Урок русского языка, 2 класс «Гласные звуки и буквы Е,Ю,Ё,Я»
Гласные звуки и буквы Е,Ю,Ё,Я
Цели:
Образовательные:
расширить знания учащихся о гласных звуках;
Развивающие:
развивать у учащихся умение распознавать гласные звуки по их существенным признакам.
Воспитательные:
воспитывать умение работать сообща.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– Сколько букв в русском языке? (33)– Сколько согласных? (21)– Назовите гласные обозначающие мягкость предшествующего согласного? (о,а,ы,у,э)– Назовите гласные обозначающие твёрдость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)– Назовите согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук? (ж,ш,ц)– Назовите согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук? (ч,щ,й)– Назовите буквы, которые не относятся не гласным не к согласным? (ъ,ь)– Что вы ещё можете сказать об этих буквах? (Они не обозначают звуков)
На доске:
Назовите слова, в которых есть буквы, обозначающие два звука.
Лошадь, маяк, корова, Елена, мороз, юла, карандаш, машина, красная, семья, окно, ёжик, малина, осенью.
Написать слова в которых есть буквы, которым соответствуют два звука.
III. Минутка чистописания
На доске запись:
Число.Классная работа.а о у э ы и (с петельками)
– Давайте вспомним, сколько гласных букв? (10)– А сколько гласных звуков? (6)– Назовите гласные буквы, которым соответствует два звуками? (е, ё, я, ю)– Когда этим гласным соответствует два звука? Приведите примеры.– Какие звуки они обозначают? (е – [й,э], ё – [й,о], ю – [й,у], я – [й,а])
V. Сообщение новой темы
– Ребята, мы так много говорили сегодня о звуках, а как вы думаете, как звучит тема нашего урока?(Гласные звуки) Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.
VI. Словарная работа
На доске:
Словарь: лошадь, петух, собака.
– Давайте поставим ударения в этих словах, что нам для этого нужно сделать? (Пойти в лес и позвать их. Ставят ударение, делят на слоги)– Что общего у этих слов? (Им. сущ., одущ., все слова относится к домашним животным, ед.числа, нариц.)– Какое слово здесь лишнее?
(1. Петух потому, что это птица, а остальные животные2. Петух муж.рода, остальные жен.рода,3. Лощадь – в этом слове букв больше, чем звуков4. Собака – в этом слове 3 слога, а в других по два)
VII. Задания по группам
1. Разделить слова для переноса. (Ло-щадь, пе-тух, со-бака, соба-ка)2. Составить предложения с этими словами и подчеркнуть главные члены предложения.3. Сделать звуковой анализ слов. (Лошадь[лошат*], петух[п*этух], собака[сабака])4. Найти слово, в котором все согласные звуки твердые. (собака)
VIII. Физминутка
IX. Работа над новым материалом
Дети вы видите картинки, давайте посчитаем, сколько в этих словах гласных и сколько слогов.
Лунтик, море, дельфин – 2 глас. и 2 слога, Золушка – 3 глас. и 3 слога, Мяч– 1 глас. и 1 слог.
– Сколько слогов? Сколько гласных? (Спрашивать после каждого слова)– Что интересного вы заметили? От чего зависит количество слогов? (От количества гласных)– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сколько в слове гласных столько и слогов.
X. Физминутка
XI. Работа с учебником
Стр. 32 упр. 70
XII. Рефлексия
– Что нового вы сегодня узнали?– Что вам сегодня понравилось?– Кто сегодня доволен собой?– Кто подтянется на следующий урок?
XIII. Домашнее задание
Стр.32 упр.72
15