Реферат «Развитие креативных способностей учащихся на уроках в начальной школе»



Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан







Реферат на тему
«Развитие креативных способностей учащихся
на уроках в начальной школе»





Выполнила
учитель начальных классов
Ахмадуллина И.С.
1 квалификационная категория








г. Октябрьский
2012г.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .. стр.1
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития
творческого мышления детей стр.3
Глава 2. Упражнения направленные на развитие
креативных способностей учащихся начальной школы. стр.9
2.1.Использование проблемных ситуаций стр.10
2.2. Упражнения на развитие речи.стр.11
2.3. Задания на развитие логического мышления.стр.14
2.4. Задания для развития гибкости, беглости,
оригинальности мышления..стр.17
2.5. Использование дидактических игр.стр.20 Глава3.Методики выявления креативных способностей стр.23
Итоги тестирования.стр.32
Заключение стр.33
Список использованной литературы и интернет сайтов стр.35












ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых подчас предваряют свое время. Сейчас уже становится ясным, что адаптация личности в той среде, в которой она осуществляет свою жизнедеятельность, - весьма непростой процесс. В связи с этим жизнь в современном обществе требует от человека гибкости мышления, сообразительности, способности изобрести нечто новое, связанное с применением нетривиальных способов действий, то есть человека, обладающего креативным мышлением. Следовательно, одной их актуальных проблем образования является организация такого педагогического процесса, который был бы основой развития креативности мышления в единстве с основными сферами индивидуальности.
При условии активного взаимодействия интеллектуальных способностей, креативности и творческой мотивации создается то самое “креативное поле”, в создании которого заинтересованы творчески работающие педагоги и психологи.
Цель работы – поиск путей развития креативности ребенка на уроках в начальной школе
Объект – деятельность учащихся на уроках в начальной школе и развитие креативности.
Предмет – влияние системы творческих заданий на процесс активизации познавательной активности и креативности учащихся
Гипотеза – я предполагаю, что уроки, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют интенсивному развитию креативных способностей детей.
Задачи :
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) выделить наиболее интересные и эффективные методы и приемы в работе над развитием креативности;
3) изучить динамику развития креативности учащихся
В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребенка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребенка, сохраняясь в своих главных особенностях на все последующие годы, и оказывая существенное влияние на дальнейшее развитие человека.
Одним из таких психических образований является развитие креативного мышления, которое в значительной степени оказывает влияние на успешность обучения. Поэтому школа в настоящее время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их творческому мышлению.
Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности.
Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.
В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.
Задачи данной работы: - рассмотреть психолого-педагогические основы развития творческого мышления детей; условия его формирования в младшем
школьном возрасте; представить ряд упражнений, способствующих развитию креативности учащихся.

ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Поскольку в младшем школьном возрасте формируется познавательная сфера, то через систему активного воздействия, развивающих занятий, возможно, достичь определенного уровня развития интеллектуальных способностей (относительно каждого конкретного ребенка). А поскольку развитие интеллектуальных и творческих способностей протекает одновременно, тем самым, развивая творческое мышление, воображение, повышается общий уровень развития учащихся.

Второй составляющей является собственно развитие творческих способностей - креативности школьников. Важно отметить, что творчество как процесс подразумевает определенную степень личностной свободы субъекта. Понятно, что жесткая ригидная среда, ограничение личной свободы, эмоциональная черствость и равнодушие отнюдь не способствует активизации творческой мысли, полету фантазии. Поэтому абсолютно неприемлемым считается авторитарный стиль обучения, если мы по-настоящему заинтересованы в раскрытии и развитии одаренности, способности ребят к самостоятельной деятельности, поиске талантов
Наконец, третья составляющая - творческая мотивация. Именно развитие мотивационно-смысловой сферы личности играет важнейшую роль в развитии креативности. Чем выше мотивы, сильнее их интенсивность, выраженность, тем более продуктивна интеллектуальная деятельность. Иными словами, чем выше уровень притязаний, выше мотивы деятельности вообще – тем выше результаты творческой деятельности. В пример можно привести спортсменов, с примерно одинаковыми физическими данными. Аналогичные примеры можно вспомнить и в образовательном процессе.
Таким образом, активное сочетание интеллекта, креативности и творческой мотивации составляет модель креативной личности
Творческое мышление в отличие от репродуктивного направленно на получение нового результата, на открытие новых знаний. Соответственно оно требует осуществления продуктивных познавательных действий.
Понятие креативность (лат. Creatio - создание, образ) в переводе с английского языка означает творчество, т.е. в самом общем виде это создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. Э. Фромм сужает понятие до определения его как «способности удивляться и познавать, умения находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта», подчеркивая не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;
7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;
9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
10) и так далее.
Существует одно распространение заблуждение: большинство педагогов уверены, что способность к творчеству (креативность) – качество врожденное. Другое дело – интеллект, ум, его можно и нужно развивать. Образование дает, конечно, умение, решать задачи, опыт их решения, но никак не влияет на способность к этому.
Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, то есть способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творчески людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, просто получать удовольствие от творчества. Даже очень “тусклые” дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в свои способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе даже мастерство.
Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Теперь известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое другое. Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали. Да способности человека зависят от его задатков, т.е. генетически обусловлены. Но вот генетики Н.П.Дубинин и Ю.Г. Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передаётся путём воспитания, усложняется и развивается путём тренировочных упражнений.
Первое условие успешного развития творческих способностей раннее начало.
Чем раньше ребёнок начнёт активно познавать мир, тем богаче будет его опыт, который поможет успешно учиться.
Второе важное условие – стараться окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развитие творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше.
Четвёртое условие это необходимая направляющая помощь взрослых.
Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные» Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития исследовательского и изобретательского таланта.
Педагогическая наука выделяет три этапа творческого процесса:
Этап возникновения творческой ситуации. (В котором сталкиваемся с чем-то новым, необычным. На этом этапе возникает противоречие между знанием и незнанием.)
Эвристический этап. (В котором осознаются стратегия решения проблемы, идея, замысел.)
Этап завершения. (В котором используются как логические, так и эмоционально-образные, эстетические, а также практические критерии и средства доказательства правильности, ценности полученного результата.)
Каждый ученик неповторим в своей индивидуальности. Нет вообще не способных учащихся. Специальные способности, формируемые и выявляемые в процессе обучения, представляют собой сложные структурные образования, куда входят компоненты разного уровня.
Обучение и развитие находятся в тесной и неразрывной связи. От того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом. Если ученик под руководством учителя овладел рациональными способами учебной работы, то он не только более эффективно будет усваивать знания, но и сумеет оценить свои трудности и учебные возможности, лучше поймёт себя и окружающих его сверстников, сможет занять правильную позицию в коллективе. Формирование учебной
деятельности даёт тем самым не только развивающий, но и воспитывающий
эффект.
Предметом многих исследований были особенности развития и механизмы формирования творческого мышления младших школьников, в результате чего сделан вывод, что, младший школьный возраст является важным с точки зрения развития творческих способностей детей.
Младший школьный возраст, по мнению исследователей, является критическим периодом для дифференциации двух уровней интеллектуальной активности - репродуктивной и продуктивной, в 7-8 лет проявляется тенденция к формированию интеллектуального или творческого типа личности. В каком направлении пойдёт развитие ребёнка зависит от влияния внутренних и внешних факторов
По наблюдениям П.Торренса, наиболее творческие мальчики и девочки, учащиеся начальной школы, определяемые как творческие на основе тестов, имели следующие особенности: у них была явная склонность к «глупым и диким идеям», они рисовали необычные рисунки, обладали чувством юмора, живостью. А также ярко выраженная сопротивляемость средовым воздействиям, активность, любознательность, самостоятельность, оригинальность, стремление к независимости, негативизм и агрессия. Психологические исследования, практика работы школы показывает, что существует множество факторов, влияющих на формирование у школьников тех или иных способностей, которые в значительной мере развиваются под влиянием обучения. На их развитие непосредственное влияние оказывает содержание и методы обучения, организация уроков, кружковая работа по интересам и т. п. Огромное значение при этом имеет личность самого учителя.


ГЛАВА 2.
УПРАЖНЕНИЯ НАПРВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Нa прoтяжeнии многих лeт прoблeмa рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй учaщихся привлeкaeт к сeбe пристaльнoe внимaниe прeдстaвитeлeй сaмых рaзличных oблaстeй нaучнoгo знaния - филoсoфии, пeдaгoгики, психoлoгии, лингвистики и других. Этo связaнo с пoстoяннo вoзрaстaющими пoтрeбнoстями сoврeмeннoгo oбщeствa в aктивных личнoстях, спoсoбных стaвить нoвыe прoблeмы, нaхoдить кaчeствeнныe рeшeния в услoвиях нeoпрeдeлeннoсти, мнoжeствeннoсти выбoрa, пoстoяннoгo сoвeршeнствoвaния нaкoплeнных oбщeствoм знaний, тaк кaк "в нaши дни тaлaнт и твoрчeскaя oдaрeннoсть стaнoвятся зaлoгoм экoнoмичeскoгo прoцвeтaния и срeдствoм нaциoнaльнoгo прeстижa".
Нa сeгoдняшний дeнь oдним из oснoвoпoлaгaющих принципoв oбнoвлeния сoдeржaния oбрaзoвaния стaнoвится личнoстнaя oриeнтaция, прeдпoлaгaющaя рaзвитиe крeaтивных спoсoбнoстeй учeникoв, индивидуaлизaцию их oбрaзoвaния с учeтoм интeрeсoв и склoннoстeй к твoрчeскoй дeятeльнoсти . Стрaтeгия сoврeмeннoгo oбрaзoвaния зaключaeтся в тoм, чтoбы дaть "вoзмoжнoсть всeм бeз исключeния учaщимся прoявить свoи тaлaнты и вeсь свoй твoрчeский пoтeнциaл, пoдрaзумeвaющий вoзмoжнoсть рeaлизaции свoих личных плaнoв" . Эти пoзиции сooтвeтствуют гумaнистичeским тeндeнциям рaзвития oтeчeствeннoй шкoлы, для кoтoрoй хaрaктeрнa oриeнтaция пeдaгoгoв нa личнoстныe вoзмoжнoсти учaщихся, их нeпрeрывнoe "нaрaщивaниe". При этoм нa пeрвый плaн выдвигaются цeли рaзвития личнoсти, a прeдмeтныe знaния и умeния рaссмaтривaются кaк срeдствa их дoстижeния.
Думаю, применение на уроках предложенных ниже упражнений поможет вызвать интерес к предмету, будет способствовать развитию внимания, памяти речи детей и поможет формированию креативности учащихся.
2.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.

Преодоление элементов механического усвоения знаний, активизация мыслительной деятельности учащихся – цель проблемного обучения. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода и затруднения, служит проблемная ситуация.
Например, при знакомстве с « составным » уравнением.
1) Даются простые уравнения: x * 8 = 72, 64: y = 8; Дети легко справляются с заданием.
2) Предлагается записать на математическом языке предложение « произведение разности чисел а и 6 и числа 4 = 32»; дети записывают на доске несколько версий, выбирается верная запись: (а – 6)*4 = 32.
- На вопрос: « Является ли это предложение уравнением? », дети отвечают утвердительно, т.к. это равенство с переменной.
- Найдите корень уравнения.
Дети начинают решать и сталкиваются с проблемой: это уравнение нельзя решить как простое, т.к. неизвестный компонент действия – множитель- является выражением. А такое уравнение еще не рассматривалось.
Возникшая проблема мотивировала постановку цели урока: научиться решать
уравнения, в котором неизвестный компонент действия является выражением.
Так вводится понятие « составное » уравнение.
На уроках литературы, при изучении произведения, проблемная ситуация создается с помощью острого проблемного вопроса, который дает толчок к анализу текста. Этот вопрос задается в конце этапа проверки первичного восприятия и выполняют роль учебной задачи.
Примеры проблемных вопросов:
1) Нашла ли Русалочка счастье или её жизнь оказалась несчастливой?
2) Почему Маленький принц покинул свою планету и почему вернулся?
3) Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?
4) Почему мы сочувствуем герою рассказа Толстого « Косточка », хотя знаем, что он поступил нехорошо? и т. п.
На уроках русского языка, например, при изучении рода существительных, на этапе закрепления можно использовать следующие задания.
а) выпишите в один столбик слова с окончанием – а, - я; а в другой с окончанием – о, - е. Определите род.
- Село, поле, страна, вагон , лопата, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, работа, книга, радость, мыло;
б) подберите по два существительных женского и мужского рода;
в) определите род существительных:
- Ягоды, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, школы, леса.
Вопрос учителя: можно ли определить род существительных? И почему?
Дети делают вывод: род сразу не определишь, т. к. это существительные множественного числа.
Учитель предлагает найти способы решения данной проблем

2.2. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

1) Вставь слово.
Спешат гости ( на что? )!
Шмель прилетел: ( какой? ), , , как ( кто? ) .
( Что сделал? ), , весь в пыльце ( что сделал? ) .
Прибежали муравьи: ( какие? ), , . ( Что сделали? ) на пыльцу, и ( что сделали? ) у них животы, как ( что? ) . Того и гляди ободки на животах ( что сделают? ) .
2) Найди значение слова.
ненасытный


жадный
алчный
такой, который хочет все иметь только для себя, не любит с кем-нибудь делиться
очень жадный
такой, которому всего мало



3) Составь рассказ.
Приход весны.
Они пахнут настоящей весной. Вот уже снег сделался грязным. Это первые цветы. Побежали ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями. Растаял почти весь снег. Показались подснежники.
4) Редактирование текста.
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
У нас живет пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе гнездо грача. Мгновенно кот полез на березу. Но грач увидел кота. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.

5) Выбор местоимения.
Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.
1. На березах сидят снегири. Они занесены снегом.
2. У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.
3. Люба кормила кошку рыбой. Она ее любила.
4. Девочка на дереве увидела пушистую белку. Она испугалась.

6) Повторение слов.
Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.
1. Диван запылился пылью.
2. Валера спросил вопрос у учителя.
3. Нелли была ленивой лентяйкой.
4. У Наташи в декабре месяце день рождения.
5. Наступила холодная стужа.

7) Составь рассказ по его началу.
1. Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков
2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды

8) Подбор антонимов.
Зима – лето
День – ночь
Исток -
Толстый -
Помогать -

9) Подбор синонимов.
Дорога – путь, линия, колея.
Прохлада – свежесть, холодок
Темнота -
Страшный -
Блестеть -
10) Фразеологизмы.
Бить баклуши.
Отложить в долгий ящик.
За пояс заткнуть.
Мутить воду.




2.3.ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

1) Вставь недостающий слог.
Пример: ты(______)ртира – ты(ква)ртира.
Ус(____)ота
Ко(____)гарин
Ли(____)ета
Кара(____)ная
ка(____)ка

2) Составь слова.
Пример: кибку – кубик.
Набокло- _________ фенотел-__________
Прокода- _________ нокефат-__________

3) Вставь по аналогии.
Весело – смеяться, ______________ - плакать.
Озеро – вода, ___________________- воздух.
Мороженное- холодное, кипяток - __________.
Лиса – рыжая, ______________- серый.
Лондон – Темза, Париж -__________________.

3) Найди лишнее слово.
Смешной, смешать, смех, смешить.
Левша, левый, лев, налево.
Диво, удивлять, диван, дивный.

4) Вставь пропущенное число.
42 (44) 38 651 (331) 342
23 ( ) 28 449 ( ) 523

16 (27) 43 196 (25) 324
29 ( ) 56 325( ) 137

5) Продолжи числовой ряд.
8 7 6 5 4 3 __ __
8 2 6 2 4 2 __ __
5 9 13 17 21 25__ __

6) Составь третье слово.
Пример: охра + под = пароход
Лик + пена =
Иск + том =
Кожа + ворон =
Кит + рана =

7) Восстанови рисунок по коду.













6











5











4











3











2











1











0
1
2
3
4
5
6
7




А1 (2;1), А2 (1;2), А3 (7;2), А4 (6;1), А1, А5 (3;2), А6 (2;3), А7 (2;5),
А8 (6;5), А9 (6;3), А10 (5;2).


7)Найди все слова в строчках:
мкеюмячкпрмтглтеатрдвпрогексобакатлшщдингл
срогнемебельвпрнысмсолнцепвакычмтстултрлдж

8)Вставь недостающее слово
Подберите такое слово, которое подходит сразу к двум словам – слева и справа
ум_(острый)_ боль
кровь_________цветок
друг__________шкаф
взгляд________куст

9)Пойми принцип аналогии и составь пару:
ложка-каша вилка(масло,нож,тарелка,мясо,посуда)
пробка-плавать камень(пловец,гранит,тонуть,возить)
ухо-слышать зуб(говорить,жевать,глотать,искать)

10)Проведи аналогию
Бежать – стоять = кричать -
(молчать,шептать,шуметь,звать,говорить)
Железокузнец= дерево –
(доски,пила,лесник,столяр,мастер)

2.4.ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ, БЕГЛОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.
1) Найди ошибки и исправь решение примеров:
43-11=43-(10+1)=33+1=34
60-17=60-(10+7)=50+7=57
2) Цифровой диктант.
Если вы согласны с утверждениями, высказанными мною, поставьте цифру
1, если вы считаете, что информация неправильная – ставьте 0. в конце
диктанта дайте итоговый ответ. Работу нужно выполнить в быстром темпе.
1) 36+3-6=33
2) моя любимая сказка «Али-Баба и 20 разбойников»
3) 55+53=98
4) май в году по счету пятый
5) букв в русском алфавите 33
6) 100-20+1=91
7) чертова дюжина – это 13.
Итог: 4
Ответ: 1 – 0 – 0 – 1 – 1 – 0 – 1
3) Задачи с меняющимся содержанием.
а) Ворон живет около 75 лет, слон на 5 лет меньше, а щука на 5 лет
меньше, чем слон. На сколько лет меньше живет щука чем ворон? (2-й вариант:
на сколько лет меньше живет щука, чем слон?)
б) Брат и сестра читают книгу «Маугли», в которой 60 страниц. Брат
читает каждый день по 15 страниц, а сестра по 20. кто из них раньше
прочитает всю книгу? (2-й вариант: слово «раньше» заменяется словом
«позже»).
в) На озеро прилетело 48 уток и 6 гусей. Во сколько раз уток больше
чем гусей? (2-й вариант: на сколько уток больше чем гусей).
г) Кате 10 лет, а Свете в 2 раза меньше. Алена в 3 раза старше Светы.
Сколько лет Свете и Алене? (2-й вариант: Света на 2 года младше, а Алена на
3 года старше Светы).
4) Задачи с несколькими решениями.
а) В два автобуса сели 123 экскурсанта, затем из одного вышло 8
человек, трое из них село во второй автобус. После этого стало пассажиров
поровну. Сколько пассажиров было в каждом автобусе вначале? (67 чел и 56
чел).
б) В древнехакассой армии (IX век) насчитывалось несколько тысяч
воинов, а у их врагов – уйгуров в 2 раза больше. Вместе у них было 90 тысяч
воинов. Сколько солдат в каждой армии. (30 тыс и 60 тыс).
в) В столовую привезли 4 мешка сахара и 6 мешков муки, всего 500 кг.
Причем вместимость мешков была одинаковая. Найдите сколько кг муки и кг
сахара привезли в столовую? (200 и 300)
5) Задачи на соображение, логическое рассуждение.
а) Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади, а
два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
(3 гуся, изобразить из по-разному).
б) По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги.
Сколько всего кур и кроликов во дворе? (6 кроликов и 14 кур).
в) Сын спросил у отца, сколько ему лет. Отец ответил: «Если к моим
годам прибавить полсотни и еще 5 лет, то мне будет 100 лет». Сколько лет
отцу? (45 лет).
г) Лестница состоит из 15 ступеней. На какую ступеньку надо встать,
чтобы быть на середине лестницы? (на восьмую).
д) На уроке физкультуры ученики выстраивались в линейку на расстоянии
1 м друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 м. Сколько было учеников?
(26 учеников).
е) Миша захотел узнать, сколько лет его дедушке. Дедушка ответил:
«Догадайся сам. Если из наибольшего двузначного числа вычесть 90, результат увеличить в три раза и прибавить 73, то получится число моих лет». Сколько лет дедушке? (100 лет).
4) Ребус это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур, знаков. В примерах все слова ребусов изображены при помощи букв.
Разгадайте внешне похожие ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал.)
5)Для развития творческих способностей младших подростков огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решения. Выполняя их, учащиеся должны самостоятельно выявлять эти варианты (как можно большее их количество) и по возможности определять наиболее рациональные из них.
Например:
Посмотрите на это выражение: 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно.
Разумеется, учащиеся будут вначале озадачены: ведь 9 + 8 = 17. В процессе поиска ответа они дадут Различные варианты трактовки этого выражения, пока не придут к мысли, что в какой-то ситуации 5 может быть равно 17. В итоге, как правило, приходит догадка, что это возможно на «языке часов». Так, если к девяти часам утра прибавить восемь, получится семнадцать часов дня, а в разговорной речи пять часов. Красивый ответ! Не правда ли?

2.5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Одним из средств возбуждения интереса к предмету являются занимательные игры. Само слово занимательный в словаре русского языка определяется, как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.
Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, являются такие игры, как кроссворды, ребусы, шарады и другие, дополненные различными грамматическими заданиями, позволяет решать многие воспитательные и образовательные задачи при обучении русскому языку в начальных классах.
Как всякая игра, решение кроссвордов, ребусов и т. п. требует смекалки, сообразительности, находчивости. Отгадывание различных занимательных загадок способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям, настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас.
В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного.
Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 – настольные печатные;
3 – словесные игры.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

В качестве примера я предлагаю обучающую игру«На стадионе».
- Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.
Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».
- Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово. А
что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно,
они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.
Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.
Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.
Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать? (Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.) Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь, понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги соединились, получилось слово.
На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.
Что за ли? Что за мон?
Никакого смысла.
А как скажут лимон –
Сразу станет кисло!
Что за ки? Что за но?
Людям не известно.
А как скажут кино –
Сразу интересно.
Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам как сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдают за сверстниками, потом происходила смена участников игры. Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам как сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
Но нужно помнить, что развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.


ГЛАВА 3
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Методика «Вербальная фантазия»
Для выявления креативности можно использовать специальную методику «Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов).
Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:
скорость процессов воображения;
необычность, оригинальность образов, богатство фантазии.
0 баллов - данный признак в рассказе отсутствует;
1 балл – данный признак имеется, но выражен слабо;
2 балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

Оценивание скорости процессов воображения
Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.
Оценивание необычности, оригинальности образов
0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;
1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;
2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

Оценивание богатства фантазии
При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося. 2 балла – число предметов и признаков превышает десять;
1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;
0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.

Оценивание глубины и проработанности образов
Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;
1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;
2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

Оценивание впечатлительности и эмоциональности
Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов – образы малоинтересны, банальны.
1 балл – образы вызывают незначительный интерес.
2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).
Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0.

Тест Гилфорда (модифицированный)
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:
Субтест 1.
Использование предметов (варианты употребления)
Задача
Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого
Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
ОцениваниеРезультаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б беглость,
n число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа:
«из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано
ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может
быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m.
Г показатель гибкости,
m число использованных категорий.
3) Оригинальность число необычных, оригинальных ответов. Ответ
считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 3040
человек.
Один оригинальный ответ 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р = 5 k.
0р показатель оригинальности,
k число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными. Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Субтест 2.
Последствия ситуации Задача
Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого
Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) общее число приведенных
последствий.
1 ответ (1 следствие) 1 балл. Б = n.
2) Оригинальность число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек)
1 оригинальный ответ 5 баллов.
0р = 5 k.
0р показатель оригинальности,
k число оригинальных ответов.
Т 2 = n + 5 k.
Т 2 суммарный показатель второго субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение
неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3б. Выражение
Модификация для детей 915 лет
Задача
Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого
Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов.
Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти
буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста 5 минут.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость число придуманных предложений (n).
1 предложение 1 балл.
Б = n.
2) Гибкость число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово 0,1 балла.
Г = 0,1 m.
Г показатель гибкости,
m число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 3040 человек.
Одно оригинальное предложение 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор показатель оригинальности,
k число оригинальных предложений.
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т 3 суммарный показатель третьего субтеста (для детей 915 лет).
Субтест 4.
Словесная ассоциация Задача
Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение 1 балл.
Б = n.
Б показатель беглости.
2) Гибкость число категорий ответов.
Одна категория 3 балла.
Г = 3 m.
Г показатель гибкости,
m число категорий ответов.
Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m.
Г показатель гибкости,
m число категорий.
3) Оригинальность число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на
выборке в 3040 человек.
Одно оригинальное определение 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор показатель оригинальности,
k число оригинальных определений.
Т 4 = n + 3 m + 5 k.
Т 4 суммарный показатель четвертого субтеста.

ИТОГИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Для определения уровня креативности своих учащихся я использовала 4 субтеста Гилфорда.
Было протестировано 25 учащихся.
После подсчетов выявлено следующее:
у детей слабо развита гибкость мышления и еще более слабо оригинальность.
Т.е. дети подбирают однотипные ответы, одной категории, очень похожие на ответы товарищей.
Выявлено, что уровень креативности не зависит от уровня знаний, уровня интеллектуального развития.
Дети, которые хорошо учатся набрали примерно одинаковое количеиво баллов с «середничками»(32-60 баллов),наименьшее количество баллов у явно слабых детей (24-29 баллов)
Наибольшее число баллов (103) у мальчика «хорошиста» ,который на уроке рассеян, мечтателен, отвечающего иногда невпопад, но очень подвижного, веселого и непосредственного.
Второй результат (98 баллов) у «троечника», который не следует заданию учебника или учителя, делает работу быстро и неаккуратно, очень активного, несдержанного и порой даже агрессивного.
Общие результаты по классу таковы:
24-29 баллов- 2 человека
32-42 балла- 8 человек
47-58 баллов- 7 человек
61-81 балл- 6 человек
98,103 балла- 2 человека
Психологи Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в
своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.
Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.
Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности (третья группа) часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками.
Четвертая группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из результатов исследования креативных способностей детей своего класса, считаю необходимым использование приведенных выше заданий на каждом уроке.
Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие познавательных способностей и креативности, расширяет кругозор младших школьников, способствует интеллектуальному развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
При работе с детьми важно развивать не только интеллект, но и творческие способности, и, наоборот, при развитии творческих способностей не следует забывать об интеллекте. Ведь когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Именно творческое мышление создаёт мир и двигает его вперёд. Именно способность творить и создавать новое, необходимо человеку в жизни. Наша жизнь – это бесконечная череда таких задачек, готовых ответов на которые не существует в принципе. Решение, которое помогло соседу, не обязательно поможет и тебе. Ибо ты уникален, и уникальны твои проблемы.
Единственным плодотворным путём развития творческого мышления в детстве становиться максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающую деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался невостребованным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ САЙТОВ

1. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2001.
2. Н.П. Миронов. Способность и одарённость в младшем школьном возрасте. – Нач. школа. – 2004 - №6.
3. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс – сост. Е.В. Языканова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010.
4. И.Г. Сухин. Новые занимательные материалы. – М.: «ВАКО», 2007.
5. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Практическое пособие по развитию речи. - М.: АСТ-Астрель, 2004.
6. autodidactus.livejournal.com/50229.html
7. strana-sovetov.com Психология
8. deto4ka.com/384-razvitie-kreativnosti-u-rebyonka.html

И напоследок еще одно забавное упражнение для детей, которые уже умеют хорошо читать.

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.


































13PAGE 15


13PAGE 143815




15