Доклад на РМО учителей ОБЖ:Из опыта работы по организации профильного обучения на старшей ступени обучения
ТЕМА: «Из опыта работы по организации профильного обучения по ОБЖ на старшей ступени обучения».
Уважаемые коллеги ! Профильное обучение в классах старшей ступени обучения призвано дать учащимся углубленные знания, умения и навыки по предметам избранного ими профиля. Оно должно помочь старшеклассникам ориентировать их в профессиональном выборе, облегчить прохождение процедуры итоговой аттестации и успешно продолжить обучение в других учебных заведениях после окончания школы. Предметами оборонно-спортивного профиля являются ОБЖ и физическая культура. И к сожалению они не входят в перечень предметов для сдачи в форме единого государственного экзамена. В соответствии с содержанием приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 441 от 20.05.2011 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции» на преподавание предмета ОБЖ в 10-11 классах отводится 10 часов в неделю. Хочу предостеречь своих коллег в одном вопросе. Возможно усиление профильного предмета введением дополнительных элективных курсов, но только за счет часов учебного заведения. Мы имели неудачный опыт замены часов профиля из федерального и регионального компонента хорошими элективными курсами. Документальная проверка Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области признала это нарушением. В формулировке итогов проверки присутствовала фраза, что этих предметов нет в перечне предметов федерального и регионального компонента.
Введение в нашей школе оборонно-спортивного профиля было обусловлено наличием традиционно большого внимания к организации обучения предметам ОБЖ и физической культуры. Школе всегда везло на хороших серьезных преподавателей по этим предметам. Дети любят эти предметы, считают их равноценными по своей значимости по отношению к любому другому предмету школьного курса. Доказательством этого служат выпускники, выбирающие для дальнейшего обучения учебные заведения по профилю. Так из числа выпускников прошлого года один поступил на отделение физического воспитания Павловского педагогического училища, один по линии Аннинского отделения военного комиссариата поступал в высшее военное училище, но, к сожалению, не набрал необходимого количества баллов по итогам ЕГЭ, отучился в школе «РОСТА» и пошел служить в ряды ВС РФ и после окончания службы вновь будет поступать в военное училище. Если конечно не изменит свое мнение, что тоже возможно. Выпускница прошлого года, серебряная медалистка поступив в Воронежскую медицинскую академию выбрала своей специализацией военную психологию. Нашей армии и системе образования, как вобщем-то и любой другой сфере нужны умные и любящие свое дело профессионалы. Любовь и преданность своему профессиональному делу в немалой степени формируется в процессе изучения содержания профильных предметов. Выбор администрацией школы оборонно-спортивного профиля был обусловлен в немалой степени наличием довольно неплохой учебно-материальной базы. В школе есть стандартный спортивный зал с набором необходимого оборудования для изучения таких разделов школьной программы как спортивные игры, гимнастика, хороший огороженный стадион, открытая спортивная площадка с гимнастическим городком и элементами полосы препятствий, отдельный кабинет ОБЖ с необходимым количеством таблиц и стендов по «Основам военной службы», Основам медицинских знаний, Гражданской обороне, комната для хранения оружия, в железном сейфе которой в настоящее время хранятся новенькие макет автомата АКА-74 , пневматическая винтовка, пневматический пистолет, более 100 укомплектованных противогазов ГП-5. В рамках проекта модернизации образования Воронежской области помимо учебного автомата и пневматической винтовки приобретено большое количество учебной литературы, учебных таблиц по «Основам военной службы», общевойсковой защитный комплект, войсковой прибор химической разведки. Необходимо приобрести приборы дозиметрического и радиационного контроля.
Преподавание предмета ОБЖ мною проводится по модифицированной рабочей программе, рассчитанной на 4 часа в неделю, 140 часов в год. Она разработана на основе примерной учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов автора А.Т.Смирнова, (М. Просвещение, 2007 г.) Программа для 10 класса структурно состоит из 3 разделов и 21 темы. Названия разделов называются: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Основы военной службы». Программа для 11 класса структурно состоит также из 3 разделов, но уже из 13 тем. Разделы называются «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы» и «Современный комплекс безопасности». Как заметили из названий разделов, они пересекаются. Для того, чтобы обучение в 10 и 11 классах не дублировалось, в 11 классе наряду с повторяемыми знаниями темы преподаются более углубленно. Преподавание произвожу по учебнику ОБЖ для 10 класса для базового и профильного уровней под общей редакцией А.Т.Смирнова (М. Просвещение, 2009 г.) и по учебнику ОБЖ для 11 класса для базового и профильного уровней под общей редакцией А.Т.Смирнова (М. Просвещение, 2009 г.). Данными учебниками снабжены все учащиеся 10-11 классов. Большое количество часов для изучения профильного предмета ОБЖ предполагает использование помимо учебника большое количество дополнительной литературы. В качестве раздаточного материала для работы в классе рекомендую использовать небольшие брошюры из библиотечки «Военные знания»: «Ахов. Методика прогнозирования и оценки химической обстановки», «Военная топография», «Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях», «Строевая подготовка», «Физическая подготовка», «Тактическая подготовка», «Огневая подготовка», «Сборник основных документов по вопросам подготовки граждан РФ к военной службе». Эти учебные пособия компактны, не пугают учащихся большими объемами. По окончании изучения определенной темы они собираются и взамен раздаются новые. Очень хорошо если в школе имеются брошюры для каждого учащегося. Основным инструментом, используемым мной в учебном процессе, является традиционный комплексный урок. Но считаю возможным и зачетную форму. По окончании разделов и наиболее объемных тем целесообразно проводить семинарские занятия и тестирование учащихся. На стыке тем можно проводить комбинированные уроки, но это должно быть предусмотрено содержанием рабочей программой. В процессе изучения курса ОБЖ использую компьютерные презентации по разным темам. Например, «Образцы вооружения ВВС ВС РФ» или «Военная форма одежды». Часто даю учащимся задания для самостоятельного поиска знаний из ресурсов Интернет. Например, при изучении темы урока «СПИД и его профилактика» прошу найти данные о последних научных данных о путях лечения ВИЧ и т. п. Учащиеся готовят сообщения на заданную тему. Большое внимание уделяю практическому обучению учащихся, по темам это предполагающим. Считаю своим глубоким убеждением, что изучение теории без практической отработки является половинчатым и порой дающим детям искаженную картину действительности. Учитель обязан позаботиться о наличии учебно-материальной базы и полноценном использовании ее на занятиях ОБЖ начиная с использования перевязочного материала при изучении тем по «Основам медицинских знаний» заканчивая применением средств индивидуальной защиты и стрелкового оружия при изучении тем по «Основам военной службы».
Преподаватель ОБЖ: Кузьмин Павел Владимирович.