Публикация на тему Самооценка младшего школьника как неотъемлемая часть становления социального статуса.
Самооценка младшего школьника как неотъемлемая часть становления социального статуса.
Пьянкина Т.А.
Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия № 70», г. Новокузнецк.
Важнейшей личностной инстанцией является самооценка. Она оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.
Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и всё в нём, она ещё только формируется и в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Вот почему родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки и в целом позитивной «Я» - концепции.
Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку межличностных отношений.
Изучение данной проблемы в условиях обучения и воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Также если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований.
Цель моей работы: показать на собственном опыте, что межличностные отношения в школьном коллективе, могут оказывать влияние на самооценку младшего школьника.
Чтобы раскрыть тему моей работы, то есть показать, что существует влияние межличностных отношений в школьном коллективе на самооценку младших школьников, необходимо провести краткий экскурс теории.
Людям с давних времён присуще объединяться в группы. Группа – это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков. Она представляет собой небольшие объединения людей (от 2 до 30 человек), занятых общим делом и находящихся в своей жизни. Примерами групп, представляющих для человека наибольшее значение являются семья (первая группа, которая берет на себя заботу о человеке), школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей, приятелей и т.п. Как правило, в любой группе происходит формирование межличностных отношений. Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение.
Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. В каждом случае возникает уникальная сеть межличностных взаимоотношений. В данном случае, речь пойдет о социальном статусе, занимаемом человеком.
Понятие «социометрический статус» ввёл Якоб Морено, понимая под ним – положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реально социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков.
Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством. Завышенная и заниженная самооценка являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими. Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.
Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков.
Как правило, уровень самооценки проявляется в поведении ребёнка.
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.
В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямопропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса нет. Можно сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей темы. Поэтому мы непосредственно переходим к личному опыту из моей работы.
Привожу вам несколько интересных примеров преобразования самооценки в определенных условиях при нахождении в группе.
Когда учащиеся перешли во второй класс, у них появился новый ученик Саша В. Этот мальчик пришёл из другой гимназии, проучившись там один год. Педагогическая характеристика состояла из одних глаголов с частицей «НЕ»: не умеет, не владеет, не способен, не усидчив, не внимателен и т.п.
Коллектив второго класса сразу отнёс его в разряд «изолированных», его не принимали ни в одну игру, не хотели брать в свою команду. Самооценка у мальчика была заниженная, при такой самооценке человек склонен себя недооценивать, проявляет безынициативность, трудность общения с другими. К третьему классу ситуация кардинально поменялась. Статус «изолированный» сменился на «предпочитаемый», а самооценка выросла до несколько завышенной. Что же случилось? Просто специалисты, работающие в школе, создали ребенку условия для развития, разглядели в нем личность. Огромную роль здесь сыграл учитель – классный руководитель. Учащимся нравятся успешные сверстники, как говорится «подобное притягивается к подобному». Одноклассники сменили гнев на милость, с радостью приняли его в свою команду. Естественно самооценка у Саши В. также изменилась.
Подобная ситуация случилась и с Олей Б. девочка пришла в школу во второй класс. Исследование межличностных отношений показало, что коллектив определил её в разряд «принятых». Статус «принятый» - характерен детям активным, подвижным, достаточно общительным, но нередко конфликтным, они легко вступают в игру, контакт, но легко ссорятся, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды. Оля Б. полностью подходила под эту характеристику. Коллектив охотно брад Олю в свои игры, но самооценка у девочки на момент поступления в школу была «заниженной», возможно это было связано с опытом её прошлой жизни. Она долгое время жила в интернате, потом была взята в приёмную семью. В третьем классе Оля Б. имеет статус «лидера», самооценка «адекватная».
Есть и отрицательные примеры, когда межличностные отношения в школьном коллективе меняли самооценку «завышенную» на «заниженную».
Захар И. в 1 классе имел статус «принятый». Самооценка завышенная. Считал себя самым сильным, самым ловким, умным. Поддерживал свои качества с помощью вербальной и физической агрессии – обзывался, использовал нецензурную лексику, провоцировал драки, с целью посмотреть кто самый сильный. При встречающихся трудностях в обучении, считал, что виноват учитель: недостаточно понятно объяснил, мало уделял ему внимания, виноваты дети, которые мешают сосредоточиться. Дальнейшие действия Захара И. можно классифицировать как хулиганство, влекущее материальный ущерб: он мог порвать свои и чужие тетради и учебники, кидал стулья и даже парты. Всё это сопровождалось диким криком. На учащихся эти действия оказали неизгладимое впечатление, да и на учителя тоже. Группировки стали постепенно отдаляться от мальчика, под разными предлогами отказывались от его помощи, не брали в игру. Видя, что учащиеся объединяются между собой, а его не берут, Захар попытался физической силой прорваться через эту грань: пинал, дергал за волосы, кусался, накидывался с кулаками. Естественно коллектив ещё больше отвернулся от него. Класс изолировал от себя Захара И. Что же случилось с самооценкой! Очень часто в речи Захара стали проявляться выражения: «Со мной никто не хочет играть», «Я плохой», «Завтра в школу больше не приду». Дальнейшие действия коллектива (их явное отвержение, конкретная аргументация по поводу этого, критика в сторону мальчика), стали действовать как спусковой курок, одно неосторожное слово, приводило мальчика к истерикам, либо к жестоким дракам.
Дело в том, что коллектив – это не один человек, а целая группа, объединение. И если они все вместе начинают говорить, что не хотят брать человека в компанию, не хотят играть, да подкрепляют свои отказы ещё аргументами, как же это не подействует на самооценку? Конечно, подействует.
Межличностные отношения в коллективе способны как поднять, так и снизить самооценку.
Ещё один пример, когда межличностные отношения в школьном коллективе повлияли на самооценку.
Дима Н. – приятной внешности, успешный в учёбе, интеллектуальный мальчик. В первом классе имел статус «предпочитаемый», самооценка завышенная. Но наряду с этим ребёнок с отклоняющимся поведением. Самоутверждался при помощи драк. Мнение о себе очень высокое: «Я самый лучший и умный, все вокруг - глупцы». На уроке мог критиковать, передразнивать отвечающего, перебивал учителя. Мог открыто оскорбить ученика. На перемене, в играх намеренно нарушал правила, провоцировал драки. Конечно, коллектив быстро отстранился от него – изолировал. Дима Н. обижался, что его не хотят брать в игру, сопровождал всё это оскорбительными комментариями по поводу тех учеников, кто его отвергал. Далее началось элементарное вредительство, бойкот коллективу – «вы меня изолировали – я вам покажу!!!» Он начал прятать вещи своих одноклассников. На уроке, чувствуя свое превосходство (предметы давались ему легко) критиковал, оскорблял одноклассников. Самооценка стала заниженной. Второй год обучения ничего не изменил. Ситуация только усугубилась. Дима Н. оскорблял как учеников, так и взрослых. Ни дня не обходилось без драк. Его обыденным выражением стало «Как вы все достали». На родительском собрании остро встал вопрос: либо уходит Дима Н., либо забирают детей. После окончания второго класса Дима Н. ушёл в другую школу.
Если взрослому человеку со сформированной психикой, устоявшимися привычками – указывать, что не нравится его внешний вид, отказывать в помощи, не брать под разными предлогами в свою команду, то он явно задумается, что с ним что-то не в порядке – самооценка снизится. А продетей и говорить нечего.
Подводя итог могу сказать одно, хотя примеры из моего личного опыта показывают, что есть связь между межличностными отношениями в коллективе и формирование самооценки, но наверняка доказать это можно только проведя корреляционный анализ. Но, тем не менее, данные мониторинга – факт неоспоримый. Меняется социальный статус – меняется самооценка. Причём, если статус повышается, тем выше становится самооценка и наоборот.
Очень важна самооценка, которая формируется у ребёнка. При заниженной – идёт самобичевание, отрицание собственного «Я», проблемы в установлении контакта, нерешительности отстоять собственную позицию. А ведь говорят «Все проблемы из детства!» Если взрослый не обратит на это внимание, то какой прогноз развития личности будет в дальнейшем? Вероятно неблагоприятный.
15