Урок русского языка, 2 класс «Гласные звуки и буквы Е,Ю,Ё,Я»

Гласные звуки и буквы Е,Ю,Ё,Я
Цели:
Образовательные:
расширить знания учащихся о гласных звуках;
Развивающие:
развивать у учащихся умение распознавать гласные звуки по их существенным признакам.
Воспитательные:
воспитывать умение работать сообща.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– Сколько букв в русском языке? (33) – Сколько согласных? (21) – Назовите гласные обозначающие мягкость предшествующего  согласного? (о,а,ы,у,э) – Назовите гласные обозначающие твёрдость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и) – Назовите согласные буквы, которые обозначают  всегда  твердый звук? (ж,ш,ц) – Назовите согласные буквы, которые  обозначают всегда  мягкий звук? (ч,щ,й) – Назовите буквы, которые не относятся не гласным не к согласным? (ъ,ь) – Что вы ещё можете сказать об этих буквах? (Они не обозначают звуков)
На доске:
Назовите слова, в которых есть буквы, обозначающие два звука.
Лошадь, маяк, корова, Елена, мороз, юла, карандаш, машина, красная, семья, окно,  ёжик, малина, осенью.
Написать слова в которых есть буквы, которым соответствуют два звука.
III. Минутка чистописания
На доске запись:
Число. Классная работа. а    о    у   э   ы     и      (с петельками)
– Давайте вспомним,  сколько гласных букв? (10) – А сколько гласных звуков? (6) – Назовите гласные буквы, которым соответствует два  звуками? (е, ё, я, ю) – Когда этим  гласным соответствует два звука? Приведите примеры. – Какие звуки они обозначают?  (е – [й,э], ё – [й,о], ю – [й,у], я – [й,а])
V. Сообщение новой темы
– Ребята, мы так много говорили сегодня о звуках, а как вы думаете, как звучит тема нашего урока?(Гласные звуки)  Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.
VI. Словарная работа
На доске:
Словарь: лошадь, петух, собака.
– Давайте поставим ударения в этих словах, что нам для этого нужно сделать? (Пойти в лес и позвать их. Ставят ударение, делят на слоги) – Что общего у этих слов? (Им. сущ., одущ., все слова относится к домашним животным, ед.числа, нариц.) – Какое слово здесь лишнее?
(1. Петух потому, что это птица, а остальные животные 2. Петух муж.рода, остальные жен.рода, 3. Лощадь – в этом слове букв больше, чем звуков 4. Собака – в этом слове 3 слога, а в других по два)
VII. Задания по группам
1. Разделить слова  для переноса. (Ло-щадь, пе-тух, со-бака, соба-ка) 2. Составить  предложения с этими словами и подчеркнуть главные члены предложения. 3. Сделать звуковой анализ слов. (Лошадь[лошат*],  петух[п*этух], собака[сабака]) 4. Найти слово, в котором все согласные звуки твердые. (собака)
VIII. Физминутка
IX. Работа над новым материалом
Дети вы видите картинки, давайте посчитаем, сколько в этих словах гласных и сколько слогов.
Лунтик, море, дельфин – 2 глас. и 2 слога,  Золушка –  3 глас. и 3 слога,  Мяч– 1 глас. и 1 слог.
– Сколько слогов? Сколько гласных? (Спрашивать после каждого слова) – Что интересного вы заметили? От чего зависит количество слогов? (От количества гласных) – Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сколько в слове гласных столько и слогов.
X. Физминутка
XI. Работа с учебником
Стр. 32 упр. 70
XII. Рефлексия
– Что нового вы сегодня узнали? – Что вам сегодня понравилось? – Кто сегодня доволен собой? – Кто подтянется на следующий урок?
XIII. Домашнее задание
Стр.32 упр.72


15