Конспект Влияния уровня тревожности на социальную дезадаптацию младшего школьника с ОВЗ


Выявление влияния тревожности на социальную дезадаптациюмладшего школьника с ОВЗ
Характеристика диагностической программы

п/пМетодика Цель методики
1 Тест школьной тревожности Филипса позволяет выявить уровень тревожности младшего школьника в различных ситуациях
2 .Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). определение уровня тревожности ребенка.
3 Методика Тарасенковой и Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» выявление особенностей адаптации первоклассников к школе
Ниже представлена краткая характеристика методик, которые включены в экспериментально-диагностическую программу.
Методика 1. Тест школьной тревожности Филипса
Цель позволяет выявить уровень тревожности младшего школьника в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Текст опросника, ключи даны в Приложении.
При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т е ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, регистрируют проявления тревожности.
При обработке подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту и за них начисляется 1 балл. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности, т.е. до 29 баллов — умеренная тревожность, от 29 до 43 баллов — повышенная тревожность, выше 43 баллов — высокая тревожность.
Характеристика уровней тревожности
Стеновые показатели Характеристика Примечание
1-2 Школьнику состояние тревожности не свойственно совершенно Подобное «чрезмерное спокойствие» может, как иметь, так и не иметь защитного характера
3-6 Нормальный уровень тревожности Рассматривается как необходимый для адаптации и продуктивной деятельности
7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с определенными типами ситуаций, сферой жизни
9 Явно повышенная тревожность Обычно носит «разлитой» характе10 Очень высокая тревожность Группа риска

Методика 2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Цель определение уровня тревожности ребенка.
Описание теста. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию (см. Приложение).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).
Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Методика 3. Тарасенковой и Ковалевой
«Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»
Цель выявление особенностей адаптации первоклассников к школе.
Задачи: на основе опроса педагога оценить особенности адаптации первоклассников к школе по следующим критериям:
-родительское отношение,
-неготовность к школе,
-леворукость,
-невротические симптомы,
-инфантилизм,
-гиперкипетический синдром,
-инертность нервной системы,
-недостаточная произвольность психических функций,
-низкая мотивация учебной деятельности,
-астенический синдром,
-нарушения интеллектуальной деятельности.
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.