Родительское собрание Толерантные отношения в семье
Приложение 12
Родительское собрание
«Толерантные отношения в семье»
(с использованием Презентации)
Классный руководитель
Кириллова Н.В.
(Слайд 1)
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы», - так писал А.Н.Острогорский. Поэтому в настоящее время семья и школа неразрывны между собой. И сегодня учителя хотят, чтобы родители не боялись классных руководителей, а считали их своими помощниками, доверяли им, были терпимы. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.
Преобразования, произошедшие в обществе, оказали влияние на все сферы общественной жизни, на все институты воспитания подрастающего поколения. Не остался в стороне такой институт воспитания, как семья.
Во все времена, начиная с античности, проблемы семьи занимали передовые умы человечества. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. На современном этапе его развития возникают проблемы, которых не было раньше. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей.
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности». Ушел в историю 2007 год, официально объявленный Годом ребенка. Наступивший 2008 год провозглашен Годом семьи. 2009 год объявлен годом против насилия в семье. Вне всякого сомнения, эти понятия неразрывно связаны между собой. Тема семьи ныне становится приоритетной, отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее – кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество.
Семья это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая “ниша” с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.
Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Значение семьи и семейного климата подтверждает также и изучение детей с нарушениями поведения, нуждающихся в психиатрическом лечении. На их судьбе пагубно сказались семейные конфликты, алкоголизм отца или матери, крупные просчеты в воспитании.
С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.
Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка, пропаганда “жесткого секса”, насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья, или, наоборот, нейтрализоваться нормальной семейной обстановкой,
пониманием и вниманием со стороны родителей.
Данные проведенного психологами исследования подтверждают выдвинутое предположение. 98,2% детей в благополучных семьях не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” у данной категории детей 83% ответов: “К родителям”.
«Почему именно к родителям?» на такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.». Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения.
Естественно встают вопросы – как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей. Толерантность – понятие сложное и многоаспектное. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
1.во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; (слайд 2)
2.в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; (слайд 3)
3. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; (слайд 4)
4.в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; (слайд 5)
5.в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
(слайд 6)
6.в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; (слайд 7)
7. Мировые религии о толерантности: (слайд 8)
«Не делай другому того, от чего больно тебе»
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей»
«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
То есть как бы вы не рассматривали понятие толерантности он тесно связано с терпимостью. (слайд 9)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.
Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие – отклонения в поведении различного характера.
Семейные конфликты, возникающие из - за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое «неудобное обстоятельство», осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.
Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.
Рассмотрев две крайности во взаимоотношениях детей и взрослых, можно сказать, что взрослые не видят перспектив складывающихся взаимоотношений с детьми, не оценивают степень их влияния на формирование и развитие ребенка.
Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка, его развитие и поведение в целом. Термин «видение перспективы» был введен Джорджем Х. Мидом (1934) и предполагает когнитивную структуру, которая лучше всего осознается в перцептивном опыте.
Следующей характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых является, на наш взгляд, отказ взрослых от монополии «знания истины» при решении возникающих проблем и вопросов и, как ее следствие, от позиции перекладывания вины за сделанные ошибки на ребенка. «Истина» всегда находится на стороне родителей, «ошибки» же делают дети такая позиция характеризует складывающиеся взаимоотношения в семье как интолерантные.
Когда мы говорим о толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых, то не имеем в виду отказ со стороны взрослого от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность во взаимоотношениях между членами семьи предполагает сочетание устойчивости как способности детей и взрослых реализовать свои личные позиции с гибкостью – как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других членов семьи.
Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие – отклонения в поведении различного характера.
Семейные конфликты, возникающие из - за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое «неудобное обстоятельство», осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.
Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.
Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка. Семья тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, школа имеет большой воспитательный потенциал, но семья и индивидуальные особенности ребенка – это, на наш взгляд, две основные детерминанты социального становления человека.
Взаимоотношения в семье могут складываться стихийно, под воздействием самых разнообразных факторов. Данный процесс можно сделать целенаправленным. Для этого, на наш взгляд, задача воспитания толерантности у детей и их родителей должна стать одной из задач организации воспитательной работы с семьей.
Проблема воспитания толерантности во взаимоотношениях детей и родителей – проблема сложная, для эффективного решения которой необходим комплексный подход и взаимодействие психологов, педагогов, социальных педагогов, медиков и других специалистов.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
(слайд 10) Структуру толерантных отношений в семье можно представить в виде следующих компонентов: - базовый (установки, ценностные ориентации каждого члена семьи, обеспечивающие мотивацию на развитие толерантности во взаимоотношениях членов семьи);
- содержательный (система знаний и представлений каждого члена семьи о сущностных характеристиках толерантных взаимоотношений между людьми);
- операциональный (индивидуальная техника формирования толерантности во взаимоотношениях между членами семьи);
- рефлексивный (система индивидуальных способов каждого члена семьи осуществлять самонаблюдение и самоанализ, которые являются условиями самосовершенствования в отношениях с другими членами семьи);
- акмеологический (реализация индивидуальной программы формирования толерантных взаимоотношений между членами семьи).
(Слайд 11) В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., в статье 1, п. 1.2. определено: «Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство.
Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Рассматривая толерантность во взаимоотношениях между членами семьи, в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между ее членами на основе взаимного уважения и поддержки.
(Слайд 12, 13)
Пилотажное изучение толерантности во взаимоотношениях между членами семьи на основе разработанных критериев позволило выделить три уровня толерантности во взаимоотношениях между членами семьи: слабый, устойчивый и активный.
Уровень, который мы назвали слабым, означает, что тот или иной член семьи, если и не согласен с другими членами семьи, то на этом и останавливается, не выражая негативных реакций по поводу противоположных точек зрения, позиций, взглядов на решения возникающих проблем. Можно сказать, что в данном случае толерантность во взаимоотношениях складывается на основе терпения одного или нескольких членов семьи.
Следующий уровень мы условно назвали устойчивым, он предполагает не просто несогласие с другим членом семьи, основанное на терпении противоположных мнений, но позитивную реакцию на иную точку зрения, иной взгляд с дальнейшим вступлением в диалоговое общение, в ходе которого анализируются существующие мнения и им дается оценка. Толерантность во взаимоотношении на данном уровне означает готовность к пониманию и основана на взаимном уважении членов семьи.
Следующий уровень толерантности между детьми и их родителями мы назвали активным, т.е. это такой уровень, когда родители не предпринимают запретительных действий для предотвращения неодобряемого поведения или убеждений ребенка, не используют «родительскую власть», а признают в своих детях право на свободу выбора; любая возникающая проблема обсуждается и решается совместно, причем диалог продолжается до тех пор, пока обе стороны не найдут оптимального и конструктивного решения возникшей проблемы, приемлемого обеими сторонами, такого решения, которое удовлетворяет как детей, так и их родителей. уровень толерантности предполагает активное включение детей в решение «взрослых вопросов», когда к мнению ребенка прислушиваются и оно обсуждается наравне с мнением взрослого. Данный уровень толерантности основан на взаимном понимании, принятии и поддержке всех членов семьи друг другом. Такой уровень во взаимоотношениях членов семьи позволяет говорить о реальных ценностях каждого члена семьи, которые выражаются не в словах, а в действиях, в целом - в поведении.
(Слайд 14)
Все трудности во взаимоотношениях детей и родителей можно, на наш взгляд, разделить на несколько групп:
1. Мотивационно-смысловые - несовпадение системы ценностей, целей, перспектив, жизненных ориентиров у детей и взрослых.
2. Операционно-действенные - отсутствие общепринятых в семье нормативов, адекватных моделей поведения в сложных жизненных ситуациях.
3. Информационные - нарушение эмоциональных связей ребенок - родитель, теплоты и эмоциональной близости в отношениях членов семьи.
4. Характерологические - наличие у членов семьи черт характера, обуславливающих трудности формирования толерантности во взаимоотношениях между ее членами, таких, например, как эгоизм, лживость, капризность, агрессивность и т.д.
Провоцируют интолерантные отношения в семье эмоциональные «всплески», допускаемые членами семьи, неустойчивость взглядов, настроений, неспособность детей и родителей к объективным оценкам себя и окружающих, ситуативность мышления. Наличие подобных черт хотя бы у одного из членов семьи будет способствовать нарушению толерантности в отношениях детей и родителей. Среди факторов, позволяющих сделать прогноз, важное место занимает положение каждого члена в семье и его общее самочувствие, складывающееся в результате того или иного положения, которое ребенок или родитель занимает в семье.
С большой долей вероятности можно прогнозировать, что нарушение комфортного положения ребенка или родителей в семье приведет к нарушению толерантности в их взаимоотношениях.
В ходе психологических исследований, касающихся проблемы психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье, был проведен опрос детей и родителей.
Вопросы, которые были заданы, касались:
·понятия толерантных взаимоотношений;
·проблем, возникающих во взаимоотношениях детей и родителей;
·путей преодоления интолерантности во взаимоотношениях детей и родителей;
·причин, нарушающих толерантность во взаимоотношениях детей и родителей.
Анализ ответов, полученных по первым двум вопросам, позволил сделать вывод о том, что как взрослые, так и дети недостаточно понимают сущность толерантности во взаимоотношениях людей. Понятие толерантности соотносится с понятием терпимости и рассматривается как терпимое отношение к членам семьи.
Ответы на вторые два вопроса позволили выделить основные проблемы, возникающие во взаимоотношениях детей и родителей.
(слайд 15)
По мнению родителей, это:
- непонимание позиции взрослых;
- неприятие требований родителей;
- неспособность к сопереживанию и сочувствию взрослым;
- категоричность детских оценок и суждений;
- повышенная агрессивность, проявляющаяся в действиях и поступках детей.
(слайд 16)
По мнению детей:
- повышенные требования, по сравнению с теми, которые родители предъявляют к себе;
- непонимание имеющихся проблем;
- стремление переложить вину за все допущенные ошибки на ребенка;
- нежелание объективно разобраться в сложных жизненных ситуациях и найти решение, приемлемое обеими сторонами;
- нежелание изменить свою позицию, даже если она ошибочна;
- нежелание уделить время решению детских проблем.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы во взаимоотношениях детей и родителей обусловлены нежеланием обеих сторон толерантно относиться друг к другу, достигать активного уровня толерантных взаимоотношений в семье.
На третий блок вопросов практически все родители ответили единодушно: «Интолерантные взаимоотношения в семье не сложатся, если дети будут понимать нас и прислушиваться к нам». Лишь 10 % родителей из опрошенной выборки говорили о том, что сложившиеся взаимоотношения зависят от позиции взрослого, его умения понять ребенка и вовремя решить имеющиеся у него проблемы.
Дети были столь же категоричны в своих ответах, как и их родители. «Если родители будут нас понимать, никаких проблем в отношениях с ними не будет». Положительно то, что более половины опрошенных детей отмечали: непонимание во взаимоотношениях с родителями, интолерантность характера этих взаимоотношений - явление ситуативное.
Надо заметить, что в ходе исследования не были опрошены семьи группы риска, имеющие проблемы, вызванные алкоголизмом родителей, проявлением жестокости по отношению к детям и т.д. Не опрашивались семьи разнонациональные. В связи со специфичностью возникающих проблем в таких семьях и особенностями взаимоотношений детей и родителей на первых этапах нашего исследования это не входило в его задачи.
Как следствие ответов на предыдущие три блока вопросов, на вопросы, касающиеся причин, нарушающих толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, можно отметить, что родители связывают эти причины с ребенком, его непониманием взрослого и отражением этого непонимания в поведении. Дети все причины связывают с родителями и, соответственно, их отношением и поведением в отношении детей.
(Слайд 17)
Но необходимо помнить и про парадокс толерантности Платона: «Неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимым к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены.»
Итак, мы вспомнили о функциях родителей в воспитании своих детей, заглянули краешком глаза в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим углом действительно ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.
( Слайд 18) успехов вам в воспитании детей, мира в вашей семье и взаимного понимания.
15