Изучение словарных слов во 2 классе.
Изучение словарных слов во 2 классе.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Правильно построенная речь помогает ребенку в общении со сверстниками и педагогом, такому малышу не составит труда высказать свои мысли. Но если ребенок в дошкольном возрасте имел логопедические проблемы, то, скорее всего, и в первом классе он столкнется с определенными трудностями в усвоении языка.
К сожалению, в первый класс приходит большое количество детей с нарушениями речи. Это вызывает ряд трудностей как в усвоении устной речи, так и в письменной, что существенно затрудняет процесс обучения. Ученики младших классов в большинстве случаев пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.
Большие трудности в овладении словарными словами испытывают дети, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Так же сложно овладеть словарными словами детям с синдромом дефицита внимания, ММД.
Словарные слова надо знать наизусть. Их огромное множество. Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы.
Работу по изучению словарных слов строю следующим образом:
В конце недели на последнем уроке русского языка даю учащимся 5-7 новых словарных слов.
В течение недели на каждом уроке выделяется время на орфографические минутки для ввода новых слов. Так же важно повторять ранее изученные орфограммы.
В конце недели на последнем уроке русского языка проводится словарный диктант. Для этого целесообразно завести отдельную тетрадь.
Обязательным условием является проведение анализа работ. Это дает возможность отработать еще раз те слова, в которых дети допускают ошибки.
Методика запоминания словарных слов:
Записать словарное слово, поставить ударение. Чтение слова ребенком. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, можно предложить ему воспользоваться словарем).
Например: тетрадь
Поделить слово на слоги, выделить слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: тет-радьВыписать отдельно слог, вызывающий сомнения, выделить цветом, размером сомнительную орфограмму. Прописать ее строчку.
Например: тЕт, тет, тет, тет-радьНайти ассоциативный образ, который обязательно должен быть связан с изучаемым словарным словом.
Например: Что сдают ребята учителю или учительнице на проверку? Ученик и ученица сдали тетради на проверку.
Запись всех изучаемых словарных слов на этой неделе.
Например: Тетрадь, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница.
Изобразить (по возможности) ассоциативный ряд в виде рисунка.
12922253365500
Придумать предложения с изученными словами. Одно из них записать в тетрадь, выделить орфограммы цветом, поставить ударение во всех словах. Далее работа с предложением.
Например: Ученик и ученица сдали тетради учительнице.
Таким же образом можно выстроить ассоциации следующего ряда слов: алфавит – карандаш – фамилия – стакан
65532012573000
79946530670500Ветер – берёза
Для формирования навыка правописания словарных слов можно использовать следующие задания:
звукобуквенный анализ слова
деление слова на слоги и на слоги для переноса
подбор однокоренных слов
составление словосочетания, предложения с этим словом
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята)
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов)
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород)
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать)
Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор - красный, улица - широкая)
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
Подбор однокоренных слов.
Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).Разбор слов по составу.
Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
Заменить одним словом набор слов («человек, который управляет трактором» – тракторист, «широкая проезжая асфальтовая дорога» – шоссе, «одерживать победу» - побеждать).
Письмо по памяти.
Самодиктант и взаимопроверка.
Хорошо зарекомендовал себя
Cпособ написания слов с закрытыми глазами.
«Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь»
Все выполнять с закрытыми глазами.
Учитель начальных классов:
Пантюхова Г.П.Литература, которая поможет Вам разнообразить ваши занятия с ребенком.
В.В.Агафонов""Неправильные правила" для словарных слов — и не только"
"Словарные слова в образах и картинках" Пособие для логопеда в 2ч
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
Парамонова Л.Г.
"Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф.
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке. Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах. Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором. Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания. Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой. Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.
"Учение без мучения. Коррекция дисграфии."
Автор Зегебарт Г.М. Издательство. Генезис. М.,2007