – звуко-буквенный анализ слова выполнен верно. 2
Математика
1 Задача соответствует данным из текста, поставленному вопросу и правильному решению. 0 баллов – задача не сформулирована и не решена.
2 балла – задача решена верно. 2
Окружающий мир
1 У страуса короткие крылья не способные поднять в воздух массивное тело.
0 баллов – ответ не верный.
2 балла – ответ верный. 2
28 баллов


Используемая литература
1.Энциклопедии для детей, с.176
2.Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования 3-е изд. – М.: Просвещение,2011. – 120 с. (Стандарты второго поколения).
3.Анащенкова С.В., Бойкина М.В.,Виноградская Л.А. и др. – М.: Просвещение,2012. – 273 с. (Стандарты второго поколения).