Статья на тему Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников


Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников.


Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально – положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребёнка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.
Страх - эффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Чаще боятся чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Это дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви. Ребёнок боится не успеть опоздать, сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным.
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам так и к школобоязни. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх пере учительницей. В основном в этом страдают дети, которые не посещали детский сад. Большинство родителей, живущих в сельской местности не могут отдать своих детей в детский сад из-за материального положения. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом перед школой вызван конфликтом со сверстниками, Боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда совсем исчезают. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их. Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: « быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками.
В своей работе при выявлении страхов использую метод неоконченных предложений. Провожу в первых классах в форме беседы, так как они не умеют писать, ответы записываю сама. В 2-4-х классах дети записывают сами.
Метод неоконченных предложений используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника.
Ребёнку предлагается закончить предложения. Например:
Когда я думаю о школе
Когда я иду в школу
Когда звенит звонок
Когда я вижу учителя
Когда кончаются уроки
Когда я отвечаю у доски
В окончании заданных предложений провоцируются эмоциональные переживания ребёнка, которые очень важно знать учителю. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Так преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения. Большое количество страхов. С которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.
Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочерёдно предлагаемым на каждом занятии темам: « В школе», « На улице, во дворе», «Семья», « Что мне страшное снится или чего я боюсь днём», « Что было со мной самое плохое и самое хорошее».
При рисовании целесообразнее всего вначале пользоваться цветными карандашами. Темы для рисования на первых двух занятиях выбирают сами дети.
Это может быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человек. Дети сами выбирают, с кем им сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

Как анализировать детские рисунки?
В рисунках на тему «В школе» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимопонимания с ними. То же относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Всё это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье. Наиболее информативным считается рисунок на тему «Семья». Дается инструкция нарисовать всех с кем живёт ребёнок. При анализе рисунка следует учитывать не только умение объективно отразить семейную ситуацию, но и установку на её изменение в благоприятную для ребёнка сторону. Также значение имеет порядок и близость расположения фигур и особенно место самого ребёнка: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживает внимания и размеры фигур, соотносимые с их ролью и авторитетом для ребёнка. Наконец, Цветовая гамма , общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола. Тема «Что мне снится страшное или чего боюсь я днём» даёт возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребёнок смог преодолеть барьер страха в своём сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он старается не думать. Графическое изображение страха не приводит его усилению. А наоборот снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, практически уже случившееся; остаётся меньше недосказанного, неясного. Тема «Самое хорошее или самое плохое» даёт ребёнку возможность выбора событий, происходивших с детьми. Большинство предпочитают отображать в рисунке хорошие и радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее почти в каждом классе находятся дети, рисующие неприятные события.
На следующем занятии ребёнку предлагается нарисовать страхи снова, но так, чтобы сам он выглядел небоящимся. Общее количество занятий варьируется от 5 до 10 в зависимости от количества страхов и результатов их преодоления.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления неблагополучия ребёнка. Она выражается в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребёнок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения своих решений. Есть два способа преодоления тревожности у детей.

1.Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами , позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
2.Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе.

Для преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса, необходимо:
1.Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника
2.Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.
3. Учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, максимально «укрепить» конкурирующие образования.
4. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.
Для снятия тревожности А.М. Прихожан разработал два метода.
1.Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно даже испуг. Для снятия напряжённости ребёнку предлагают сосать конфету.
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации «в очень страшную, страшилищную школу».
По отношению к тревожным детям используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы (оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные). При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов
Принципиально важным является формирование такого отношения не только к
оценке, но шире – к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на своей деятельности. Для этого использую шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому.
Так же использую приём «Я не могу – я могу –я сумею».Если ребёнок отказывается выполнять какое- либо задание, говоря что он наверняка не справится, просите его представить другого ребёнка, который знает намного меньше, чем он. И на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить), и изобразить такого ребёнка. Затем представить изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети обычно убеждаются что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут , если попробуют, продвинуться дальше.
Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приёмы.
Нужно проводить игры по созданию положительного, эмоционального настроя, привожу один из них «Круг внимания». Дети образуют круг, выбранный ведущий в центре производит различные движения и жесты, остальные должны их быстро повторить. Тот, кто ошибся, переходит на другую сторону круга. Ведущий пытается специально запутать игроков. Потом правило можно поменять - детям предлагается изобразить зеркальное отражение движения или жеста ведущего. После игры проводится беседа: не надо бессмысленно подражать кому – либо и оставаться самим собой.








































Литература:

Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2001
Андрюшенко т.Ю., КарабековаН.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения /Вопросы психологии.- 1993.
Захаров А.И. Неврозы удетей и подростков.-М., 1991.
Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В Давыдова,-М., 1990.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М., 1993.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315