Классный час Толерантные отношения в классе
Классный час «Толерантные отношения в классе»
Цель: закрепить знания о понятиях «толерантность, толерантное отношение»
Задачи:
1. воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;
2. формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам;
3. учиться находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
4. развивать навыки разрешения конфликтов; коммуникативные навыки
Этапы урока
1. Актуализация знаний.
Вступительное слово.
2. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Работа в группах.
3. Развитие умений – применение знания.
4. Творческая работа “Дерево толерантности”
5. Рефлексия. Вывод
Ход урока
- Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
- Сегодня мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу.
– Что вы знаете о толерантности?
– Давайте посмотрим, какое значение дается этому слову в толковом словаре. Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила на доске.
Правила толерантного общения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.
– Из-за чего разгораются конфликты?
Невозможность получить то, что хочется или необходимо;
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.
– К каким результатам приводят конфликты?
- Как же быть, как разрешить конфликт?
Правила управления конфликтом:
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
Проведение инсценировок. Работа в группе.
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.
Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.
Группа 2 – в классе:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
Группа 3 на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
Группа4– в школьном дворе:
Настя принесла в школу пи эс пи, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Андрея, он случайно сломал одну из кнопок. Настя, увидев это, страшно разозлилась.
(Дети инсценируют ситуации, объясняя свое решение данного конфликта. По каждой ситуации подводится итог.)
– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?
– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.
Продолжите пословицы:
«Нет друга – ищи, …» а найдешь береги.
«Без беды друга…» не узнаешь.
«Друг познается…» в беде.
«Недруг поддакивает,…»а друг спорит.
«Не имей сто рублей,…»а имей сто друзей.
«Один в поле …» не воин.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы наш класс стал “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.
Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем классе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.
А что же нужно для того, чтобы наше будущее общество было толерантным?
3. Подведение итогов.
- Что такое толерантность?
- Давайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.
· Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.2. Ты ударяешь его.
· Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.2. Ты обижаешься и мстишь.
· С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
· Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.2. Ты все сваливаешь на других.
· Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты идешь с ними гулять.
2. Ты устраиваешь истерику.Дети считают.– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.
- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
2. Поиск и выделение необходимой информации.
3. Структуирование знаний.
4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
5. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД
1. Целеполагание как постановка учебной задачи.
2. Планирование. Составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование.
4. Контроль.
Коммуникативные УУД
1. Планирование учебного сотрудничества между учителем и сверстниками.
2. Умение с достаточной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные результаты
1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.