Сценарий конкурсно-развлекательной программы
Воспитательное мероприятие образцового театрального коллектива «КУКЛЯНДИЯ»
Автор-составитель:
Малюченко Н.Л.,
педагог дополнительного образования
МОАУДОД «ЦРТДЮ«Созвездие»г.Орска»,
руководитель образцового коллектива «Кукляндия»
Конкурсно-развлекательная программа
«Скороговорочные игры»
Задачи:
1. Формировать у младших и средних школьников речевые умения и навыки: с помощью скороговорок совершенствовать звуковую культуру речи; способствовать развитию техники речи, чёткому произношению слов, фраз, предложений.
2. Улучшать дикционные навыки речи.
3. Развивать творческий потенциал и коммуникативную компетенцию.
4. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, товарищества, содействовать сплочению классных коллективов.
5. Создать ситуацию успеха для самореализации ребёнка посредством речевой и игровой деятельности.
Оборудование: плакаты со скороговорками, карточки со скороговорками, музыкальные записи с детскими песнями; для награждения закладки со скороговорками и конфеты. Подготовительная работа:
а) подготовить зал к мероприятию – украсить плакатами со скороговорками;
б) заранее за неделю дать домашнее задание всем классам: подготовиться к инсценированию данной скороговорки (скороговорки подбирались с учетом психических и возрастных особенностей учащихся);
в) пригласить учителя музыки для музыкального сопровождения.
Действующие лица:
1.Незнайка
2.Знайка
3.Клоунесса
4.Клоун
5.Кикимора
6.Шапокляк
Ход мероприятия.
I. Подготовка к восприятию.
Под музыкальное сопровождение дети заходят в зал, где уже сидят литературные персонажи и сказочные герои.
Под музыку выходят Знайка и Незнайка
Нез.: - И зачем вообще нужна эта красивая речь? И вот эти вот самые, как их там!?
Знайка: - Скороговорки!
Нез.: - Во, во. Эти самые, твои, скороговорки.
Знайка: -А для того, что бы у тебя было правильное произношение и дикция. Красивая речь всегда ценилась!
Незнайка: - Ой, да врёшь ты всё!
(В зрительном зале, персонажи: Шапокляк, Кикимора и ещё отрицательные герои, начинают возмущаться)Кикимора: - Да и правду кому они нужны, эти скороговорки. Я то думала, что здесь, что то интересненькое намечается. А он поучает, мероприятие задерживает!
Шапокляк: - Да уж лучше веселиться и плясать, чем время тратить на скороговорки!
(Отрицательные персонажи спорят, ссорятся)
(выходят ведущие: Костя и Наташа)Вместе: И, что тут за споры?
Знайка: - Эти дамы, отрицают важность правильной речи!
Костя: - Ребята, а вы тоже считаете?
Ответ детей (Нет)
Наташа: - Давайте не будем тратить время на бессмысленный спор, а устроим конкурс-состязание, а ребята помогут разрешить этот спор! Согласны, ребята?
Ответ: Да!
Наташа: Ну, для начала давайте, поздороваемся. Добрый день, ребята! Посмотрите на плакаты и догадайтесь, чему посвящено наше мероприятие?
Дети читают скороговорки, написанные на плакатах. И отвечают.
Ведущие: Правильно, скороговоркам!
Костя: Все вместе мы вспомним знакомые скороговорки, познакомимся с новыми, будем стараться их правильно произносить, учиться красиво и чётко говорить, а помогут нам в этом викторина, игры, сценки. Ну, а те кто возмущается и против красивой и правильной речи, мы попросим стать членами жюри нашего мероприятия и в конце программы определить лучшую команду «скороговорунов», которым вручат грамоты, а главное мы хотим услышать мнение наших уважаемых гостей. Уважаемая Кикимора, Шапокляк ……………………………………………………….. Вы согласны?
Ответ героев – Конечно, мы очень любим судить!
И так, начинаем.
Наташа: Помните, давно известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла кларнет. Услышав впервые эти труднопроизносимые сочетания слов, мы пытались повторить их без запинки, но терпели неудачу. Это вызывало смех и веселило окружающих. Произнося скороговорку некоторое количество раз, мы улучшаем произношение и замечаем, что язык уже не заплетается, и скороговорку мы победили.
Костя: Что же такое скороговорка? Это специально подобранная фраза (стих, предложение, рассказ, прибаутка, шутка) с трудно произносимыми звуками. Скороговорку надо говорить сначала медленно, а затем быстро. На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Они также популярны и среди взрослых. Все люди хотят говорить выразительно, внятно, разборчиво. Один автор об этом написал так:Наташа: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Костя: Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ведущие: Давайте повторим эти слова хором!
Костя: У людей каких профессий должна быть красивая речь?
(Преподавателей, артистов, музыкантов, дикторов радио и телевидения, ведущих) . Скороговорки бывают народные и авторские. Например, скороговорку сочинил
Ю. Кушак: Сорок сорок, Для своих сорочат Сорок сорочек. Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек, Прострочены в срок.
Сразу поссорились, Сразу поссорились,
Сразу поссорились, Сорок сорок.
Е. Дербенко: Во дворе четыре Сашки
На траве играли в шашки.
Наташа: Самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый их знает наизусть. Сейчас мы проведём викторину, которая поможет вспомнить самые известные скороговорки.
II. Викторина.
Ведущий читает скороговорки, команды по очереди называют ответ и подтверждают его скороговоркой.
1. Как звали девочку, которая любила сушки?
(Шла Саша по шоссе и сосала сушки)
2. Кто украл у Клары кораллы?
(Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)
3. Кого увидел грека в реке?
(Ехал грека через реку, видит грека в реке рак.Сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап) 4. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны?
(Белые бараны били в барабаны)
5. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку?
(Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон) 6. Где лежали дрова?
(На дворе трава, на траве дрова.Не коли дрова на траве двора)7. Осип Охрип, а Архип…? (Осип)
8. Какую рыбу тащит рыболов и не желает её упустить?
(Щуку я тащу, тащуЩуку я не упущу) 9. Сколько Егорок стояло на горке на пригорке?
(Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки)
10. Какие у ёлки иголки?
(У ёлки иголки колки)
III. Игра «Закончи скороговорку»
Начало скороговорки читает ведущий, команды, по очереди называют конец скороговорки.
1. На горе Арарат рвала Варвара… виноград.
2. Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила… уронила.
3. Брит Клим брат,
Брит Игнат брат.
А брат Панкрат … бородат.
4. Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный … дымоход.
5. У осы не усы, не усищи, а … усики.
6. Шёл Егор через двор
Нёс топор чинить … забор.
7. Галка села на забор.
Грач завёл с ней … разговор.
8. От топота копыт пыль по полю … летит.
9. Малашка с Дуняшкой ели кашку – малашку.
А Марфушка с Прошкой – варёную … картошку.
10. Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под … простокваши.
Ведущие отмечает активных детей.
IV. Игра «Скороговорный обменный пункт».
Ведущий: Пусть каждая команда выберет по одному участнику, который будет читать скороговорку. Каждую скороговорку необходимо прочитать сначала про себя, затем медленно вслух, затем быстро.
1. Шёл Егорка по пригорку. А когда сбежал под горку
И учил скороговорку. Позабыл скороговорку.
Он учил скороговорку. И теперь в скороговорке
Про Егорку и про горку. Нет ни горки, ни Егорки.
2. Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло
Мама Миле говорила: - Не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, - сказала Мила. – Я выплакиваю мыло.
3. У пруда растут две ели, мы ершей под елью ели.
Мы их еле-еле съели, съели – спать легли под ели.
4. Даже шею, даже уши, ты испачкал в чёрной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши. И не пачкай больше уши.
5. Сшит колпак не по-колпаковски. Слит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.
Ведущий: Уважаемые члены нашего жюри, вы уже определили, кто из выступающих, вам понравился? Почему?
Ведущий: Ребята, вы не устали сидеть?
Наташа: А давайте разомнёмся, поиграем.
V. Музыкальная игра «Чайничек с крышечкой».
Ведущий просит всех детей встать в круг.
Ведущий: Под музыкальное сопровождение нужно изобразить скороговорку:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочке – пар.
Игровое содержание:
I вариант.
Под музыкальное сопровождение ведущий пропевает скороговорку, показывая:
чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
крышечку – хлопок ладонями, параллельными полу;
шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
пар – восходящие движения кистями.
Дети, проговаривая скороговорку, повторяют движения ведущего.
II вариант. «У кого самый красивый чайничек?»
(упражнение на выразительность речевой интонации).
Ведущий и дети поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника.
Ведущий: Молодцы, ребята! Ну, а мы продолжаем словесное состязание.
Наташа: И переходим к самому сложному конкурсу. «Инсценировка скороговорок».
Костя: Хотя, ребята готовились к этому конкурсу заранее, это было домашнее задание.
И я думаю, что ребят это будет не сложно, а скорей забавно. А мы поддержим команды!
VI. Проверка домашнего задания: «Инсценирование скороговорок»
Ведущий: Три команды подготовили инсценирование скороговорок, посмотрим, какая команда с выдумкой подготовился к домашнему заданию.
Командам были предложены такие скороговорки:
1. Вёз корабль карамель. Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели. Карамель на мели ели.
2.Купила Марусе, бусы бабуся.
На рынке споткнулась, бабуся о гуся.
Не будет подарка, у внучки Маруси:
Все бусы склевали, по бусинкам гуси.
3. Встретил в чаще ёж ежа: - Как погода, ёж?
- Свежа. И пошли домой дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Ведущий: Ну а наше жюри подводит итоги инсценировок.
Наташа: А мы давайте, ещё раз поблагодарим, наши команды за выступление.
(Аплодисменты)
Костя: Да, очень весёлый конкурс, а мы продолжаем.
VII. Игра «Соревнования телефонистов».
Ведущий знакомит с условиями игры. От каждой команды выбирается по 2 человека. Вся группа детей садится в ряд. Первому «телефонисту» сообщается скороговорка. По сигналу первый в ряду тихо передаёт скороговорку второму и т.д. Последний, получив скороговорку, встаёт и громко её произносит.
Примерный комплект скороговорок:
Крепко-крепко-крепко прикрепилась скрепка.
Соня салат солила-солила, пока не пересолила.
Белые бараны били в барабаны.
Крошечной кошечке крошили крошечки.
У Кондрата куртка коротковата.
По траве тропа протоптана.
Наташа: Молодцы! И последний конкурс «Марафон скороговорения». Команды, вы готовы!??
Ответ: Да!
VIII . Марафон скороговорения.
Костя: Предлагается трудная скороговорка. Кто прочтёт быстро? А кто ещё быстрее? Выигрывает тот, кто без запинки быстрее других прочтёт скороговорку.
(Ведущий желающим раздает карточки со скороговорками.)
Фотограф Фёдор фотографировал фотоаппаратом «Фотокор» с применением фотоспышки.
Иллюзионист Илларион в аттракционе «Иллюзион».
Борис Болиславович с Болиславом Борисовичем бросились на балкон за болонкой.
Секретарь рассекретил секретные материалы.
Слонопотамные слонопотамы, слонопотамихи и слонопотомята слонопотамно расслонопотамились в Слонопотамии.
Балабутные баламуты, баламутихи и баламутята баламутно взбаламутили всю Баламутию.
Хохотун хохотал-хохотал недохохотал, стал перехохатывать – обхохотался.
Мокрая погода размокропогодилась.
Два дровосека говорили про Ларьку и про Варьку.Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал.
Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал это зверь.
IХ. Подведение итогов.
Ведущий: Понравилось ли мероприятие? Какие скороговорки запомнили? Какие игры понравились? Какое настроение? Кто самый лучший «скороговорун»?
Ответ участников:
Наташа: А давайте послушаем наше уважаемое жюри! Может быть они изменили своё мнение, о том, что нужны ли скороговорки?
Ведущий: Лучшие «скороговоруны», а это все команды, награждаются грамотами.
Ведущий: Закончим наше мероприятие народной мудростью, прочитаем её хором.
Плакат:
«Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».