Планирование Реализация профильного обучения в сельской школе
Доклад из опыта работы: Проект-Реализация профильного обучения
в условиях сельской школы: проблемы и пути их разрешения
МОБУ СОШ с. Зирган МР Мелеузовский район РБ- Учитель химии Ганиев М.З. e-mail-ganievaet@yandex.ru1.: Проект-Реализация профильного обучения
в условиях сельской школы- Цель программы развития школы-
Создание такого образовательного пространства школы, которое обеспечит личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Подготовить обучающихся к получению специального среднего и высшего образования, творческому труду в различных сферах социальной жизни на селе.
Создать условия для дифференцированного обучения детей в сельской школе с включением углубленного и профильного обучения, развития индивидуальных способностей каждого школьника на основе личностно – ориентированного подхода;
Создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни. Прививать чувство патриотизма, любви к «малой родине», формировать образ культурного земледельца 21 века.
2.Для этого: 1. Разработать и ввести в школьный учебный план предпрофильную подготовку и профильное обучение. 2..Ввести программы элективных курсов агротехнологического профиля. 3.Разработать систему мониторинга по реализации целей профильного обучения и предпрофильной подготовки. 4.Развивать у обучающихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности. 5.Осуществить переход к оценке личных достижений учеников с помощью портфолио.
3.Направления работы: 1.Учебная деятельность 2.Элективы по интересам 3.Любимые предметы 4.Творческая деятельность 5.Психологическая диагностика 6.Проектная и научно-исследовательская деятельность по направлениям. Естественно-химическое. Естественно-биологическое. 7.проведение тренинговых, развивающих занятий по темам «Познай себя» 8.диагностика предрасположенности к изучению различных дисциплин 9.анкетирование по различным темам
4.. Предпрофильный этап 9 класс-1. повышение интереса и мотивации к видам деятельности; 2. знакомство со способами деятельности в различной области знаний; 3. проба своих сил и возможностей в освоении программ повышенного уровня профильных предметов
5.Направления работы 1.Элективные курсы (являются прогностическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня) 2.Различные области знаний, информационная работа 3.Проектная,научно-исследовательская деятельность по направлениям Естественно-химическое. Естественно-биологическое. 4.Психологическая диагностика. Проведение тренинговых, развивающих занятий по теме «Самоопределение» 5.Формирование профессий самоопределения, ценностных ориентаций, профессиональной направленности, профессиональных интересов, склонностей, способностей к определенным видам деятельности 6.Элективный курс " 100 задач по биологии","100 задач по химии". 7.Индивидуальные, групповые консультации по уточнению профиля обучения и образовательного маршрута
6.. Профильный этап (агротехнологический профиль)-10-11 класс. формы организации – углубленное изучение отдельных предметов
Цели: 10, 11 классы- 1.Повысить качество общего образования, обеспечить глубокую и специализированную подготовку обучающихся по общеобразовательным областям агротехнологического профиля; 2.Реализовать принцип дифференциации образования с учетом потребности старшеклассников; 3.Создать условия для углубленного изучения обучающимися избранных предметов с целью продолжения образования в высших учебных заведениях.
7.Направления работы: 1.Учебная деятельность 2.Предметы базового уровня.Предметы профильного уровня: биология,химия и агрохимия, технология 3.Предметы, сопутствующие профильным дисциплинам: математика, физика 4.Проектная, научно-исследовательская деятельность 5.Внеклассная деятельность. Элективы по интересам 6.Практическая и исследовательская деятельность 7.Психологическая диагностика: индивидуальные, групповые консультации по уточнению дальнейшего образовательного маршрутам
Риски- 1.отсутствие социального запроса в предоставлении услуги. 2.сложности во взаимодействии различных учреждений села и района. 3.недостаточная материально-техническая база. 4. территориальная разобщённость 5. неподготовленность педагогических кадров 6.отсутствие заинтересованности социальных партнёров в деятельности школы.
Как был реализован Проект-Реализация профильного обучения в условиях сельской школы: . Значимость:
-1.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса. 2. необходимость разработки модели профильного обучения возникает в социуме для разрешения следующих задач-
1.это социальный запрос-заказ общества в необходимых для своего дальнейшего развития молодых, владеющих соответствующими знаниями и умениями специалистов-профессионалов. Необходимость поставки молодых кадров для местных предприятий народного хозяйства.
2. Необходимость поставки выпускников-абитуриентов в ВУЗы и ССУЗы , профучилища и колледжи и имеющих необходимую для дальнейшей учебы прочную базу знаний. 3.Работа с одаренными детьми.
А с точки зрения компетентностного подхода- это 1.введение профильного обучения по индивидуальным профильным маршрутам. 2.Усиление индивидуализации и дифференциации образования на старшей ступени, повышение биологической компетентности выпускников. 3.Оптимизация процесса профильного обучения в рамках многопрофильной сельской школы. 4. Проблема: Отсутствие опыта решения данной проблемы в сельских школах.
1.МОБУ СОШ с. Зирган всегда была школой с производственным уклоном- учителя и школьники работали в летнее время не только на учебном пришкольном участке, но и имели до 40 гектаров сахарной свеклы, где проходили летнюю производственную практику. Неплохая МТБ школы позволяла за 2 года обучения в 10-11 классе получать при выпуске права тракториста-машиниста, что позволяло в летнее время помогать колхозам при уборке урожая, при необходимости руководители хозяйств охотно трудоустраивали наших выпускников. С детства видя труд своих родителей у большинства обучающихся не возникает вопроса -какую профессию выбрать после школы.
Почти все руководители наших хозяйств с.Зирган - выпускники Зирганской средней школы разных лет.
2.На территории с.Зирган находятся 3 крупных сельхозпредприятия Республики Башкортостан- ООО Зирганская МТС, СПК колхоз им.Салавата, ООО СП»Трудовик».
Представители хозяйств участники многих наших мероприятий по профориентации.
Спонсоры целевых направлений от хозяйств при поступлении выпускников школы в ВУЗы и ССУЗы.
Являются спонсорами поездок обучающихся в Дни открытых дверей различных учебных заведений.
Помогают в ремонте школы, благоустройстве территории . В выделении мест для практических занятий , стажировок или работы школьников во время летних каникул.
3. Поэтому учитывая социальный заказ села с целью реализации индивидуальных способностей обучающихся с 2004 по 2015 в МОБУ СОШ с. Зирган были организованы 2 профильных класса, один из которых – агротехнологический- был создан с целью подготовки кадров для хозяйств с. Зирган.
Принято Положение о профильном обучении, составлены рабочие программы, составлен план сотрудничества с предприятиями, проведен мониторинг их «кадрового голода» ,
заключен договор о социальном партнерстве, создан банк данных о кадровой политике хозяйств и тенденциях их экономического развития. Связь с местными предприятиями-1.Мониторинг"кадрового голода"-ежегодно.2.Мотивация обучающихся на получение высшего, среднего специального или рабочего образования с возвратом в родное село в качестве квалифицированного специалиста. Для решения данного вопроса внедрено:
1.Предпрофильная подготовка -9 классы. 2..Профильная подготовка -10-11классы. 3..Мониторинг их запросов в подготовке профильных предметов. 4.Отбор и профильное обучение в 10-11 классах с ежегодной корректировкой по выбору профилирующих предметов. Составление индивидуальных профильных маршрутов по профилям. 5.Профориентационная работа и профильная подготовка школьников. 6.Сдача экзаменов ЕГЭ,ОГЭ. 7.Трудоустройство выпускников.(ВУЗы, ССУЗы, училища)
4.. Профильное обучение:
1.С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в специализированном кадровом составе, была внедрена в образовательный процесс школы модель, агротехнологического профиля обучения.
Цели при организации профильного обучения учащихся старших классов по агротехнологическому направлению преследуются следующие:
- Поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школ к процессам вхождения выпускников в рынок труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры;
- Усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;
- Реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений в потребностях общества по формированию правовой, экономической культуры населения.
Реализация агротехнологического профиля в рамках школы осуществляется посредством использования коопераций — объединений ресурсов общего среднего и дополнительного образования ,ресурсных возможностей местных хозяйств.. Учитывая несформированность профессиональных запросов современных школьников, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных притязаний обучающихся при составлении учебного плана неизменным остается федеральный компонент базисного учебного плана (универсальный вариант).
Вариативная часть базисного учебного плана строится с учетом социального заказа семьи и обучающихся, перечня профильных вступительных экзаменов в ВУЗы и ССУЗы- (экзаменов по выбору в рамках ЕГЭ,ОГЭ.).
Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование.
Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубления отдельных предметов: , химия, биология, агрохимия, машиноведение, при этом предусматривается выбор учащимися профилизации.
Учащиеся 10-11 класса обучаются по программе агротехнологического профиля, где помимо преподавания предметов общей направленности, ведется преподавание профильных предметов.
Учебный план построен в соответствии с программой обучения профильных классов агротехнологического профиля.Обязательные базовые предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, ОБЖ, физическая культура.
Профильные предметы - ,химия, биология, агрохимия, машиноведение, технология"Хозяйка усадьбы"..
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции развития содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективные предметы распределены следующим образом: образом: 1 час отведён на элективный курс по курсу Биология, 1 час отведён на элективный курс по курсу "Агрохимия", 1 час отведён на предмет «Машиноведение".
Проведя мониторинг 2 хозяйств выяснили следующее-
если взять последние 10 лет,-с 2004-2015 год, то в СПК колхозе им.Салавата среди руководящего состава молодых специалистов-с высшим и средним специальным -выпускников профильных классов -27%, это и выпускники БГАУ, сельхозтехникумов, механизаторы, доярки, животноводы..Среди работников- общее количество всех работников ООО СП "Трудовик"-24% -это молодые кадры- выпускники профильного агротехнологического класса это и выпускники БГАУ, сельхозтехникумов, механизаторы, доярки, животноводы..Мы считаем,что открытие профильного агротехнологического класса для поставки квалифицированных кадров в хозяйства села Зирган сыграло положительную роль. .