Статья Изучение словарных слов в начальной школе


Учитель начальных классов Куршева Марина Абубекировна,
учитель начальных классов
(«Гимназия им. Амирокова И. А. а Кош-Хабль» КЧР, Хабезский район)

Изучение словарных слов в начальной школе.
Безошибочное правописание
составляет азбуку знания языка.
Я. К. Грот.
Изучение русского языка, владение им характерно для всех людей независимо от национальной принадлежности, от социального положения, от возраста и пола. И все, кто бы ни владел русским языком, чем больше его узнают, тем больше проникаются любовью к нему, осознавая свойственные этому языку красоту, выразительность, мелодичность и образность. Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, в звучности и мелодичности фонетической системы, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «ёмком» и «умном», есть «и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись», - писал С. Я. Маршак. Вслушаемся в простые, исконно русские слова – хлеб, ручей, тропинка, солнышко ясное – от них веет чем-то родным и близким. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск» - писал К. Паустовский.
Воспитание любви к русскому языку, к русской речи – одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Успех обучения зависит от того, возникает ли у них интерес к изучаемому материалу, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Мой опыт работы показывает, что углубленная работа над языковым материалом убеждает детей в силе русского слова, в богатстве и выразительности его средств, в необходимости бережного отношения к нему.
Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. Правильное обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, имеет большое значение для устного развития детей; оно имеет также значение для успешного изучения всех предметов школьного курса. Знания по тому или иному предмету можно считать усвоенными лишь в том случае, если учащиеся умеют их выразить правильно, ясно и понятно. Ребенок мыслит более конкретно, чем взрослый человек, он воспринимает окружающий мир посредством зрения, слуха, осязания и других органов чувств. При обучении языку необходимо развивать способности воспринимать звуки, слова, словосочетания, развивать речевые возможности детей.
Дети, поступившие в школу, конечно, имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но, во-первых, этот круг реальных знаний о природе и обществе мал, и задача школы в первую очередь заключается в том, чтобы этот круг расширить и получить, на этой основе расширить словарь ребенка.
Во-вторых, часто бывает, что слова у ребенка имеются, а за этими словами нет точных представлений и понятий, и задача учителя состоит в том, чтобы наблюдения и знания ребенка уточнить и обогатить словарь ребенка.
В-третьих, словарь детей не упорядочен и не систематизирован; слова живут отдельно друг от друга, не зная «родства» между собой, дети пользуются словами, не видя сходства и различия между многими близкими, но не тождественными по значению словами; кроме того, дети иногда соединяют несоединимые слова.
В-четвертых, словарь развит односторонне: в нем имеются конкретные, обиходные слова, но нет отвлеченных и обобщающих слов, мало терминов, относящихся к разным областям знаний.
В-пятых, ребенок, кажется, понимает некоторые слова при чтении или при слушании, но не употребляет или употребляет неправильно в своей речи. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей, сделать так, чтобы они смогли употреблять слова, которые они получают в процессе обучения.
В-шестых, учащиеся, не зная правописание многих слов, допускают ошибки в своей письменной речи. Необходимо помочь детям, чтобы они как можно полнее использовали свой словарный запас при письме.
Как видим, в словаре начинающих учиться детей немало недостатков. Хочется обратить внимание на последний недостаток, а именно, правописание непроверяемых слов.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами – учителями, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Проблема усвоения слов с непроверяемыми трудно проверяемыми написаньями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку.
Программа каждого класса по русскому языку включают список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основания разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить слова с непроверяемыми написаньями. Среди них слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), со звонкими и глухими согласными (лестница).
При помощи запоминания младшие школьники должны усваивать и написание ряда слов, подчиняющихся правилам, которые изучаются только в средней школе (вторая группа). Это относится, во-первых, к словам с чередованием гласных в корне (растение, гореть); во-вторых, к сложным словам с соединительными гласными о или е (самолет, путешествие); в-третьих, к некоторым наречиям (наречия, которые пишутся слитно: сверху, снизу; наречия с приставками с- и на- и суффиксами –а и –о на конце: слева, справа, налево, направо); в-четвертых, к словам с гласными после шипящих в корне (жёлтый, чёрный, шофёр). К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, но оно может быть незнакомым для учащихся начальной школы.
Учителю необходимо знать перечисленные выше орфографические особенности групп слов по целому ряду причин. Прежде всего, эти особенности важно учитывать в процессе формирования у младших школьников умение дифференцировать (различать) орфограммы и графически их обозначать. Некоторые учителя, говоря с учениками о непроверяемых написаниях, имеют в виду только непроверяемые безударные гласные, забывая видимо о других вариантах данной орфограммы.
Учитывая все вышесказанное, рекомендуется учителям по мере изучения соответствующих слов составлять, постепенно дополнять и использовать для дифференциации орфограмм следующую схему обобщающего характера, которая позволит учащимся осознавать непроверяемые написания как часть орфографической системы языка:
Непроверяемые написания в корне.
Непроверяемые безударные гласные в корне Непроверяемые согласные в корне
ворона вокзал лестница класс
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их переносить на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются.
Какова же система работы над словом с непроверяемым написанием? В качестве исходного положения можно рассмотреть следующее: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
В результате этого классифицируются виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Работая над словами с непроверяемым написанием, убеждаешься в том, что правописание этих слов запоминается быстро и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.
Учителю можно целый год напомнить ученикам, что слово пальто пишется через а, что оно несклоняемое, а результат будет безуспешный. А можно за один урок всё запомнить. Но для этого надо на один урок ученикам превратиться в модельеров. Вначале рассмотрим вырезки из журналов мод, почитать, что модно носить в этом сезоне, придумать и зарисовать новые модели пальто. Попробуйте рекламировать свою модель, не употребляя трудные для написания слова, да ещё в различных формах. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, который тут же и сделаем на уроке: проколем дырочки в листочках, завяжем бантик… и журнал готов.
Каждый учитель знает, что в слове ужин приходится исправить е на и. А ведь это слово волшебное. За ужином собирается вся семья. Я предлагаю детям подумать, как сделать так, чтобы ужин стал минутой приятного общения, как накрыть стол, чтобы вызвать улыбку папы и мамы. Красивые салфетки, посуда, цветы – и через три минуты стол готов. При изучении слов завтрак, обед, ужин ученики не только повторяли правила поведения за столом, практически усваивали, как правильно сервировать стол, но и одновременно учились употреблять глаголы в неопределенной форме, закрепляли не с глаголами.
Такое усвоение понятий не отнимет много времени при изучении темы урока, а, наоборот, работает над ней. Ведь не зря же К. И. Чуковский писал: «Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл».
Большую роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве с новым словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Такие виды упражнений применяю очень часто, но однообразие форм работы над словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.
Дети запоминают слова при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем: 1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова; 2) объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группо имеет свой сюжет. Для лучшего запоминания можно использовать схематические рисунки. Приведу страничку словарика, где представлены текст и для запоминания сами слова:
рабочий
работа
сапоги
пальто
машина
завод
Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.
Для разнообразия форм работы можно применять сюжетные картинки. На рисунке изображены предметы, обозначенные словами с буквой я: заяц, земляника, лягушка, месяц, ягненок. По картинке, используя данные слова, дети составляют рассказ: Ночь. На небе месяц. Лягушка высунула язык. Она охотится. Заяц испугался. Бродит заблудившийся ягненок. В траве растет земляника.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй русской речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные упражнения.
Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарный запас детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения. Дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.
Большим помощником для учащихся является «Школьный орфографический словарь русского языка» Михаила Трофимовича Баранова, в котором собран лексико–орфографический минимум, составляющих ядро лексического богатства русского языка.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово пять – шесть раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик и свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
Можно привести разные примеры работы со словарными словами на уроке. Это благодатная почва для поиска и творческой фантазии учителей начальных классов.
В заключении хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
Использованная литература:
1. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах, - М. 1983;
2. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку, - М., 1993;
3. Липкина А. И. Работа над устной речью учащихся, - М., 1993;
4. Ященкова С. Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, - 2016, №9
5. Чекалина Н. Н. Работа над словарными словами в начальных классах.
// Школьная педагогика, - 2016 № 4