Родительское собрание «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника»
Родительское собрание 5 класс ( 2 четверть) 2017 г«Значение домашнего задания в учебной деятельности
школьника»
Эпиграфом собрания на тему "Значение домашнего задания в учебнойдеятельности школьника" может быть высказывание известного философа
Иммануила Канта, который говорил, что занятия в школе могут только
вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но
способность правильно пользоваться ими разовьет только домашнийсамостоятельный труд.
Задачи собрания:
1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.
2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса,
определить возможные пути решения данной проблемы.
Вопросы для обсуждения:
1. Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.
2. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Анкета для учащихся
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних
заданий?
2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить
больше времени, чем на все остальные?
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или
ты уточняешь его у кого-нибудь?
4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью
взрослых?
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
7. С каким настроением ты выполняешь домашние
задания?_____________
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял
его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? ____
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание передуроком у своих товарищей? ____
Анкета для родителей
1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению
домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальнойшколой? ___________________________________________
2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку
домашних заданий?
3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _____
4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать,
выполняя домашнее задание?
5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее
задание? ____
6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее
задание?
7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка завыполненную домашнюю работу?
8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному
предмету? __
9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?
10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку
за домашнее задание?
Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что
ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих.
Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной
подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать,
плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием
заставить себя заниматься, неразвитой волей.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение
взрослых.
Памятка для родителей пятиклассника
1. Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудногозадания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои
действия.
2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его
память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды,
головоломки, шарады.
3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и
собранность.
4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не
только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть
ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять
домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику
помогут специальные памятки.
Памятка для пятиклассника
Как готовить домашние задания
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
2. Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
3. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
4. Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь
выяснить значение незнакомых слов и выражений.
5. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью
компьютера.
6. Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу
закрепить его и запомнить.
7. Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо
сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого
можно добиться.
8. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
9. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике
записаны все задания.
10.Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и
сколько времени понадобится на каждое из них.
11.На письменном столе должно лежать только то, что необходимо длявыполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже
использованные материалы и выложи те учебные принадлежности,
которые необходимы для выполнения задания по следующему
предмету.
12.В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие
перерывы.
13.Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом –
запомнить.
14.Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые
тебе могут пригодиться.
15.Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.
16.Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже
известными ранее.
17.Большое задание необходимо разбивать на части и работать надкаждой из них в отдельности.
18.Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно
распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу напоследний день.
19.Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их
при подготовке устных уроков.
20.Составляй план устного ответа и проверяй себя.
Содержание собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его
величеству" – домашнему заданию. Обратите внимание на выставку
тетрадей учащихся; возможно, уже полистали и сравнили тетради сдомашним заданием своего ребенка и других учеников.
Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения
домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При
изучении каждого предмета есть свои специфические требования кподготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не
усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только
на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном
состоянии.
Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в
начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем,
то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так
как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не
всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз
спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы,
темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты
учебной деятельности ухудшаются.
В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в
начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку
репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем
этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать
самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарноеи нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить
формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения
умственной культуры эпохи.
Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение
пройденного учебного материала.
Главное назначение домашнего задания:
· воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и
самостоятельности;
· овладение навыками учебного труда, выраженное в различныхспособах учебной работы;
· формирование умения добывать необходимую информацию изразличных справочников, пособий, словарей;
· формирование исследовательских умений ученика (сопоставление,сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня,
тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты
соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые
не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих
способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи
становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют
домашних заданий.
2. Ознакомление всех присутствующих с результатами
исследований,проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их
вместе с родителями.
3. Выступления и комментарии родителей по поводу требований
педагогов к выполнению домашних заданий.
На заметку родителям
· Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие
пыток.
· Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего
задания, его дальнюю перспективу.
· Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание,
хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительнойотметкой.
· Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том
случае, если он в этом нуждается.
· Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он
вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
· Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь,
какую дополнительную литературу можно использовать длякачественного выполнения домашних заданий.
· Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий
в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
· Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что вашребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
4. Заключение. Подводя итог собрания, педагог может рассказать обуспеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.