Презентация урока: Реле всех типов СЦБ
В реле всех остальных типов постоянный магнит должен быть применен с магнитным потоком не менее 8*10-5 Вб (8000 Мкс).
Магнитный поток измеряется флюксметром в разомкнутой магнитной цепи.
После гарантийного количества срабатываний (см. с. 449) электрические характеристики реле КШ1-400, КШ1М-400 и КШ1-1000 не должны выходить за пределы значений, указанных в табл. 149, а электрические характеристики всех остальных реле не должны отличаться более чем на 10% от данных, указанных также в табл. 149.
Измерение электрических характеристик реле производится приборами класса точности не ниже 1,0 при воздействии полной контактной нагрузки.
Перед проверкой электрических характеристик реле проверяют правильность работы якорей, для чего поляризованный якорь на 50% освобождают от воздействия контактов (для этого между упорными пластинами и неподвижными контактами двух переключающих контактов подкладывают щупы толщиной 0,7—0,8 мм).
К обмоткам реле подводится напряжение или ток обратной полярности (плюс к выводу /, минус к выводу 4), равные значению перегрузки. Затем напряжение или ток снижают до нуля, цепь прерывают и направление тока в обмотках изменяют на прямое (плюс к выводу 4, минус к выводу 7). При плавном увеличении напряжения или тока поляризованный якорь должен перебрасываться раньше, чем произойдет притяжение нейтрального якоря.
Аналогично проверяют правильность работы якорей при обратной полярности.
Временные характеристики реле проверяют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения не более ±10%. Отсчет времени отпускания якоря реле производится с момента выключения обмоток реле до размыкания замыкающих контактов.
Проверка сопротивления обмоток реле постоянному току осуществляется любым методом с погрешностью измерения не более ±1%.
Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция реле должна в течение 1 мин выдерживать без пробоя испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между всеми токоведущими частями и магнитопроводом.
Испытание электрической прочности изоляции производится путем приложения испытательного напряжения (при мощности испытательной установки не менее 0,5 кВА, дающей практически синусоидальную кривую напряжения частотой 50 Гц) в течение 1 мин±5 с. Погрешность измерения испытательного напряжения не должна превышать ±5%.
Сопротивление изоляции при относительной влажности окружающего воздуха до 90% и температуре +20°С между соседними электрически не связанными токоведущими частями реле, а также между ними и магнитопроводом реле должно быть не ниже 200 МОм. При
температуре +40°С и относительной влажности воздуха 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм.
Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечивающим погрешность не более ±20% при напряжении постоянного тока 500 В.
Обмоточные данные катушек реле при температуре +20°С должны соответствовать данным, указанным в табл. 150.
Таблица 150 Обмоточные данные реле
Тип реле Сопротивление одной катушки, Ом+10% Диаметр провода марки ПЭЛ, мм Число витков однойкатушки
КШ1-40 20 0,57 2300
КШ1-80 40 0,44 3000
КШ 1-280 140 0,35 5900
КШ 1-400 200 0,25 5500
КШШ-400 200 0,25 4500*
КШ 1-600 300 0,29 8600
КШ 1-800 400 0,27 10000
КШ1-1000 500 0,25 11000
* Поверх обмотки наматываются 2000 короткозамкнутых витков из провода 11ЭЛ диаметром 0,25 мм.
Выводы катушек реле выполняются гибким проводом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм2.
Механические характеристики реле приведены в табл. 151.
После гарантийного количества срабатываний (см с. 449) механические характеристики реле КШ1-400, КШ1М-400 и КШ1-1000 не должны выходить за пределы значений, указанных в табл. 151. Для всех остальных реле контактное нажатие на угольных контактах должно быть не менее 0,25 Н (25 гс), на серебряных — не менее 0,17 Н (17 гс). Расстояние между подвижными и неподвижными контактами при крайних положениях якорей должно быть не менее 1,1 мм.
Измерение зазоров производится с помощью индикатора, щупов и шаблонов класса 2. Физические зазоры поляризованного якоря измеряют у концов якоря. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1 гс).
Таблица 151
Механические характеристики реле
Характеристики КШ 1-400,КШ1-1000 КШШ-400 КШ1-40,КШ1-80, КШ1-280, КШ1-600, КШ 1-800
Физический зазор, т. е. зазор между нейтральным якорем и полюсами после покрытия их защитным слоем, не менее, мм:
передним полюсом
задним полюсом 0,3 0,2
0,5
0,05
Физический зазор, т. е. зазор между поляризованным якорем и полюсами, не менее, мм:
передним полюсом
задним полюсом 0,15 0,15
0,3
0,5
Зазор между нейтральным якорем в отпавшемположении и упорным винтом, мм 0,4—1,0 0,4—1,0 0,4—1,0
Люфт в осях якорей, мм:
нейтрального и поляризованного перпендикулярно оси цапф нейтрального вдоль оси поляризованного вдоль оси 0,05—0,1
0,25—0,5 0,25—0,5 0,05—0,1
0,25-0,5 0,25—0,5 0,05—0,1
0,25—0,8 0,25—0,5
Расстояние между неподвижными и подвижными контактами при крайних положениях якорей, не менее, мм 1.3 1,3 1,3
Контактное нажатие, не менее, Н (гс): на каждыйиз угольных контактов на каждый из серебряныхконтактов 0,3 (30) 0,2 (20) 0,3 (30) 0,2 (20) 0,3 (30) 0,2 (20)
Неодновременность замыкания или размыканияконтактов, не более, мм 0,4 0,4 0,4
Контактное нажатие штепсельных пружин на ножи розетки, не менее, Н (гс) 1 (100) 1 (100) 1 (100)
Контактная система каждого из комбинированных штепсельных реле КШ1 — 4 фт, 4 нп, то есть четыре переключающих контакта нейтральной части (4 фт) и четыре переключающих контакта поляризованной части (4 нп). Схема расположения контактов реле с монтажной стороны показана на рис. 175.
Положение поляризованного якоря, соответствующее замкнутому состоянию верхних контактов, принято называть нормальным (н), при этом питание подводится к выводам 1—4 (минус к выводу /, плюс к выводу 4). Положение поляризованного якоря, соответствующее замкнутому состоянию нижних контактов, принято называть переведенным (п), при этом питание подводится к выводам 1—4 (плюс к выводу /, минус к выводу 4).
Каждый контакт реле КШ 1-400, КШ 1-1000 должен обеспечивать не менее 100 000, а реле КШ1М-400 — не менее 50 000 включений и исключений электрических цепей переменного тока ЗА, 12 Впри безындукционной нагрузке.
Каждый контакт поляризованного якоря реле КШ1-40, КШ1-80, КШ1-280, КШ1-600 и КШ1-800 должен обеспечивать 200 000, нейтрального якоря — 400 000 включений и выключений электрических цепей постоянного тока 2 А, 24 В или цепей переменного тока 0,5 А, 220 В при активной нагрузке.
Переходное сопротивление контактов всех типов реле должно соответствовать следующим значениям:
— для переключающих контактов поляризованной части и замыкающих контактов нейтральной части (серебро — уголь), измеренное без контактов розетки, — не более 0,25 Ом, то же с контактами розетки — не более 0,28 Ом;
— для размыкающих контактов нейтральной части (серебро — серебро) — не более 0,03 Ом без контактов розетки и не более 0,06 Ом — с контактами розетки.
После гарантированного количества срабатываний переходное сопротивление контактов реле КШ1-400, КШ1М-400 и КШ1-1000 не должно выходить за пределы указанных значений. Переходное сопротивление контактов реле КШ1-40, КШ1-80, КШ1-280, К.1Ш-600 и КШ 1-800 должно быть не более 0,5 Ом без контактов розетки для переключающих контактов поляризованной части и замыкающих контактов нейтральной части и не более 0,1 Ом — для размыкающих контактов нейтральной части.
Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольтметра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В постоянного тока при крайних положениях якорей приборами класса точности не ниже 2,5.
За переходное сопротивление контактов принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключением реле после каждого отсчета.
Испытание контактов всех типов реле на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин током чередующейся полярности.
Замкнутые контакты каждого из указанных типов реле при испытании должны выдерживать, не деформируясь, непрерывную нагрузку ЗА. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева измеряют термопарой.
Условия эксплуатации. Реле изготовляют для следующих условий эксплуатации:
—температура окружающего воздуха от —50 до +60°С;
—относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;
—рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.
Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону.
Реле должны храниться в закрытом вентилируемом помещении в картонных коробках при температуре от 5 до +35°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей средекислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспортной упаковке допускается не более трех месяцев.
Габаритные размеры реле 230x82x203 мм; масса реле без розетки, кг: КШ1-40 - 3,97; КШ1-80 - 3,95; КШ1-280 - 3,5; КШ1-400 -3,8; КШ1М-400 - 3,8; КШ1-600 - 4,15; КШ1-800 - 3,86; КШ1-1000 - 3,8.
8. Реле комбинированное штепсельное самоудерживающее типа СКШ1-250
Назначение. Реле предназначено для осуществления электрических зависимостей в устройствах автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте и изготовляется по черт. 24001.00.00А.
Некоторые конструктивные особенности. Реле СКШ 1-250 является медленнодействующим. Основное конструктивное отличие реле типа СКШ 1-250 от реле типа КШ1 заключается в наличии самоудерживающей системы, представляющей собой электромагнитное реле, установленное в нижней части контактов нейтрального якоря. Электромагнитное реле по своей конструкции аналогично плоскому телефонному реле. Якорь удерживающего электромагнита шарнирно связан специальной тягой с нейтральным якорем основной магнитной системы реле, аналогичной магнитной системе реле КШ1.
На каждой катушке основной магнитной системы реле размещено по две обмотки: первичная (нижняя) и вторичная (верхняя). Две первичные обмотки соединены последовательно, а две вторичные — параллельно. Схема соединения обмоток реле показана на рис. 176.
При перемене полярности тока, а также при выключении и включении первичной обмотки во вторичной обмотке реле индуктируется ток, который, протекая через обмотку катушки самоудержания, индуктирует ток самоудержания. Однако нейтральный якорь основной магнитной системы удерживается только при перемене полярности в первичной цепи, а при размыкании и замыкании первичной цепи без перемены полярности удержания якоря не пропс ходит. Объясняется это тем, что при размыкании и замыкании первичной цепи без перемены полярности индуктируемый ток во вторичной цепи проходит через нулевую точку и удерживающая электромагнитная система перемагничивается. В момент прохождения магнитного потока через нулевую точку якорь его отпадает. При смене полярности в первичной цепи во вторичной цепи также индуктируется ток на время одного положительного направления, и в момент прохождения магнитного потока в основной магнитной системе через нулевую точку нейтральный якорь реле удерживается в притянутом положении якорем самоудерживающей системы.
Электрические характеристики реле при относительной влажности окружающего воздуха до 90% и температуре +20°С должны соответствовать данным:
Сопротивление основной первичной обмотки,
Ом 250±10%
Сопротивление основной вторичной обмотки, Ом 0,43±5%Сопротивление самоудерживающей обмотки, Ом 0,6±5%Напряжение отпускания нейтрального якоря прилюбом положении поляризованного якоря, неменее, В 1,8
Напряжение полного притяжения нейтрального якоря при любом положении поляризованного якоря, не более, В 8,5
Напряжение переброса поляризованного якоря, В 3,5—5,0
Напряжение самоудержания нейтрального якоря
при перемене полярности, В 8,5
Напряжение перегрузки при испытании, В 32,0
Замедление якоря на отпускание при напряжении
12 В, не менее, с 0,2
При проверке самоудержания нейтрального якоря при перемене полярности допускается отход нейтрального якоря от полюсных наконечников без размыкания замыкающих контактов.
Постоянные магниты применяются с магнитным потоком 6*10-5—8*10-5 Вб (6000—8000 Мкс). Постоянные магниты намагничиваются и подбираются таким образом, чтобы магнитные потоки, измеренные в разомкнутой магнитной цепи, были равны между собой. Разность магнитных потоков допускается не более 5*10-6 Вб (500 Мкс), причем магнит с большим магнитным потоком устанавливают ближе к цоколю реле.
После 100 000 гарантийных срабатываний реле все электрические характеристики не должны выходить за пределы первоначальных норм.
Измерение электрических характеристик производится на постоянном токе приборами класса точности не ниже 1,0. Временные характеристики реле проверяют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения не более ±10%.
Сопротивление обмоток постоянному току измеряют любым методом с погрешностью не более ±1%. Магнитный поток постоянного магнита измеряют флюксметром в разомкнутой цепи.
Электрическая прочность и сопротивление изоляции реле СКШ1-250 такие же, как у реле типа КПП.
Обмоточные данные катушек реле при температуре +20°С должны соответствовать данным, указанным в табл. 152.
Таблица 152
Обмоточные данные реле
Наименование обмотки Сопротивление одной катушки, Ом Диаметр провода маркиПЭЛ,мм Число витков Соединение катушек Сопротивление обмоток реле, Ом
Первичная 125±10% 0,35 4500 Последовательное 250±10%
Вторичная 0,86±5% 0,86 326 Параллельное 0,43±5%
Самоудерживающая 0,6±5% 0,86 380 — 0,6±5%
Выводы основных катушек реле и самоудерживающей обмотки выполняются гибким проводом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм2.
Механические характеристики реле:
Физический зазор между полюсами и поляризованным якорем после покрытия их защитным слоем, не менее, мм 0,15
Физический зазор между полюсом и нейтральным якорем после покрытия их защитным слоем, не менее, мм 0,35
Физический зазор между сердечником и якорем самоудерживающей системы, мм: при притянутом нейтральном якоре, не более 0,2
при притянутом якоре самоудерживающей системы, не менее 0,05
Зазор между нейтральным якорем в его отпавшем
положении и упорным винтом, мм 0,4—1,0
Люфт в осях якорей, мм:
перпендикулярно оси цапф 0,05—0,1
вдоль оси 0,25—0,5
Расстояние от неподвижных контактов до подвижных при крайних положениях якорей, не менее, мм 1,3
Контактное нажатие не менее, Н (гс):
на каждый угольный контакт 0,3 (30)
на каждый серебряный контакт 0,2 (20)
Неодновременность замыкания или размыкания
контактов, не более, мм 0,4
Скольжение контактов, не менее, мм 0,25
Контактное нажатие штепсельных пружин реле
на ножи розетки, не менее, Н (гс) 1 (100)
После 100 000 гарантийных срабатываний реле все механические характеристики реле не должны выходить за пределы первоначальных значений.
Зазоры измеряют с помощью индикатора, щупов и шаблонов класса 2. Физические зазоры поляризованного якоря измеряют у концов якоря.
Контактные нажатия измеряют с помощью граммометра с точностью ±0,01 Н (±1 гс).
Контактная система реле СКИП-250 — 4 фт, 2 нп, то есть четыре переключающих контакта нейтральной части (4 фт) и два переключающих контакта поляризованной части (2 нп). Схема расположения контактов с монтажной стороны показана на рис. 176.
Контакты реле должны обеспечивать не менее 100 000 включений и выключений электрических цепей переменного тока ЗА, 12 В при безындукционной нагрузке. Переходное сопротивление контактов должно соответствовать следующим значениям:
— для переключающих контактов поляризованной части и замыкающих контактов нейтральной части (серебро — уголь), измеренное без контактов розетки, — не более 0,25 Ом, с контактами розетки — не более 0,28 Ом;
— для размыкающих контактов нейтральной части (серебро — серебро) — не более 0,03 Ом без контактов розетки и не более 0,06 Ом — с контактами розетки.
После 100 000 гарантийных срабатываний реле переходное сопротивление контактов не должно выходить за пределы первоначальных значений.
Переходное сопротивление контактов измеряют методом вольтметра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В постоянного тока при крайних положениях якорей приборами класса точности не ниже 2,5.
За переходное сопротивление контактов принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключением реле после каждого отсчета.
Испытание контактов на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин током чередующейся полярности.
Замкнутые контакты реле должны выдерживать при испытании, не деформируясь, непрерывную нагрузку 3 А. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева измеряют термопарой.
Условия эксплуатации реле СКШ1-250 такие же, как и для реле КШ1.
Габаритные размеры реле без розетки 230x82x203 мм; масса реле без розетки 4,9 кг.
9. Реле комбинированные самоудерживающие пусковые штепсельные типа СКПШ
Назначение. Реле типа СКПШ 1 А-100 (черт. 2190.00.00А) и СКПШ5-320 (черт. 24146.00.00) предназначены для управления стрелочными электроприводами с электродвигателями на напряжение 30 В постоянного тока; реле типа СКПШ4-160 (черт. 24061.00.00) используется для управления стрелочными электроприводами с электродвигателями на напряжение 100 и 160 В постоянного тока. Реле могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.
Некоторые конструктивные особенности. Основными деталями реле СКПШ 1 А-100 являются: сердечник, катушки, полюсные наконечники, кронштейн, основание, поляризованный якорь; якорь, сердечник электромагнита самоудержания, магнит для дугогашения.
постоянный магнит; нейтральный якорь, ручка, кожух. Реле типа СКПШ являются медленнодействующими.
Комбинированное пусковое реле с самоудерживающимся нейтральным якорем типа СКПШ 1 А-100 по конструкции аналогично реле СКШ1-250, но имеет несколько измененную (усиленную) контактную систему, так как используется как пусковое в двухпроводной схеме управления стрелочным приводом.
Электромагнитная система реле СКПШ 1А-100 представляет собой комбинированное реле КШ1 с той лишь разницей, что Г-образные постоянные магниты имеют более удлиненную форму.
Магнитная система арматуры самоудержания в принципе аналогична магнитной системе реле СКШ1 и отличается от нее несколько увеличенным ходом якоря и некоторыми изменениями по размерам. Кроме того, электромагнит удержания, расположенный на двух контактных колодочках, помещен под нейтральным якорем основной магнитной системы.
Удержание нейтрального якоря реле основной магнитной системы может происходить по двум магнитным цепям: от вспомогательной обмотки при перемене полярности в основной обмотке и от токовой обмотки при прохождении через нее рабочего тока электродвигателя стрелочного привода. В обоих случаях при обрыве удерживающей цепи реле должно отпускать нейтральный якорь с замедлением не менее 0,15 с. Это время обеспечивает замыкание пусковой стрелочной цепи на время перелета контакта автопереключателя при переводе спаренной стрелки.
Принципиальное отличие реле типа СКПШ 1А от других реле комбинированного типа заключается в том, что напряжение протяжения нейтрального якоря должно быть меньше напряжения переброса поляризованного якоря. Следовательно, порядок работы несколько другой, чем у реле типа КШ1, то есть сначала срабатывает нейтральный якорь, а затем поляризованный. Это требование обусловлено работой двухпроводной схемы управления стрелочным приводом.
Основная магнитная система реле СКПШ 1 А-100 имеет две катушки с последовательно соединенными обмотками общим сопротивлением 100 Ом. Параллельно основной обмотке включен двухполупериодный выпрямитель типа 15ВМ4А или 15ГМ4А, чтобы при перемене полярности в основной обмотке через обмотку электромагнитной системы удержания проходил ток одного направления.
Катушка реле удержания имеет три обмотки: короткозамкнутую (вместо медной гильзы), вспомогательную, выводы которой присоединены к выпрямителю, и токовую. Последняя включается в цепь электродвигателя стрелочного привода. Схема соединения обмоток реле типа СКПШ1А-100 показана на рис. 177.
Взамен реле типа СКПШЗ-375/375 с 1963 г. выпускается реле < КПШ4-160, отличающееся от первого тем, что порядок срабатывания якорей (вначале нейтрального, а затем поляризованного) достигается схемным путем, то есть в цепь обмотки поляризованного якоря включается вспомогательный контакт ВК, который устанавливается на месте снятого нейтрального якоря основной магнитной системы. Для осуществления схемной зависимости срабатывания вначале нейтрального якоря, а затем поляризованного внутри реле установлены и подключены к схеме два диода типа Д7Г. Схема соединения обмоток реле типа СКПШ4-160 показана на рис. 178.
Механизм самоудерживающего комбинированного пускового реле СКПШ5-320 имеет электромагнитную и контактную системы. Электромагнитная система реле состоит из двух частей —комбинированной и удерживающей. Комбинированная электромагнитная система аналогична реле КШ и отличается тем, что нейтральный якорь имеет шарнирную связь с якорем удерживающей системы. Удерживающая электромагнитная система состоит из сердечника, якоря и катушки, имеющей вспомогательную и токовую (удерживающую) обмотки. В реле СКПШ5-320 ранее устанавливались выпрямители типа АВС-15-312 или АВС-15-12; в настоящее время уста- навливаются типа 15ГМ4А, 15ВМ4А или КЦ402И. Схема соединения обмоток реле типа СКПШ5-320 показана на рис. 179.
Электрические и временные характеристики реле при относительной влажности окружающего воздуха до 90% и температуре +20°С должны соответствовать данным, указанным в табл. 153.
Постоянные магниты должны быть применены для реле СКПШ1А-100 с магнитным потоком 9*10-5 – 10*10-5 Вб (9000—10 000 Мкс). Магнитные потоки обоих магнитов должны быть равны. Допустимая разность магнитных потоков не более 4-10-6 Вб (400 Мкс). Магнит с большим магнитным потоком устанавливается ближе к штепсельной розетке.
Постоянный магнит для реле СКПШ4-160 должен быть применен с магнитным потоком не менее 13*105 Вб (13 000 Мкс) а для реле СКПШ5-320 - не менее 10*10-5 Вб (10 000 Мкс).
Магнитный поток постоянных магнитов дугогашения для всех П1ПОВ реле должен быть не менее 8*10-6 Вб (800 Мкс).
После гарантийного количества срабатываний реле (см с. 462) электрические характеристики реле СКПШ1А-100 не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытания. Электрические характеристики реле СКПШ4-160 и СКПШ5-320 не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытания, более чем на 15%.
Измерение электрических характеристик производится на постоянном токе приборами класса точности не ниже 1,0 отдельно для нейтрального и поляризованного якорей. Временные характеристики реле проверяют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения не более ±10%. Магнитный поток измеряют флюксметром в разомкнутой магнитной цепи.
Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция выпрямителя и связанных с ним электрических цепей (клеммы 1, 2, 3 и 4) реле СКПШ1А-100 и СКПШ5-320 должна выдерживать без пробоя в течение 1 мин испытательное напряжение 1000 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между этими цепями и магнитопроводом реле. Изоляция всех остальных токоведущих частей реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320, а также реле СКПШ4-160 в целом должна выдерживать без пробоя в течение 1 мин испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между ними и магнитопроводом.
Испытание электрической прочности изоляции производится при помощи испытательной установки мощностью не менее 0,5 кВА. Испытательное напряжение повышается постепенно. Погрешность измерения испытательного напряжения не должна превышать ±5%.
Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями всех типов реле, а также между ни ми и магнитопроводом реле при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре +40°С и относительной влажности 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм. Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения не более 20% при напряжении постоянного тока 500 В.
Таблица 153
Электрические и временные характеристики реле
Характеристика СКПШ1А-100 СКПШ4-160 СКПШ5-320
Напряжение отпускания нейтрального якоря, не менее, В 1,0 1,4 1,0
Напряжение полного притяжения нейтрального якоря, не более, В 4,7 15,0 7,5
Напряжение перебрасывания поляризованного якоря, В 5,2—6,5 8,0-15,0 3,5-7,5
Ток отпускания нейтрального якоря после перегрузки токовой обмотки током 14 А у реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320 и током 5 Ау реле СКПШ4-160, не менее, А 0,5 0,2 0,5
Напряжение перегрузки управляющей обмотки, В 15,0 30,0 15,0
Время с момента возбуждения реле до момента замыкания фронтовых контактовнейтральной части при напряжении 12 В уреле СКПШ1А-100, СКПШ5-320 и принапряжении 24 В у реле СКПШ4-160, неболее, с 0,2 0,2 0,2
Время с момента выключения тока силой 6А у реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320 и силой1,5 А у реле СКПШ4-160 в обмотке тока(при выключенной обмотке возбуждения) доразмыкания фронтовых контактовнейтральной части, не менее, с 0,15 0,15 0,15
Время с момента выключения обмотки возбуждения при напряжении 12 В у репеСКПШ1А-100, СКПШ5-320 и при напряжении 24 В у реле СКПШ4-160 (при выключенной обмотке тока) до размыканияфронтовых контактов нейтральной части,не менее, с 0,2 0,2 0,3
Обмоточные данные катушек реле при температуре +20°С должны соответствовать данным, указанным в табл. 154
Таблица 154
Обмоточные данные катушек реле
Тип реле Наименованиеякоря электромагнита Наименование обмотки Провод Число
витков
одной
катушки Сопротивление однойкатушки, Ом
марка диаметр,мм СКПШ1А-100 Поляризованный Нейтральный Основная
Короткозамкнутая
Вспомогательная
Токовая ПЭЛ
ММ ПЭЛПЭЛ 0,41
0,5 0,15 1,35 3400
1100
4200
35 50±10%
300±10% 0,04+10%
СКПШ4-160 Поляризованный Нейтральный Основная
Короткозамкнутая
Возбуждения
Токовая ПЭЛ
ММ ПЭЛПЭЛ 0,33
0,5 0,19 0,8 6200
1450 3600 120 160±10%
160±10% 0,35±5%
СКПШ5-320 Поляризованный Нейтральный Основная
Короткозамкнутая
Вспомогательная
Токовая ПЭЛ
ММ ПЭЛПЭЛ 0,33
0,5 0,23 1,35 6200
300
7200
35 160±10%
180±10% 0,04+15%
Выводы катушек и монтаж внутри реле выполняются гибким проводом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм2 (для токовой обмотки не менее 0,75 мм2).
Физический зазор между притянутым поляризованным якорем и передним полюсом после покрытия их защитным слоем не менее: СКПШ1А-100 и СКПШ4-160 - 0,15 мм; СКПШ5-320 - 0,3 мм.
Физический зазор между притянутым поляризованным якорем и задним полюсом после покрытия их защитным слоем у СКПШ5-320 не менее 0,5 мм.
Физический зазор между якорем самоудерживающей системы и сердечником не менее: СКПШ1А-100 и СКПШ5-320 - 0,03 мм; СКПШ4-160 - 0,05 мм.
Физический зазор между нейтральным якорем в его отпавшем положении и упорным винтом: СКПШ1А-100 — 0,4—1,5 мм; СКПШ5-320 - 0,4-1,0 мм.
Физический зазор между нейтральным якорем и передним полюсом после покрытия их защитным слоем не менее: СКПШ1А-100 -0,7 мм; СКПШ5-320 - 0,5 мм.
Физический зазор между нейтральным якорем и задним полюсом после покрытия их защитным слоем у реле СКПШ5-320 не менее 0,05 мм.
0,05-0,1 0,25-0,5 0,25-0,5
1,4
1,2
6,0
1,2
0,5 (50) 0,3 (30) 0,2 (20)
0,4
0,25
Механические характеристики реле СКПШ
Люфт якорей в осях, мм:
нейтрального и поляризованного перпендикулярно
оси цапф
нейтрального вдоль оси*
поляризованного вдоль оси
Расстояние между контактами, не менее, мм:
фронтовыми и подвижными
тыловыми и подвижными
неподвижными и подвижными поляризованного
якоря
вспомогательными
Контактное нажатие, не менее, Н (гс):
на фронтовых, нормальных и переведенных
на тыловых
на вспомогательных
Неодновременность замыкания или размыкания контактов, не более, мм
Скольжение контактов, мм
Контактное нажатие штепсельных пружин
на ножи розетки, не менее, Н (гс) 1 (100)
* У реле СКПШ5-320 - 0,25-0,8.
После гарантийного количества срабатываний реле механические характеристики всех реле СКПШ не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытаний, более чем на 20%.
Измерение зазоров производится с помощью индикатора, щупов и шаблонов класса 2. Физические зазоры поляризованного якоря измеряют у концов якоря. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1гс).
Контактная система каждого из указанных типов реле — 2 фут, 2 пупу, 1 п, 1 н, то есть два переключающих контакта с усиленными фронтовыми контактами нейтрального якоря, два переключающих усиленных контакта поляризованного якоря, один замыкающий и < >дин размыкающий вспомогательный контакт поляризованного якоря. Усиленные контакты имеют постоянные магниты для гашения электрической дуги, возникающей при работе реле.
Схемы расположения контактов реле показаны на рис. 177—179.
При подключении питания к выводам 1—4 реле (минус к выводу /, плюс к выводу 4) должны быть замкнуты контакты 121—122, 141— 142, 131—133. Это положение поляризованного якоря называется нормальным.
При изменении направления тока в катушках (минус к выводу 4, плюс к выводу 1) должны быть замкнуты контакты 121—123, 141— 143, 111—113. Это положение якоря называется переведенным.
Контакты реле СКПШ всех типов должны обеспечивать не менее 100 000 включений и 1000 выключений для усиленных контактов и 100 000 включений и выключений для всех остальных контактов следующих электрических цепей:
— каждый усиленный контакт — 5А, 220 В постоянного тока;
— каждый размыкающий контакт нейтрального якоря — 3 А, 12 В переменного тока частотой 50 Гц;
— каждый вспомогательный контакт — 0,5 А, 12 В переменного тока частотой 50 Гц.
Переходное сопротивление контактов реле СКПШ всех типов должно соответствовать следующим значениям:
— для всех металлокерамических контактов, измеренное без контактов штепсельной розетки, — не более 0,15 Ом, с контактами розетки — не более 0,18 Ом;
— для вспомогательных серебряных контактов без контактов розетки — не более 0,03 Ом, с контактами розетки — не более 0,06 Ом.
После гарантийного количества срабатываний реле переходное сопротивление усиленных контактов не должно превышать 0,4 Ом.
Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольтметра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В постоянного тока при крайних положениях якорей приборами класса точности не ниже 2,5.
За переходное сопротивление принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключением реле после каждого отсчета.
Замкнутые контакты реле СКПШ должны выдерживать при испытании, не деформируясь, непрерывную нагрузку 5 А. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева измеряют термопарой.
Испытание контактов на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин током чередующейся полярности.
Условия эксплуатации. Реле типов СКПШ изготовляют для следующих условий эксплуатации:
— температура окружающего воздуха от —50 до +60°С;
— относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;
— рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.
Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону.
Реле должны храниться в закрытом вентилируемом помещении на картонных коробках при температуре от 5 до +35°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей среде
кислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспортной упаковке допускается не более трех месяцев.
Габаритные размеры каждого реле типа СКПШ без розетки 230x82x203 мм; масса реле без розетки, кг: СКПШ1А-100 — 3,62; СКПШ4-160 - 4,8; СКПШ5-320 - 4,84.
10. Реле двухэлементные секторные штепсельные переменного тока типа ДСШ-2, ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А
Назначение. Реле типа ДСШ-2 (черт. 13727.00.00Б) применяются в устройствах автоматики и телемеханики метрополитенов, реле тина ДСШ-12 (черт. 13861.00.00Б), ДСШ-13 (черт. 13861.00.00Б) и ДСШ-13А (черт. 13861.00.00Б) — в устройствах автоматики и телемеханики магистрального железнодорожного транспорта.
Реле ДСШ- 13А выпускается вместо снятого с производства ДСШ-13.
Некоторые конструктивные особенности. Основными деталями репе типа ДСШ-2 (рис. 180) являются: / — ручка, 2 — колпак, 3 — сектор, 4— станина, 5 — основание, 6— путевой элемент, 7— местный элемент, 8 — фронтовой контакт, 9 — тыловой контакт, 10 — перекидной контакт. Устройство остальных реле ДСШ аналогично. Реле типа ДСШ являются индукционными реле переменного тока I класса надежности, могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.
Принцип действия реле основан на взаимодействии магнитных потоков, сдвинутых по фазе, образованных при прохождении тока но катушкам местного и путевого элементов, и токов, индуктируемых в подвижном алюминиевом секторе.
Электромагнитная система реле ДСШ состоит из двух электромагнитных элементов: местного и путевого (линейного) и подвижного алюминиевого сектора, расположенного в зазоре между двумя элементами и связанного с контактной системой.
Сердечники местного и путевого элементов расположены симметрично относительно друг друга. Местный и путевой элементы представляют собой фасонные сердечники, собранные из трансформаторной стали, на которые насажены катушки. Оба элемента закреплены на металлической станине таким образом, что между их полюсами образуется воздушный зазор, в котором перемещается в вертикальной плоскости легкий алюминиевый сектор. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягчения ударов могут перемещаться в направляющих их держателях. Ось сектора кривошипами связана с контактными тягами, которые в свою очередь шарнирно связаны с подвижными контактами.
Если при включении реле сектор стремится опуститься вниз, то в этом случае необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.
Реле типа ДСШ-2 может быть использовано как в качестве путевого, так и в качестве линейного. При использовании реле ДСШ-2 в качестве линейного применяют другую штепсельную розетку, на которой с монтажной стороны в цепь линейного элемента включены последовательно резистор и конденсатор. Это сделано для создания сдвига фаз между местным и линейным элементами.
В качестве путевого реле ДСШ-2 применяется со штепсельной розеткой по черт. 13704.00.00Б, а линейного — с розеткой по черт. I4073.00.00A.
Электрические характеристики реле, измеренные на переменном токе частотой 50 Гц при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С, должны соответствовать данным, указанным втабл. 155.
Таблица 155
Электрические характеристики реле
Тип реле Местный элемент Путевой элемент Номинальныйугол сдвига фаз
на-пря-же-
ние, В ток, не более,А мощность,Вт прямой
подъем,не
более полный
подъем,не
более отпускание, неменее В А В А В А ДСШ-2 110 0,145 5 28 0,047 45 0,075 20 0,033 Ток путевого элемента опережает напряжение местного элемента на 20+5'
ДСШ-12 220 0,072 5 10 0,0165 14 0,023 6,3 0,0105 Ток путевого элемента отстаетот напряженияместного элемента на162±5'
ДСШ-13 220 0,072 5 11 0,0155 15,5 0,022 7 0,009 То же
ДСШ-13А 183 0,075 5 11 0,0155 15,5 0,022 7 0,009 То же
Примечания. 1. Величина отпускания сектора должна быть не менее 50% фактически измеренных величин полного подъема как по току, так и по направлению,
2. Прямой подъем соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов.
3. Полный подъем соответствует моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика.
4. Отпускание соответствует моменту размыкания всех фронтовых контактов.
5. Электрические характеристики измеряются при номинальном угле сдвига фаз.
6. Реле должно быть проверено на надежность его работы в резонансной рельсовой цепи.
100 000 гарантийных срабатываний реле допускается изменение электрических характеристик не более чем на 15% соответствующих значений, измеренных до испытаний.
Проверка электрических характеристик производится приборами класса точности не ниже 1,0 следующим образом:
—на местный элемент подается номинальное напряжение;
—на путевой элемент напряжение подается от фазорегулятора, которым создается угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента; угол сдвига фаз устанавливается по фазометру;
—измеряется ток местного элемента и мощность, потребляемая местной обмоткой реле;
—прямой подъем определяется по замыканию замыкающих контактов по световому экрану или сигнальным лампам включенным на контакты реле; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
—полный подъем определяется по касанию верхней обжимкой сектора упорного ролика; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
—отпускание определяется с помощью светового экрана или сигнальных ламп по моменту размыкания замыкающих контактов; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
—измерение электрических характеристик производится путем плавного повышения напряжения на путевой обмотке до напряжения прямого, а затем полного подъема, после чего напряжение понижается до напряжения отпускания. При этих измерениях на местном элементе поддерживается номинальное напряжение и фазорегулятором создается и поддерживается номинальный угол сдвига фазмежду током путевого элемента и напряжением местного элемента.
Реле ДСШ на надежность работы в резонансной рельсовой цепи проверяют по схеме, изображенной на рис. 181. В схеме использованы вольтметры переменного тока; VI — класса точности не ниже 1,5;V2— класса точности не ниже 4. Проверку осуществляют таким образом:
— реле ставят на цоколь в штепсельную розетку, включенную поуказанной схеме и расположенную горизонтально, включают тумб пер К1 и устанавливают по вольтметру VI на обмотке местного элемента номинальное напряжение;
—тумблером К2 к обмотке путевого элемента подключают конденсатор емкостью 5 мкФ. В момент подключения конденсатора сектор реле должен быть неподвижен или перемещаться в направлении размыкающих контактов;
—измеряют напряжение вольтметром V2 на путевом элементе, которое должно быть не более 5 В.
Реле, у которых сектор неподвижен при подключении к путевому элементу конденсатора емкостью 5 мкФ или передвигается в направлении размыкающих контактов, но напряжение на путевом элементе не превышает 5 В, считается годным для работы в резонансной рельсовой цепи.
Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция реле должна в течение 1 мин±5 с выдерживать без пробоя испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц при мощности испытательной установки не менее 0,5 кВА, приложенное между всеми токоведущими частями реле и магнитопроводом. Погрешность измерения испытательного напряжения не должна превышать ±5%.
Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями реле, а также между ними и магнитопроводом реле при относительной влажности воздуха до 80% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре ь40°С и относительной влажности до 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм.
Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения ±20% при напряжении постоянного тока 500 В.
Обмоточные данные реле ДСШ при температуре +20°С должны соответствовать
указанным в табл. 156.
Таблица 156
Обмоточные данные реле
Тип реле Местный элемент Путевой элемент
диаметр
провода
марки
ПЭВ1, мм количествовитков активное сопротивление, Ом±10% диаметрпроводаПЭВ1, мм количествовитков активное сопротивление, Ом±10% полное сопротивление, Ом±10%
ДСШ-2 0,25 2700 130 0,315 2150 59 600
ДСШ-12 0,18 5400 510 0,315 2150 59 600
ДСШ-13 0,18 5400 510 0,28 2350 79 720
ДСШ-13А 0,20 4500 330 0,28 2350 79 720
При этом следует иметь в виду, что в качестве обмоточного провода могут применяться провода марки ПЭВ1 или ПЭМ1, ПЭС1, ПЭВТЛ1.
До 1981 г. для обмотки путевого элемента у реле ДСШ-2 и ДСШ-12 применялся провод диаметром 0,33 мм и активное сопротивление катушки было 55 Ом ±10%, у реле ДСШ-13 — диаметром 0,29 мм и активное сопротивление одной катушки было 75 Ом ±10%.
Выводы катушек и монтаж внутри реле выполняют гибким проводом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм2.
Температура нагрева катушек по отношению к окружающей среде при номинальном значении тока не должна превышать +30°С. Превышение температуры нагрева над температурой окружающейсреды определяется по формуле:
где Δt — превышение температуры катушки над температурой окружающей среды;
R, — активное сопротивление нагретой катушки;
R0 — активное сопротивление катушки при температуре окружающей среды.
Сопротивление обмоток постоянному току измеряют любым методом с погрешностью измерения не более ±1%. Полное сопротивление путевого элемента измеряют высокоомным вольтметром и миллиамперметром при секторе, находящемся в положении полного подъема.
Механические характеристики реле:
Физический зазор между полюсами сердечников,
не менее, мм 2
Зазор между поверхностью сектора и полюсамисердечников при любом положении сектора,не менее, мм 0,35
Люфт оси сектора, мм
продольный 0,15—0,25
поперечный 0,02—0,06
Расстояние между любыми частями буферных обжимок сектора и сердечниками магнитной цепи, не менее, мм:
при нахождении сектора в нижнем положении 1,5
при нахождении сектора в верхнем положении и касании обжимки сектора и ролика 3,0
Расстояние от фронтовых и тыловых контактовдо контактов подвижных при крайних положениях сектора (при касании обжимками сектора роликов), не менее, мм 1,5
После 100 000 гарантийных срабатываний реле механические характеристики не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытаний, более чем на ±25%.
Измерение зазоров производится с помощью индикатора щупов и шаблонов класса 2. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1 гс).
Контактная система реле: ДСШ-2 — 4 фт, 2 ф, 2 т; ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А — 2 ф, 2 т. Расположение и нумерация контактов реле ДСШ показаны на рис. 182 и 183.
Каждый замыкающий или размыкающий контакт должен обеспечивать не менее 100 000 включений и выключений электрической цепи переменного тока 1 А при напряжении 110 В частотой 50 Гц и индукционной нагрузке (cos φ = 0,85).
Контактирующие части подвижных пружин выполнены из серебра, замыкающих и размыкающих — из графито-серебряной композиции.
Переходное сопротивление контактов (серебро — уголь), измеренное без контактов розетки – не более 0,5 Ом, то же с контактами розетки — не более 0,55 Ом. После 10 000 гарантийных срабатываний реле переходное сопротивление контактов должно быть не более 1 Ом.
Испытание контактов реле на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин.
Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольтметра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В постоянного тока при положении полного подъема и обесточенном положении приборами класса точности не ниже 2,5.
За переходное сопротивление контактов принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключением реле после каждого отсчета.
Контакты реле при испытании должны выдерживать непрерывную нагрузку 3 А в течение 2 ч. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды болеечем на 100°С. Температуру нагрева контактов измеряют термопарой.
Условия эксплуатации. Реле ДСШ изготовляют для следующих условий эксплуатации:
—температура окружающего воздуха от —50 до +60;
—относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;
—рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.
Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону.
Реле должны храниться в картонных коробках в закрытом вентилируемом помещении при температуре от 1 до +40°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей средекислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспортной упаковке допускается не более трех месяцев.
Габаритные размеры реле 220x134x203 мм; масса реле без розетки 6,1 кг.
11. Реле двухэлементные индукционные фазочувствительные типов ДСШ-15 и ДСШ-16
Назначение. Реле ДСШ-15 (черт. 24692-00-00) и ДСШ-16 (черт. 24699-00-00) предназначены для работы в рельсовых цепях переменного тока частотой 25 Гц и 50 Гц в непрерывном режиме.
Некоторые конструктивные особенности. Принцип действия реле основан на взаимодействии магнитных потоков, сдвинутых по фазе, образованных при прохождении тока по катушкам местного и путевого элементов, и токов, индуктируемых в подвижном алюминиевом секторе, то есть такой же, как и у ранее описанных реле ДСШ-2, ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А. В реле ДСШ-15 и ДСШ-16 при частоте питающего напряжения 50 Гц ток путевого элемента отстает от напряжения местного элемента на угол 162°, а при частоте питающего напряжения 25 Гц ток путевого элемента отстает от напряженияместного элемента на угол 90°. Реле ДСШ-15 имеет один переключающий контакт (1 фт), реле ДСШ-16 имеет два переключающих контакта (2 фт).
Электрические принципиальные схемы и нумерация контактов реле ДСШ-15 и ДСШ-16 приведены на рис. 184.
Электрические характеристики реле ДСШ-15 и ДСШ-16 приведены в табл. 157.
Полное срабатывание реле соответствует моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика.
Отпускание соответствует моменту размыкания замыкающих (ф) контактов.
Электрические характеристики измеряются при номинальном и предельных значениях угла сдвига фаз. Время срабатывания ДСШ-16 на частоте 50 Гц не более 245 мс.