Урок русского языка Гласные, согласные буквы и звуки 2 класс


«Использование группового взаимодействия для развития субъектных отношений»
Урок русского языка
2 класс
Учитель начальных классов
КГУ «СШЛОД №34»УО ВКО
г.Усть-Каменогорск,
I категории
высшего уровня квалификации
Юрочкина Виктория Анатольевна
Тема: Гласные, согласные буквы и звуки.
Цель:Расширение знания о гласных и согласных звуках речи и их образовании.
Задачи:
Систематизировать представления учащихся о признаках гласных и согласных звуков; продолжить формирование умения распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам; развивать умение наблюдать за произношением речи, проводить их звуковой анализ.
Развивать внимание и память, содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством игровых ситуаций.
Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивационный компонент урока.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но сегодня будь готов
Сам открыть секреты слов.
- Сегодня на уроке мы продолжим исследовать тайны русского языка.
2. Постановка учебной задачи.
-Сегодня на мою электронную почту прислали звуковой файл. Предлагаю его прослушать вместе. (звучат звуки природы)
-Что вы услышали? (журчание ручейка, пение птиц) Всё это звуки природы.
- Скажите, а могут люди общаться между собой при помощи звуков природы?
- А с помощью, каких звуков люди общаются? (звуки речи)
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Звуки и буквы ) А какую цель мы поставим перед собой? (Узнать что-то новое о звуках и буквах)
_ А чем звуки отличаются от букв?
3. Изучение нового материала.
-Откройте тетради и запишите число.
- В русском языке есть раздел, который изучает звуки нашей речи. Это ФОНЕТИКА. Произнесите это слово. Запишите его в тетрадь.
- Это слово для нас новое. Предлагаю его исследовать. Мне хочется, чтобы на этом уроке вы представили себя в роли исследователей и узнали радость первооткрывателей. Не бойтесь ошибок, бывает, и ошибка приводит к открытию. Смело идите вперед - и Фонетика откроет вам свои секреты.
Рассмотрим его буквенный и звуковой состав. Запишите транскрипцию к этому слову [ФАНЭТ,ИКА] и дайте характеристику звукам. Что заметили? Сколько в слове букв? А звуков? Сделайте вывод.
В этом слове есть безударная гласная. Можно ли ее проверить ударением? А знаете ли вы, что обозначает слово «фон»? Подберите слова, в которых бы тоже была частичка ФОН. (магнитофон, микрофон, телефон, айфон, диктофон) Что общего у всех этих слов? (они издают звук)
Фон – это греческое слово. Как вы думаете, что оно обозначает?( Звук.)
-Так что изучает раздел русского языка ФОНЕТИКА? (Звуки речи)
- вспомните, что вы знаете о звуках русского языка. Предлагаю поработать в группах. Вспомнить и схематично изобразить (коллективная проверка).
-Скажите, сколько гласных букв в русском языке? А звуков? А почему букв больше, чем звуков?
-Сколько гласных букв и звуков? Почему?
А хотели бы выяснить, какие звуки важнее: гласные или согласные?
-Предлагаю вам узнать, какое слово я задумала только по его гласному составу а аа.
А теперь по согласному составу: к р н д ш. Молодцы! Попробуйте еще : е а ; т т р д ь-Скажите, в каком случае было легче узнать слово? А как вы думаете, почему?
Согласные звуки помогают выразить лексическое значение слова.
А какова роль гласных? Сможем мы без них назвать слова? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).- Как же мы ответим на поставленный вопрос? (благодаря гласным и согласным мы произносим слова)
Физминутка.Общефизические упражнения с использованием рифмованных строк.
4. Закрепление и обобщение.
Предлагаю поиграть:
1) изменить в слове первый звук сом- ком-лом-том; чайка- майка-лайка-гайка-шайка; моль-соль-роль-ноль
2)добавить звук стол-столб, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы
-Что происходит со словом, если меняется хотя бы одна буква? (изменяется его смысл)
Продолжим наши узнавать о тайнах русского языка. Предлагаю всем провести настоящее исследование. Работать вы будете в группах. Вспомним правила работы в группах.
-У каждой группы будет утверждение. Ваша задача исследовать лова и либо согласиться с данным утверждением, либо его опровергнуть, предоставив доказательства ( на примерах)
1 группа: Все слова, которые начинаются со звука [й,] всегда обозначаются буквой Й
Йогурт, игра,ёжик, йод, маяк, мёд.
Дополни своими примерами.
2 группа:Звук [а] на письме всегда обозначается буквой АМашина, колесо, слово, сады, мяч
Дополни своими примерами
3 группа:Звук [о] на письме всегда обозначается буквой О.
Косы, боль, ёжик, идёт, моль
Дополните своими примерами
4 группа:Буква Д всегда обозначает звук [д].
Дом, дятел, клад, сторож, мёд
Дополни своими примерами
Защита работ по группам.
5. Подведение итога урока.
-Наш урок подходит к концу. Подведем итог нашей работы. (выставление оценок)
Что нового узнали на уроке? Какие тайны русского языка открыли?
Д/З: выбрать из словаря любое слово и исследовать его по алгоритму
Алгоритм работы:
1. Запиши слово
2. Раздели слово на слоги, поставь ударение, сделай звуковую модель и транскрипцию.
3. Объясни значение слова. Используй толковый словарь.
4. Запиши слова, которые можно образовать от этого слова.
5. Подбери к слову, если это возможно, синонимы и антонимы.
6. Составь с этим слово предложение.
6. Рефлексия деятельности. Предлагаю оценить свою работу на уроке:
Сегодня я узнал новое
Было интересно
Было трудно
Дети приклеивают жетоны напротив того предложения, которое соответствует их результату работы на уроке