Формирование общей теории подготовки спортсменов
1. Формирование общей теории подготовки спортсменов
Что касается современной системы подготовки спортсменов, то ее предпосылки начали закладываться во второй половине XIX ст. в связи с повышением популярности спорта. В различных странах повышается количество различных видов спорта, которые в дальнейшем включаются в программу Игр Олимпиад. Постоянное возрастающее количество соревнований требовало согласования правил и условий их проведения, совершенствования спортивных сооружений, оборудования инвентаря, техники и тактики ведения состязания.
Несмотря на то, что в различных странах Европы, а также в США по многих видах спорта спортсмены тренировались каждый день, а то и два раза в день по два, три часа эффективность таких тренировок была не велика, поскольку отсутствовал интерес таких наук как, медицинских, биологических, педагогических.
В большинстве видов спорта подготовка велась спортсменами самостоятельно, на основе собственного опыта и подражания известным спортсменам. Вполне естественно, что такое положение дел снижал уровень эффективности подготовки спортсмена во второй половине XIX ст. и начале XХ в.
Совершенствование методики подготовки было тесно связано с развитием материальной базы спорта. Появление велотреков с наклонной поверхности привело к резкому повышению скорости, меняется техника и тактика спортсменов-велогонщиков.
Что касается построения тренировки - динамики нагрузок, планирование программ тренировочных занятий, чередование нагрузок, различные специальной диеты то это направление развивалось методом проб и ошибок.
Изданы первые научно-практические труды, в которых сделали попытки физического обоснования тренировок спортсменов, анализировались особенности деятельности системы дыхания, сердца и сосудов, мышечной деятельности.
Постепенно, по мере роста спортивных результатов, а также под влиянием опыта профессионального спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена стала вытесняться дифференцированными системами подготовки спортсменов в различных видах спорта.
2. Направление совершенствования системы подготовки спортсменов
Продуктивное развитие теории подготовки спортсменов во многом обуславливается правильным выбором стратегических направлений ее дальнейшего совершенствования. В основе совершенствования спортивной подготовки лежать 12-ть направлений:
Первое направление - резкий прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности. Значение основных показателей, характеризующих эту сторону процесса спортивной тренировки, в первой половине 90-х годов в два раза в отдельных случаях и более. Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочной работы сохраняется.
Большое количество спортсменов и целые команды, излишне увеличение объемы тренер. работы, не получили ожидаемых результатов; резко повысилась уставаемость, травмы.
Второе направление - устранение в 4-х летних олимпийских циклах и годичной подготовке интенсивно проявляющегося в последние годы противоречия между системой целенаправленной подготовки к олимпийским играм и сложившейся во многих видах спорта практикой участия в большем количестве соревнований в течение года. Понятно, что речь не может идти о подчинении всего календаря соревнований исключительно задаче подготовки к главным соревнованиям. Необходимо изыскать такие схемы построения.
Третье направление - разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры.
Коммерциализация и профессионализация олимпийского спорта обострили интерес к продлению успешной спорт. карьеры выдающихся спортсменов. Это привело к успешным выступлением различных спортсменов в самых разных видах спорта в возрасте от 30-35 лет и даже в 38-40 лет не только в спорт. играх, но и в легкой атлетике. Эта четко проявившаяся в последние годы тенденция требует серьезного научного подкрепления в направлении совершенствования системы подготовки спортсменов на заключительных этапах ее многолетнего совершенствования.
Четвертое направление - строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специального вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и, особенно, специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Общая подготовка как неспецифическая в ее традиционном понимании перестала играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса.
Даже на ранних этапах многолетнего совершенствования необходима строгая взаимосвязь средств и методов тренировки.
Пятое направление - максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке вей системы многолетней подготовки, определение рациональной структуры соревновательной деятельности и др. Это требует особого внимания к отбору и ориентации спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования.
Шестое направление - стремление к строго сбалансированной системе тренировочных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий. Именно здесь, особенно в рациональном питании, соответствующем не только специфике вида спорта, но и направленности нагрузок в каждом структурном образовании тренировочного процесса, заложены значительные резервы повышения его эффективности. Не менее существенно резервы связаны и с оптимизацией системы применения фармакологических средств, обеспечивающих эффективное протекание восстановительных процессов.
Седьмое направление - соответствие системы подготовки к главным соревнованиям географическим и климатическим условиям мест, в которых планируется их проведение. Следует помнить, что проведение соревнований в условиях жаркого или холодного климата, среднегорья, при значительной смене часовых поясов способно самым существенным образом повлиять на уровень выступления спортсмена в данных соревнованиях.
Восьмое направление - расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих усовершенствование определенных двигательных качеств.
Девятое направление - ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Это предусматривает не только совершенствование всех ее качеств на ранних этапах начальной подготовки. Одновременно надо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах многолетней подготовки часто выпадают из поля зрения тренера и спортсмена.
Десятое направление- совершенствование системы управления тренировочного процесса на основе знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.
Анализ показывает, что это направление, опирающееся на возможности современной диагностической техники и информационных технологий, в настоящее время является одним из основных резервов совершенствования системы спортивной тренировки, так как позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсмена.
Одиннадцатое направление - расширение, и перестройка знаний и практической деятельности по ряду разделов спортивной подготовки в направлении обеспечения условий для профилактики спортивного травматизма. Анализ показывает что большинство травм происходит от недостаточного уровня знаний тренеров и спортсменов в области профилактики спортивного травматизма и низкого уровня знаний врачей.
Поэтому в определенной коррекции ряда положений как общей теории, так и конкретной методики подготовки спортсменов кроются существенные резервы уменьшения травматизма и повышения качества процесса подготовки, продление успешной карьеры спортсмена.
Двенадцатое направление - динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета, как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных его видов - изменения правил соревнований и условий их проведения, применения нового инвентаря и оборудования, расширения календаря и изменение значимости соревнований.
3. Соревновательная деятельность в спорте
1. Спортивный результат как продукт соревновательной деятельности, имеющий самостоятельную ценность для спортсмена, тренера, зрителей обуславливается большим количеством факторов. В их числе индивидуальные особенности спортсмена, эффективность системы подготовки, материально-техническая база.
На общественную оценку спортивного результата, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды. Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в единицах массы, расстояния, числа попаданиях, проведенных в соответствии с условиями и требованиями, установленными федерацией. В зависимости от масштаба соревнований различают мировые, олимпийские, региональные, континентальные, национальные, территориальные.
2. Структура соревновательной деятельности - фактором соревновательной деятельности является достижение максимально высокого результата спортсмена. Естественно, такая ориентация имеет место, когда речь идет о главных соревнованиях. В конкретных отборочных соревнованиях направленность соревновательной деятельности может носить иной характер, обусловленный конкретной ситуацией и задачами.
Целью является модель того, к чему стремится спортсмен в результате спортивной деятельности, средством - приемы и действия спортсменов, направленных на достижение поставленной цели, результатом - спортивный результат, достигнутый в конкретном виде соревновательной деятельности.
Анализ факторов обеспечения и реализации в каждом виде спорта и виде соревнований должен быть сделан на основе четкого выявления характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат. Специфика каждого вида спорта обуславливает ведущие элементы опр. результативность.
4. Основы теории адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов
Большое влияние на совершенствование теории и методики подготовки спортсменов оказывает бурно развивающаяся в последние годы теория адаптации - совокупность достоверных знаний о приспособлении организма человека к условиям окружающей среды, особенно к так называемым экстремальным ситуациям. Влияние знаний в области адаптации на современный спорт особенно велико, поскольку сам спорт является сферой деятельности, в которой функциональные системы работают в режиме предельно возможной реакции.
Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптацию
Генотипическая адаптация - лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций путем наследственных изменений и естественного отбора. Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения.
Фенотипическая адаптация - представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течении жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды.
Понятие адаптация первоначально рассматривалась как биологическое и медицинское. Однако бурный технический процесс, изменения и усложнения взаимоотношений человека с внешней средой. Данное понятие широко проникло в сферу спортивной физиологии и морфологии.
При определении адаптации следует учитывать что она понимается и как процесс, и как результат:
- адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к факторам внешней и внутренней среды.
- адаптация применяется для обозначения относительного равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;
- под адаптацией - результат приспособительного процесса.
Проявление адаптации в спорте исключительно многообразны. В тренировке приходится сталкиваться с адаптацией к физическим нагрузкам самой различной направленности, координац. сложности, интенсивности и продолжительности, использованием широчайшего арсенала упражнений, направленных на развитие физических качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, психических функций.
5. Цели, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
Объективно существующие закономерности социального, медико-биологического характера, обуславливающие эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов, позволили сформировать специфические принципы подготовки спортсменов. Эти принципы представляют собой теоретические обобщения, являющиеся основополагающими для разработки методических рекомендаций, лежащих в основе рационального организованной совместной работы тренера и спортсмена по построению системы подготовки к соревновательной деятельности. Расширение научно-методических основ подготовки спортсменов, организованные изменения в структуре спорта высших достижений, опыт передовой спортивной подготовки требуют постоянного совершенствования специфически принципов спортивной подготовки как в направлении уточнения существующих, так и в направлении уточнения существующих, так и в направлении разработки новых.
К важнейшим принципам, базирующимся на прочной научной основе и прошедших многолетнюю проверку практикой, следует отнести:
- направленность к высшим достижениям
- углубленную специализацию
- непрерывность тренировочного процесса;
- единство постепенности увеличения нагрузки
- волнообразность и вариативность нагрузок;
- цикличность процесса подготовки;
- единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
Современные достижения науки и техники, проблемы и перспективы, обозначившиеся на современном этапе развития олимпийского спорта, требуют выделения дополнительных принципов, выходящих за специфические рамки спортивной тренировки.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование общей теории подготовки спортсменов
2. Направление совершенствования системы подготовки спортсменов
3. Соревновательная деятельность в спорте
4. Основы теории адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов
5. Цели, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №1 «Лыжные гонки» городского округа Тольятти
Методическая разработка
на тему: «Формирование общей теории подготовки спортсменов»
Составила: Алексеев И.А.
тренер-преподаватель
Тольятти - 2012 год