Конспект урока по литературе на тему Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева Есть в осени первоначальной… (5 класс)
План – конспект открытого урока по литературе с использованием приемов смыслового чтения
Учитель: Власова Е.С.
Класс: 5
Тема урока: Ф. Тютчев Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»Форма урока: проблемный урок с использованием технологии смыслового чтения
Учебник: В.Я. Коровина Литература 5 классЦели урока:Образовательные: - формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.Развивающие:- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);Воспитывающие:- воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование:
Аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»
А. Смирнов "Есть в осени первоначальной..."- запись
Презентация
Ход урока:
Организационный момент
Создание атмосферы психологического комфорта
-Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, которое позволит вам настроиться на интересную и продуктивную работу.
1. Слово учителя
Несмотря на то, что за окном еще стоит зима, мне хотелось бы задать вам вот какой вопрос: какие ассоциации у вас возникают со словом «осень»? (ответы учеников)
Многие композиторы, поэты, писатели, художники обращались в своих произведениях к данному времени года (слайды с изображением осенних пейзажей).
Сегодня на уроке я хочу вам предложить соприкоснуться с творчеством замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева (слайд с портретом Ф.И. Тютчева)
Ф.И Тютчев жил в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение. И вот что получилось.
(прослушивание аудиозаписи).
2. Формулирование цели и задач.
Слово учителя: Ребята, конечно же, вы поняли, что сегодня мы будем говорить о стихотворении Тютчева «»Есть в осени первоначальной». А что конкретно нас будет интересовать? Какие цели мы поставим перед собой? (ответы ребят), слайд (цель и задачи урока)
Цель: проанализировать стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Задачи:
определить тему и идею стихотворения
понять настроение и чувства лирического героя
рассмотреть образные средства стихотворения
3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)
Слово учителя: Безусловно, очень важно название произведения. Почему?
А какое название у этого стихотворения? (ответы учеников).
Ребята, о таком названии по первой строчке говорят, что оно нулевое. Раз заглавия как такового нет, мы должны обратить пристальное внимание на первую строчку. О чем в ней говорится? Что такое «первоначальная осень»? (ответы учеников). Кто знает, как по-другому называют этот период времени? (бабье лето)
Давайте перечитаем первую строфу (один из учеников читает).
Какое настроение создается после прочтения? Какие образные средства использует поэт?
«Дивная пора» - эпитет. Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «дивная»? Называя эту пору дивной, Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный и теплый привет уходящего лета.
«День как бы хрустальный» - сравнение. Что оно означает?
Обратите внимание, с использованием союза как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.
И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение.
Хрусталь – это «род, сорт стекла».
Что же у них общего?
День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее
Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.
День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер, и кончатся тишина, покой, безмятежность.
«Лучезарны вечера» - эпитет. Подумайте над его смыслом (светлые, ясные, теплые).
4. Релакс-пауза
Я предлагаю ненадолго отвлечься от работы, сделать небольшую паузу. Сегодня мы отвлечемся не на физминутку. Я предлагаю послушать музыкальную композицию Можно закрыть глаза, постараться представить что-то под музыку. Хочу сказать, что название произведения связано с осенью. Постарайтесь во время слушания догадаться, о каком месяце идет речь в произведении (звучит композиция П.И. Чайковского «Октябрь»)
Кто хочет предположить, о каком месяце это произведение и почему? (ответы учеников).
Продолжаем работу над анализом стихотворения.
Переходим ко второй строфе (один ученик читает). Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (слайд со словами)
Серп – ручное орудие, служащее для срезания колосьев при уборке хлебов.
Борозда – длинная канавка на поверхности почвы, проведенная плугом, служащая для посадки в нее растений.
Праздный – пустой, ничем не занятый; чуждый забот и тревог, погруженный в покой.Что вы представили, когда слушали эту строфу?
Почему серп назван «бодрым»? (он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья).
А почему борозда «праздная»? (урожай уже убран, она отдыхает).
«Бодрый серп» и «праздная борозда» - это эпитеты.
«Паутины тонкий волос» - олицетворение.
Прочтем к третьей строфе (один ученик читает).
Обратите внимание, какие однокоренные слова используются во второй и третьей строфах? (пусто, пустеет). Для чего автор это делает? (пусто на земле, пусто в воздухе – картина пространства расширяется: пустое необъятное поле, пустое бескрайнее небо…)
Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? «Но далеко еще до первых зимних бурь». Поэт как бы призывает наслаждаться данной порой, ведь она так быстротечна.
А что такое «лазурь»? (слайд со словом)
Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок)
«Льется лазурь» - метафора
«Чистая и теплая лазурь» - эпитеты
«Отдыхающее поле» - олицетворение.
5. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла.
Слово учителя: Ребята, мы разобрали стихотворение. Сейчас я попрошу вас выразительно его прочитать, учитывая все знаки препинания, соблюдая правильную интонацию (чтение двумя-тремя учениками)
6. Рефлексия
Какие чувства вы испытали сегодня на уроке? Что вы ощутили? И хотели ли вы попробовать себя в роли поэта?
Я предлагаю вам окунуться в творческий процесс и попробовать написать синквейн (слайд с объяснением понятия синквейн, слайд с достоинствами синквейна)
7. Домашнее задание
Написать синквейн на тему урок литературы