Изучение словарных слов в начальных классах (интересно и легко…)


Изучение словарных слов в начальных классах (интересно и легко…)
Развитие человека- это движение от знания слова к умению владеть словом. Это развитие уже начинается в младенчестве: напев матери, сказки, первые книжки… Очень важно, чтобы интерес к слову, книге зародились в дошкольном возрасте. Это одна из ответственных задач родителей. В начальной школе начинается узнавание родного слова, соблюдение норм и правил. Постигая правила и нормы родного языка, ученик постигает для себя тайны и красоту слова. Учитель-проводник в мир словарного богатства. Он не только ведет учеников по учебной программе, но и помогает ученику увидеть и почувствовать разнообразие речи; лексическое и этимологическое значение слова.
Начальное образование- это первичная ступень обучения ребенка. Оно даёт ему систему знаний для дальнейшего развития и использования в жизни. Для развития устной и письменной речи необходимо расширять словарный запас ученика; знать этимологию слова, правильно употреблять слова в предложениях. Добиться хороших результатов можно благодаря правильным и хорошим методикам. Всем известно, что в русском языке большое количество слов, не подчиняющихся правилам проверки, их написание необходимо запоминать. По подсчетам исследователей, непроверяемые написания составляют около 35% по отношению к проверяемым. Очень важно развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную.
Актуальными задачами является сделать процесс изучения словарных слов интересным, познавательным и эффективным; снизить тревожность детей при написании словарного диктанта.
Слова, с непроверяемым написанием называют словарные слова, они усваиваются учениками начальной школы чисто механически, путем запоминания. Память учащихся начальной школы находится в стадии формирования; у каждого она развивается индивидуально; типы памяти у всех разные, поэтому при словарной работе учитель должен учитывать все особенности развития и способности детей.
Одним из основных методических приемов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе является этимологический анализ. Такой метод способствует расширению лингвистического кругозора, поскольку позволяет рассмотреть языковые факты тесной связи с историей развития языка.
Учебники по русскому языку в начальной школе не нацелены на проведение словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа. Не мало важный аспект в словарной работе - орфографический. С орфографической точки зрения состав слова с непроверяемыми написаниями неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на слова с безударной гласной, с двойными согласными (коллектив, коллекция), слова со звонкими и глухими согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми согласными (сердце, местный).
Словарную работу необходимо проводить систематически на протяжении всего учебного года, она не должна быть от случая к случаю. Словарная работа должна быть тесно связана с изучением нового материала. По моему мнению, на изучение слов с непроверяемым написанием необходимо выделять определенный этап урока, используя отдельные пути и методы, которые будут активизировать мыслительную деятельность и память обучающихся. Изучая словарные слова, необходимо использовать наглядность: тексты, карточки, загадки, картинки, презентации, таблички слов, записи. В системе словарно-орфографической работы особое место занимают упражнения лексического характера: необходимо, чтобы дети могли подбирать к изучаемому слову однокоренные слова, синонимы; проводили наблюдения над многозначностью слов, умели составлять свои алгоритмы по запоминанию написания слов; составляли свои словарные диктанты и кроссворды, учитывая написание и этимологию слов.
Наука «этимология» занимается происхождением слов, выясняет, по какому признаку названы предметы и явления, исследует источники и процессы формирования словарного состава языка, погружаясь в древнейший период; иногда очень трудно объяснить смысловую эволюцию слова.
Исторический морфемный состав слова, прошлые словообразовательные цепочки поможет выяснить этимологический анализ, который указывает время и место появления слова, его однокоренные слова, первоначальную форму и значение.
Этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми написаниями, запоминанию отдельных букв. Для начальной школы необходимо использовать элементы этимологического анализа, позволяющие объяснить те или иные написания. Например, исторические чередования гласных и согласных находят свое отражение в учебниках. Учитель начальной школы сопоставляет слова пожар, победа, погода, позор, порыв, дети записывают их столбиком и подчеркивают первый слог в этих словах- этого будет достаточно на первоначальном этапе; в дальнейшем их этимологическое познание будет углубляться. Очень часто трудно провести границу между морфемным и этимологическим анализом. Если морфемный анализ показывает нам картину морфологического состава слова в настоящем, то этимологический разбор знакомит нас с прошлым.
Пути познания русского языка всегда очень сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности в начальной школе, во многом и зависит дальнейшее успешное обучение.
Словарная работа на уроках русского языка является одним из звеньев разнообразной работы по развитию речи. Если работа будет систематической и целенаправленной, то сформирует интерес к слову, его значению; будет способствовать запоминанию. Необходимо, чтобы ученик в течение урока в разных видах работы использовал одно и тоже слово 5-7 раз. При сознательном, интересном усвоении степень запоминания значительно повышается. Словарная работа не ограничивается лишь упражнениями. Важно, чтобы ученик сам добывал знания, выделял словарные слова, придумывал, как их запоминать. Например, в своей работе я использую такой метод. Для домашнего чтения поставлена задача: выписать в колонку словарные слова (5-7 слов), которые вы не можете объяснить (значение, происхождение, написание). На уроке дети по очереди зачитывают эти слова и записывают на доске. Возможно, в классе найдется ученик, который сможет объяснить хотя бы одно слово. На следующий урок одна группа готовит этимологический анализ этих слов (используя словари и справочники), другая-лексический; третья-морфологический. Конечно, с такой работой необходимо знакомить четвероклассников, так как словарный запас у них больше, читают быстрее, могут рассуждать и интерес к предмету формируется, и орфограммы некоторые знают.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: сопоставление, наблюдение, сравнение, учит делать выводы и обобщения, вырабатывает орфографическую зоркость. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одной из форм развития речи учащегося.
Список литературы
1.Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. Этимология. Серия «Лингвистическое наследие XIX века».Изд. 7,2006, 288с
2.Кашкарова Т. Н. Словарная работа на уроках русского языка.-М.: Таурус, 2001
3.Пронина И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа.-М.: Просвежение,1964.