Внеклассное мероприятие. Шуточная викторина. Калейдоскоп на острове Грамматика


Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе.
Тема: Шуточная викторина. Калейдоскоп на острове «Грамматики».
Цель:
1) обобщить, систематизировать знания;
2) развитие кругозора; формирование у учащихся языковой культуры;
3) воспитание у учащихся гуманитарной культуры, любви к русскому языку.
Оборудование: 1)высказывания о русском языке, опорные схемы, презентация « Словесные игры»
Ход занятия:
Организационная часть: Цель урока:
Учитель:
Педагоги, детвора!
Поиграть пришла пора,
Пошутить, повеселиться.
Мне на месте не сидится –
Так и хочется шутить,
Всех сегодня веселить!
Кто тут самый смелый?
Так берись за дело!
Наш девиз:
В клуб пришел, не хмурь лица
Будь веселым до конца.
Ты не зритель, и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся
Всем законам подчиняйся.
1 команда:
Звуки, буквы и слова
Знают знаки как себя.
Чтобы это доказать
Решили состязание начать.
Грамотеи , выходите
Только вряд ли победите.
2 команда:
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В « Эрудит» будем играть.
И соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
1 команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба.
А только наши знания.
Приветствие жюри: (хором)
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
Учитель:
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас!
Шуточная викторина. Конкурс «Угадай - ка». Вопрос для всех.
-Назовите имя первой женщины в мире, освоившей летательный аппарат. (Баба – яга).
В гостях у нас сегодня Баба – Яга со своими мудрыми заданиями, загадками, сковородками и с котом своим.
1 задание: Проговорите скороговорки.
1 команда: У пеньков опять пять опят. Шесть мышат в шалаше шуршат.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
2 команда: Ткет ткач ткани на платье Тане. Шла Саша по шоссе.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. Раз дрова, два дрова, три дрова.
2 задание : Собери пословицу:
! команда: Спепошищь – людей сменашишь.
2 команда: Язык од Киева ведодет.
Баба – Яга со своим котом приглашает на «Поле чудес».
3 задание. 1 команда: Этот кот в рукаве живет …. кот….
2 команда: Этот кот вызывает смех …. кот ….
4 задание . Конкурс загадки – складки.
1 команда:
Простое слово « промежуток»
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт.
Мы называем все… (антракт)
2 команда:
На время что – то прекратив,
Мы объявляем…(перерыв).
Хором все:
После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена).
5 задание. Вопросы – загадки.
6 задание. Разминка. Презентация «Словесные игры».
(Минутка отдыха .Выполняют задания все ; участники команд и зрители.
1 команда.
1.Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и в салате, а в огороде нет. Что это? (Буква л).
2. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (И ).
3.Какое слово состоит из семи букв? (Семья).
4.Какие 100 букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
2 команда:
1.Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль).
2.Какое государство можно носить на голове? (Панама).
3.Какой город летает? (Орел).
4. Какая земля никогда не стареет? (Новая).
Вновь шуточные вопросы.
1.Как одним словом называют лиственное дерево и глупого человека? (Дуб)
2. Какое дерево подразумевается, когда говорят: «Дрожит как…..лист (осиновый).
1.А это задание на знание антонимов. Игра « Наоборот».
С вами нам пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь… (низко).
2.Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … (близко)
1.Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты… (нашел).
2.Скажу тебе я слово « трус».
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай… «Конец!»
1.Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач
Догадались? Это… (плач).
2. Я антоним слова «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима).
1.Отгадайте метаграмму.
Нужно заменить в слове одну букву другой . (5 букв)
С К в полях меня найдете (Колос)
С Г романсы запоете (Голос)
С В косички заплетете (Волос)
2.С Ч летаю над волною (Чайка)
С Л не дам волкам покою (лайка)
С М рубашка – безрукавка (Майка).
Отгадайте анаграмму. Переставьте буквы в словах, добавлять буквы не разрешается.
1. По мне движется к сердцу кровь.
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (Вена – нева)
2. Я в пруду живу. Жирею
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и аллеи
И в лужайки, и в цветник. (Карп –парк)
Конкурс капитанов:
Отгадайте ребусы: (Воронеж, Калинин, Тула, сумма, масса, вожжи, группа)
1.Конкурс «Доскажи фразеологизм».
1. Что вешают, приходя в уныние ? (Повесить нос);
2.Что ищут в поле? (Ветра в поле);
1.Куда садится неудачник? (Садиться в калошу);
2.Не цветут, а вянут. Что это? (Уши вянут);
Конкурс « Одним словом». Подберите к словам синонимы.
Что значит выражение:
1.Рукой подать (близко);
Перемывать косточки (сплетничать);
Как снег на голову (внезапно);
Не успел глазом моргнуть (быстро);
Пустить пыль в глаза (обманывать);
2.Зарубить на носу (запомнить);
Бить баклуши (бездельничать);
Куры не клюют (много);
Водой не разольешь (очень дружно);
Повесить нос (огорчиться);
Договори пословицы.
1.Любишь кататься…(люби и саночки возить);
2.Что посеешь…(то и пожнешь);
1.Старый друг…(лучше новых двух);
2.Нет друга – ищи, (а нашел - береги);
Минутка отдыха: «В мире улыбок».
Итак, ребята перед вами сейчас отрывки из школьных сочинений и ответы учащихся. Прочитаешь – рассмеешься. Послушайте. Ученику задали вопрос.
-Что такое крылатые слова? ( А это слово, которое влетает в одно ухо и вылетает из другого).
Крылатые слова – это устойчивые выражения , вошедшие в язык из литературного источника, меткие изречения выдающихся людей.
-Что означает фразеологический оборот «куры не клюют»? Это означает, что они не наелись.
Составьте предложение со словом «талантливый». У меня талантливая голова . А вот, что написали в своих сочинениях «талантливые головы»:
(Наступила зима. На санках катаются розовые лица ребят. Вася надел только валенки, Саня – полушубок, а я шапку. Но втроем мы были целиком одетым человеком.)Игра «Корректор». Конкурс «Путаница». Баба – яга подмела частицу НЕ. Исправьте ошибки в тексте, добавьте частицу НЕ.
1. Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ!
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо – тихо:
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода сотяла настная, и гуляла собака счастная,
И виляя хвостом уклюже
Пробегала пролазные лужи.
2.Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха!
А за ряхой по траве свежей
Шли суразный дотеп а и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна смеяна Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
1.Разделите точками текст.
В речке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
2. Вкусный кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна.
Отгадайте загадку:
Куда мне уютно, туда и полечу, там и заговорю! (Письмо).
Мне сейчас только принесли странное письмо. Давайте посмотрим! А! Это письмо от русского языка.
Письмо с буквами. Кто быстрее и больше составит слов. Посмотрите на лист. На ней 11 шариков. На каждом из них буквы. Составьте из этих букв разные слова. Но только , чтобы каждая буква употреблялась только один раз. (Калейдоскоп).
Вывод. Вы настоящие волшебники! Как много слов вы составили. Но волшебниками вы стали потому , что хорошо учитесь и дружите с русским языком. Молодцы!
Вы знаете , слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие.
Есть вежливые слова. Назовите их . (Спасибо, пожалуйста…)
Есть ласковые слова…
Есть грустные слова…
Есть веселые слова…
Есть дорогие слова…(Мама, папа , Родина…)
Чтение хором стихотворения:
Грамматика, грамматика – наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с охотой я.
Люблю тебя грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя моя грамматика
Осилю понемногу я!
Ребята, вы были сегодня в гостях на острове Грамматики. Я уверена, что все отдохнули и приобрели знания.
Подведение итога:
Берегите наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. С. Тургенев)
Учите русский, годы к ряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда и та награда в нем самом. (С. Абдулла).