Сотрудничество учителя физической культуры, психолога, учителей – предметников и родителей в формировании здорового образа жизни учащихся


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Ступинский техникум имени А.Т.Туманова»
Методическая разработка
«Сотрудничество учителя физической культуры, психолога, учителей – предметников и родителей в формировании здорового образа жизни учащихся»
Выполнена

Руководитель физической культуры
Алексеев Александр Сергеевич

2015 г
Содержание
Введение
1.Педагогические условия формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
2. Технологическая модель реализации условий формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физкультуры.
3. Значение физической культуры с психологической точки зрения
4. Содружество семьи и школы в формировании здорового образа жизни
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья –социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка.
Актуальность данной темы определяется противоречиями между: повышением интенсивности учебного труда и ростом числа учащихся с ослабленным здоровьем; высокими требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижным образом жизни подростков;
необходимостью формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью этой проблемы в современной школьной практике.
Процесс формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни будет протекать более эффективно, если:
будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов, способствующих мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;
взаимодействие педагога с учащимися будет строиться с учётом личностных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, его интересов и возможностей здоровья;
в урочной и внеклассной деятельности будет создан благоприятный психологический климат.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
изучение специальной психолого-педагогической литературы и современных образовательных технологий по проблеме формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
ознакомление с особенностями здоровья учащихся, рекомендациями специалистов, индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребёнка, его интересов, уровня физической подготовленности;
отбор и разработка комплекса мер по взаимодействию с учащимися и реализация их через организационную и содержательную стороны урока физического воспитания;
осуществление анализа результативности работы посредством составления мониторинга.
Забота о здоровье детей была в центре внимания многих ученых и практиков. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.А. Сухомлинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.
Приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в контексте физического (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова и др., нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.).
В последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности, разработанной в лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания (Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова и др.), а также в контексте педагогической валеологии (Г.К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Б.М. Чумаков и др.).
1.Педагогические условия формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране обострились противоречия между биологической сущностью личности и социальными условиями ее существования, между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей, произошло резкое снижение уровня здоровья населения, что воспринимается многими учеными как катастрофическая ситуация, ставящая под сомнение существование нации.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Доля вины за сложившееся положение возлагается на школу, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний.
В этой связи проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни у школьников представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики.
Однако в теории воспитания акцент ставился преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно.
Изучение нами ценностных ориентаций подростков показало, что здоровье в иерархии ценностей у подростков занимает 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «наличие верных друзей», «свобода», «любовь», что свидетельствует о достаточно низком уровне побуждений к здоровому образу жизни и согласуется с данными психолого-педагогических исследований (М.М. Борисов, А.А. Касаткин, В.Н. Куликов и др.). Для 56,2% подростков значимы функционально-рекреационные ценности, для 23,8 % – духовно-эстетические, для 20% – учебно-ценностные, связанные со здоровым образом жизни. Полученные данные подтверждают необходимость формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников.
Анализ современных исследований, собственный опыт работы показывают наличие предпосылок формирования ЗОЖ:
понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;
необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников;
недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами ЗОЖ, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни;
реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка;
необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.
Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.
Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих (энергетизирующих) и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.
Понимание, сущность потребности в здоровом образе жизни требуют осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни». В нашем исследовании под здоровым образом жизни понимается система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различной деятельности (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, к социальной среде, окружающей природе с позиции ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы.
Процесс формирования мотивации ЗОЖ у школьников целесообразно рассматривать, на наш взгляд, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.
Таким образом, реализация процесса формирования мотивации ЗОЖ школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, валеологизация содержания учебных дисциплин, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению школьниками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни.
С позиции системно-целостного подхода процесс формирования мотивации здорового образа жизни выстраивается с учетом логики развития данного психологического феномена, предполагающей движение мотивации от системных проявлений к устойчивому функционированию, и предусматривает несколько этапов:
Ориентационный этап, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.
Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется как формирование устойчивой мотивации ЗОЖ, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области ЗОЖ, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья.
Этап генерализации, основным содержанием которого является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающее проектирование жизнедеятельности с позиции здорового образа жизни. На этом этапе четкой становится субординация мотивов, углубляются социально-ценные мотивы учебной деятельности с позиций здорового образа жизни, стимулируются побуждения к уверенной реализации валеологических знаний и умений в организации учебной деятельности, в новых ситуациях, потребность в творческом проектировании жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни.
Для реализации цели ориентационного этапа наиболее действенными являются следующие средства:
насыщение содержания материала учебных дисциплин современными знаниями в области проблем здорового образа жизни («ЗОЖ – сущность, современные подходы», «Здоровьесберегающие технологии в образовании»» и др.), занимательной информацией, историческими справками («Генезис и перспективы развития ЗОЖ »);
включение материала, имеющего профессиональную направленность («Моя будущая профессия и здоровье», «Карьера и здоровье» и др.);
создание ситуаций самоанализа (оценка своего здоровья по отдельным показателям, составление собственного «Паспорта здоровья»);
использование проблемного изложения материала по отдельным аспектам здорового образа жизни, дискуссий («Здоровый образ жизни – хобби или необходимость?», «Мой образ жизни, здоровый ли он?»).
Цели этапа становления достигаются с помощью углубления содержания учебных дисциплин; созданием ситуаций саморегуляции, побуждающих к анализу и коррекции своего образа жизни с позиции здорового образа жизни (оценка уровня сформированности готовности к здоровому образу жизни, гигиенической и нравственной воспитанности и составление на основе полученных результатов программ саморазвития), практико-имитационных ситуаций («Точка зрения», «Передача эмоций» и др.), стимулирующих более глубокое осмысление необходимости знаний и умений ЗОЖ в учении и других видах деятельности, побуждающих школьников к высказыванию оценочных суждений, отстаиванию своих убеждений по различным проблемам ЗОЖ.
Для реализации цели этапа генерализации школьники включаются в ситуации самореализации, стимулирующие стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов к построению целей в ходе решения валеологических проблем и в процессе реализации учебной деятельности (создание индивидуальных программ ЗОЖ, разработка и обоснование вариантов валеологизации учебного процесса в школе, проведение круглых столов «Мое мнение о ЗОЖ», проблемные и практико-имитационные ситуации, моделирующие типичные черты здорового образа жизни, будущей профессиональной деятельности).
Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается нами как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой.
Целевой компонент связан с формированием ответственного отношений к здоровому образу жизни на основе самосознания ценности формирования положительной «Я-концепции». Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент – личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.
Изложенные выше педагогические аспекты и этапы формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся требуют организации комплексного воздействия всего учебно-воспитательного процесса.
Однако ведущая роль в решении поставленной проблем принадлежит уроку физкультуры.
Урок - основная форма физической деятельности в школе. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, при решении которых целесообразно использовать современные образовательные технологии или их элементы.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, двигательной подготовленности. Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений каждого учащегося. Здесь ведущую роль играет технология уровневой дифференциации.
Использование на уроках элементов модульной технологии способствует формированию рефлексивных умений, что необходимо для положительной мотивации к здоровому образу жизни. Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.
В урок учитель должен включать знания о приемах закаливания, о способах самоконтроля, о способах саморегуляции.
Это оказалось возможным при определении воспитательного потенциала урока физкультуры. Он состоит в возможностях прикладного решения проблемы воспитания цивилизованного отношения к ценностно-культурному слою сознания учащихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности.
В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между педагогом и учащимся.
Основным в этой работе является определение целей отношений общения между педагогом и учащимся. Взаимно выработанная цель обеспечивает взаимодействие внешних воздействий (педагогических требований педагога) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания учащегося).
Общая цель - это воспитание личности, заинтересованной в формировании потребности в здоровом образе жизни. Эта цель определяется особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности, индивидуальных, групповых беседах учителя и учащегося, в походах.
Выбор условий для организации общения между педагогом и учащимися:
а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;
б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т.д.
Ведущую роль в выполнении данных условий играет технология сотрудничества.
Направления деятельности педагога по формированию потребности учащихся в здоровом образе жизни: диагностическое, поисковое, договорное, рефлексивное.
Диагностическое направление - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия.
Цель диагностического направления - создание условий для осознания учащимся сути проблемы. Учитель должен помочь учащемуся сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важно получить согласие учащегося на помощь и поддержку в данной ситуации.
Ведь большинство учащихся испытывает потребность в педагогической поддержке.
Поисковое направление - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения, взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами учащегося", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю позицию". Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учащимся на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа. Задача учителя поддержать ученика в выборе ориентации на формирование потребности в здоровом образе жизни.
Договорное направление - проектирование действий педагога и учащегося. В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность учащегося самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий.
Деятельностное направление - для обеспечения успеха преподаватель должен поддерживать учащегося.
Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее осмысления учащимся. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.
Приведенное научно-методическое обоснование помогает на практике приблизить педагога к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры.
2. Технологическая модель реализации условий формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физкультуры.
Исходя из актуальности поставленной проблемы и определения условий для её решения, составлена система формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физкультуры.
Представленная система включает в себя три компонента:
Диагностический компонент направлен на изучение состояния здоровья учащихся, их личностных индивидуальных особенностей, интересов, уровня физической подготовленности; предполагает систематическую диагностику, сбор данных для педагогического мониторинга с целью разработки дальнейших способов взаимодействия с учащимися, организации коррекционной работы.
Методический компонент на основе результатов диагностических исследований включает в себя разработку и отбор средств, методов, технологий взаимодействия с учащимися через организационную и содержательную стороны учебного занятия; организацию совместной работы по проблеме с родителями учащихся, специалистами школы, педагогами, взаимодействующими с детьми.
Деятельностный компонент осуществляет реализацию условий, способствующих формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Реализация этапов становления системы формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
I этап. Ориентационный. Привлечение внимания к себе, собственному здоровью. Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни
Ознакомление учащихся с особенностями физиологического развития в данном возрасте, обозначение индивидуальной проблемы каждого и способов её решения через включение в урок физического воспитания основ валеологических знаний.
Демонстрация необходимости занятий спортом и ценности здоровья через ИКТ технологию.
Обеспечение дифференцированного подхода к каждому учащемуся:
Дозированность
Индивидуальная форма оценивания
Создание ситуации успеха.
Всё это приведёт к ликвидации мотива избегания неудач.
Привлечение к занятию спортом через нетрадиционные формы уроков, предоставление права выбора учащимся (с его обоснованием) вида, продолжительности, интенсивности деятельности. Чёткая формулировка цели каждого вида деятельности, которая должна быть близка и понятна детям. Обеспечить интерес не только к результату деятельности, но и к процессу его достижения через успешность, доступность, занимательность. При подведении итога показать результат работы на уроке и чётко обозначить его перспективу, которая должна найти отражение в домашнем задании.
II этап. Становление.
Создание условий для формирования устойчивой мотивации к ЗОЖ
Способствование формированию саморегуляции в области занятий спортом
Обучение приёмам самокоррекции отдельных компонентов жизнедеятельности, направленных на ЗОЖ Решение поставленных задач происходит с опорой на успешность учащихся, результативность работы (имеется в виду индивидуальная динамика).
Теоретическая составляющая урока основывается на дальнейшем приобретении валеологических знаний. Но на данном этапе способ овладения индивиализируется с учётом личных целей, интересов, проблем каждого учащегося. Увеличивается доля самостоятельности в выборе изучения области валеологии.
Большое внимание уделяется формированию саморегуляции занятий спортом, которое на данном этапе строится по следующей схеме:
Обозначение проблемы, постановка цели.
Выбор средств для решения.
Реализация средств на уроках, внеурочное время: включение упражнений в жизнедеятельность учащегося.
Поэтапный контроль и коррекция под руководством учителя.
Анализ результата, демонстрация успешности, необходимости.
На данном этапе происходит обучение проектированию своей деятельности, направленной на достижение положительного результата:
Теоретическая подготовка: сбор информации по проблеме
Построение режима дня с учётом своих особенностей
Следование разработанным правилам
Отслеживание результата.
Таким образом, широкое применение на уроках физкультуры находит проектная технология.
III этап. Генерализация.
Стимулирование побуждений к уверенной реализации валеологических знаний
Способствование творческому проектированию жизнедеятельности с позиции ЗОЖ. На данном этапе происходит ярко выраженнная субординация мотивов к ЗОЖ с учётом профориентационного выбора. Это и является основой побуждения учащихся к применению полученных знаний в реальной практике.
Коррекция проблем строится с учётом личных целей, что и берётся за основу проектирования самостоятельной жизнедеятельности с позиции ЗОЖ.
3. Значение физической культуры с психологической точки зрения
Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей-предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. Однако настало время переосмыслить роль этих уроков не только в физическом, но и умственном развитии учащихся.
Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.
С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств - это внешний результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний - психологический результат, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случае отсутствует.
Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания.
К ним относятся: воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, значение и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние, владение приемами и методами восстановления сил, потребность в укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Среди этих компонентов особо хотелось бы выделить культуру выполнения движений и овладения любым новым двигательным действием. Формирование и развитие психологических механизмов этого компонента должно составлять одну из главных психолого-педагогических задач физического воспитания в школе.
Рассмотрим два психологических аспектах физического воспитания; первый отражает активизирующее влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формирование психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению любыми новыми двигательными навыками в будущей трудовой деятельности, что в некоторой реализуется на уроках. Однако с целью повышения эффективности уроков физкультуры в процессе их проведения необходимо осуществлять более целенаправленное и осознанное психомоторное развитие учащихся.
Рассмотрим подробнее первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Надо отметить, что, несмотря на свое большое самостоятельное значение, активизация психических процессов не входит в число задач, которые выдвигаются различными теориями физического воспитания. А ведь она особенно важна для уроков физкультуры в школе, где часто у учащихся наблюдается умственное переутомление. Поэтому активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей.
Другой психологический аспект школьной физкультуры состоит в том, что она должна быть направлена на двигательное развитие учащихся.
Основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт считал, что, для того чтобы быть физически образованным, еще недостаточно всю жизнь заниматься физическим трудом. Совершенно необходимо иметь достаточно развитую систему психических процессов, позволяющую не только тонко контролировать свои движения и управлять ими, но и дающую возможность творческого проявления в двигательной деятельности. А это возможно тогда, когда субъект овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и контроля за выполнением двигательных действий.
Принципиально важное значение имеет представление П.Ф. Лесгафта о том, что для развития двигательной деятельности необходимо использовать те же приемы, что и для умственного развития, а именно приемы дифференцирования ощущений по времени и степени проявления и сравнения их. Таким образом, двигательное развитие в его психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющимся в степени развития процессов анализа и сравнения.
Не вдаваясь детально в содержательную сторону двигательного развития, остановимся на наиболее важной с психологической точки зрения его составной части, связанной с психомоторным развитием субъекта. По своему психологическому содержанию развитие психомоторики тесно связано с формированием образа двигательного действия, с совершенствованием механизмов произвольного управления двигательными действиями, с развитием познавательной сферы субъекта.
Надо отметить, что психомоторное развитие (на микроуровне) в определенной степени имеет место и на других школьных уроках, где используется двигательная деятельность, - на уроках труда, рисования и даже письма. Однако на уроках физкультуры, объектом которой становится сама двигательная деятельность, создаются наилучшие возможности для развития психомоторики.
Рассмотрим более подробно составляющие психомоторного развития. В психологии спорта известно, что высокое качество исполнения двигательного действия в значительной мере обусловлено характеристиками сформированного образа этого действия - его адекватности, полноты, дифференцированности. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что передовые учителя физической культуры это хорошо понимают и пользуются при обучении новым двигательным навыкам специальными приемами, направленными на формирование адекватных образов двигательных действий.
Важную роль в этом процессе играет всесторонняя активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физкультуры при усвоении учебного материала. С этой целью ряд учителей используют технические средства обучения, нестандартное спортивное оборудование, наглядные пособия. Так, например, при обучении учащихся V-VII классов лазанию по отвесному канату использование в качестве наглядного пособия плакатов с изображением нескольких основных элементов упражнения способствует формированию адекватного образа данного двигательного действия и поэтому более быстрому и точному усвоению учебного материала.
Кроме того, созданию у учащихся правильного представления о выполняемом действии очень помогает прием установления сходства и различия. Например, чтобы учащиеся поняли зависимость полета тела от скорости, получаемой при отталкивании, учитель предлагает определить разницу длины прыжка с места и с разбега. И наконец, в процессе формирования образа двигательного действия велика роль слова, с помощью которого раскрывается сущность предлагаемого упражнения, техника изучаемых движений. От правильности и точности обозначения словом основных элементов движения зависит и точность выполнения самого движения.
Перед учителем физкультуры должна стоять задача не только формировать у учащихся адекватный и точный образ каждого усваиваемого двигательного действия, но и научить учащихся формировать образы и планировать выполнение новых двигательных действий самостоятельно. А это возможно, когда учащиеся хорошо усвоили все психологические приемы формирования образа двигательного действия.
Психологический анализ системы упражнений показывает, что она нацелена на развитие и совершенствование процесса произвольного управления двигательными действиями. Именно в этом и видел П.Ф. Лесгафт основную задачу физического воспитания школьников.
В этой связи отметим, что широкое использование учителем физкультуры различных приемов, направленных на повышение умственной активности учащихся при усвоении учебного материала, одновременно может положительно повлиять и на осознание учащимися своих двигательных ощущений.
Наконец, психомоторное развитие учащихся тесно связано с развитием их познавательных процессов, в первую очередь с развитием таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование. В самом деле, качественное исполнение того или иного двигательного действия с заданными параметрами требует прежде всего четкого дифференцированного отражения его в сознании и в формировании на этой основе адекватного образа движения. Это возможно тогда, когда процессы анализа и синтеза имеют такой уровень развития, благодаря которому становится возможной необходимая степень расчлененности восприятия.
Процесс анализа усваиваемой двигательной структуры заключается во все большем мысленном ее расчленении на отдельные элементы между ними и интегрировании результатов этого анализа в виде целого, но внутренне расчлененного. При изучении какого-либо двигательного действия его структура в сознании первоначально выступает в виде малодифференцированного целого. Качественное воспроизведение такого действия в целом или отдельных его составляющих в этом случае затруднено. Лишь по мере осуществления анализа составляющих это движение, его элементы будут выступать все более отчетливо, будут устанавливаться связи между элементами целой структуры и с работой отдельных групп мышц.
В связи с этим физкультура, в не меньшей степени, чем другие школьные предметы, предоставляет возможности для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий. Поэтому включение в программу по физическому воспитанию специальных упражнений, способствующих осознанному, отчетливому осуществлению изолированных движений, сложно-координированных движений, т.е. движений, выполнение которых требует высокой степени дифференциации отдельных мышечных ощущений, сопровождение выполнения этих движений их вербальным описанием должно в конечном счете привести к формированию у учащихся способности к четкому, дифференцированному восприятию отдельных элементов любой двигательной структуры.
Таким образом, постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя. Взгляд на школьную физкультуру с психологической точки зрения, которая на первый план выдвигает развитие личности учащегося, отражает новое, зарождающееся направление на гуманизацию физкультурно-спортивной деятельности. Сотрудничество учителя физкультуры с педагогом – психологом, и учителями предметниками имеет важное значение в формировании здорового образа жизни учащихся. Работу педколлектива необходимо строить в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье.
4. Содружество семьи и школы в формировании здорового образа жизни
Здоровье - это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будущего. Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт успешно решать жизненные задачи.
Инициативные, ответственные, ведущие здоровый образ жизни родители - основа благополучного всестороннего развития детей.
Результат на этапе школьного образования подтвердил, что положительная мотивация детей и ориентация жизненных интересов на здоровый образ жизни, сформированные в дошкольном детстве, сохраняется в школьные годы при положительном примере взрослых.
Работа по формированию ЗОЖ необходимо строить в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребёнком. Поэтому, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Взаимодействуя с родителями, ставятся следующие задачи:
1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка.
2. Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей.
3. Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.
4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребенка в ней.
Для того чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой семьёй или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон. Работа с родителями возможна по двум направлениям:
- просвещение самих родителей;
- активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
В течение учебного года работает лекторий для родителей, проводятся индивидуальные консультации, организуются родительские собрания, беседы за круглым столом. Работает телефон доверия, что очень удобно, если родитель ограничен в собственном времени.
Информационное обеспечение деятельности педагогического коллектива и родителей включает в себя:
- страницу ЗОЖ на сайте школы;
- выпуск стенных газет, плакатов, листовок, посвящённым различным темам ЗОЖ;
- оформление классных уголков, стендов, содержащих информацию о ЗОЖ.
Во время каникул учителями физической культуры и классными руководителями, совместно с родителями, организуются экскурсии, однодневные и многодневные походы. Родители являются активными помощниками в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, входят в состав жюри. Традиционными в школе стали такие мероприятия как:
- Дни здоровья;
- малые олимпийские игры;
- военно-спортивные праздники;
- семейные состязания «Все на старт»;
- спортивные викторины;
- Дни открытых дверей;
- предметные недели по физической культуре;
- праздник «Зимние забавы»;
- праздник «Масленица»;
- кросс «Золотая осень».
Популярной формой по формированию здорового образа жизни при непосредственной помощи родителей является проведение конкурсов «Мы против наркотиков», Мама, папа, я – знающая ПДД семья», «В здоровом теле - здоровый дух», создание рекламных роликов, и др.
Идеи и формирование здорового образа жизни (с использованием потенциала физической культуры) дадут плоды только тогда, когда ими проникнутся все участники открытого образовательного пространства от руководства школы до родителей и каждого ученика.
Заключение.
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.
Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая среду педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообщества.
В аспекте деятельности педагогических учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому, качественному состоянию.
В индивидуально-личностном аспекте она рассматривается как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя.
Педагогическая культура – это характеристика целостной личности педагога, потому ее развитие – реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию.
Главная цель личностно-ориентированного образования – создание условий для становления и самореализации ребенка, в том числе и как члена общества. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь – через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.
В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание формируют социальный опыт, включающий знания, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.
В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.
Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.
Список используемой литературы
1. Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И. Андреев. – Казань, 2000.
2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. Изд – 2 доп.: - М., «Физкультура и спорт»1990
3. Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев. – СПб, 1995.
4. Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов. – Пермь,2001.
5. Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. – М., 1996.
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.
7. Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л.,«Знание», 1987
8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.
9. Стальков, Е., Панин, В. Валеология: от идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья. – М., 2001.
10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.; АРКТИ, 2005, с. 320.
11. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития/ Л.Г. Татарникова. – СПб., 1997.
12. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1999.
13. Физкультура в школе 2005 №3, Г. И. Погадиев. Кандидат педагогических наук. Шк №5, Одинцово, Московская область с. 13.
Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций – обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.
Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и воспитания детей. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объектов критериев сущностных характеристик педагога. Оценка педагогической деятельности должна быть комплексной (разные источники информации), прежде всего должна использоваться в целях совершенствования и развития творческого потенциала преподавателя, его физического и нравственного здоровья.
На основе общей диагностической карты учителя, разработанной группой исследователей РГПУ, Е.В. Бондаревской, Т.Ф. Белоусовой, мною была составлена диагностическая карта педагогической культуры учителя. Эта карта составлена с учетом перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями.
Проблема здорового образа жизни детей и подростков будет оставаться актуальной всегда, поэтому необходимо продолжить работу над представленной проблемой, которая должна решаться не только в рамках одного урока физического воспитания, поэтому необходимо расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с учащимися, а именно: привлечь к работе родителей учащихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школы, педагогами дополнительного образования; организовать с учащимися старших классов научно-исследовательскую работу по проблеме здорового образа жизни.