Разработка урока по химии 8 класс — Реакции замещения
Учебный проект
Ф.И.О. – Родионова Дарья Олеговна
Предмет – химия
Класс – 8
Дата – 23.03.2017 г.
Тема урока – Реакции замещения
Базовый учебник – Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2013 г.
Тип урока – урок усвоения новых знаний
Вид урока – урок-лекция с элементами беседы и эксперимента
Цели урока:
а) образовательная - продолжить знакомство с химическими реакциями на примере реакций разложения, продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций, начать формировать у учащихся умение предсказывать продукты реакций замещения;
б) воспитательная – продолжить формировать научное мировоззрение учащихся, воспитывать культуру общения путем работы в парах и группах;
в) развивающая – способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно формулировать несложные проблемы, гипотезы и проводить их опытную проверку, совершенствовать умение работать с лабораторным оборудованием и реактивами, способствовать развитию у учащихся способности к адекватному само- и взаимоконтролю.
10. Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, ИД, плакат «Электрохимический ряд напряжения металлов», лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, цинк в гранулах, железный гвоздь, растворы соляной кислоты и хлорида меди (II).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.
Учащиеся приветствуют учителя. Сообщают информацию об отсутствующих.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование темы урока в личностно-значимое.
Учитель разъясняет учащимся цели урока, значение изучаемой темы, сообщает план урока.
Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока.
3. Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков.
3.1 Фронтальная беседа с учащимися с целью актуализации имеющихся знаний по пройденному материалу: химические реакции и химические уравнения.
3.2 Самостоятельная работа по парам.
Учитель проводит фронтальную беседу с учащимися по следующим вопросам, демонстрируемым с помощью презентации на ИД:
1. Дайте определение понятию химическая реакция.
2. Какие признаки химических реакций вы знаете?
3. Назовите отличие химической реакции от физического явления.
4. Как классифицируются химические реакции по признаку поглощения или выделения тепла?
5. Назовите наиболее часто применяемые в химии единицы измерения.
Учитель демонстрирует с помощью презентации на ИД задание, которое учащиеся выполняют в парах, а затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга:
Необходимо правильно расставить коэффициенты в следующих химических уравнениях:
NO2+H2O+O2=HNO3
P+O2=P2O5
HgO=Hg+O2
Учащиеся принимают участие во фронтальной беседе с учителем и дают предположительные ответы:
1. Химическая реакция – это любое химическое явление. Явление, при котором из одних веществ образуются другие вещества.
2.Признаками химических реакций являются: образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение тепла, появление запаха.
3. В отличие от физических явлений при химических реакциях изменяется состав вещества. В результате физического явления меняется агрегатное состояние, форма или размер тела, а состав остается без изменений.
4. По признаку поглощения или выделения тепла химические реакции классифицируются на экзотермические и эндотермические.
5. Наиболее часто применяемыми в химии единицами измерения являются: г (масса), моль (количество вещества),г/моль (молярная масса), л (объем), л/моль (молярный объем).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, а затем проверяют правильность его выполнения у соседа по парте:
Правильная запись предложенных уравнений:
4NO2+2H2O+O2=4HNO3
4P+5O2=2P2O5
2HgO=2Hg+O2
4. Изучение нового материала.
1.Учитель задает вопросы учащимся, затем выслушивает все мнения и выбирает правильные.
-Какие ассоциации вызывает у вас название «реакции замещения»?
-Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества?
-Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение?
2. Учитель вместе с учащимися разбирает случаи реакций замещения и правила их написания.
Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как этом случае записать схему реакции замещения?
А+ВС=С+АВ
Дадим определение реакции замещения.
Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов сложного вещества.
3.Учитель представляет пример реакции взаимодействия цинка с соляной кислотой.
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
4. Учитель совместно с учащимися проводит лабораторную работу для демонстрации на практике реакций замещения.
Перед тем, как приступить к работе, учитель напоминает учащимся, что работать с растворами кислот нужно осторожно, так как они опасны.
Проводит с учащимися реакцию замещения – «цинк» + «соляная кислота».
Учитель задает вопрос учащимся:
-Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?
5. Учитель формулирует правила взаимодействия кислот с металлами (электрохимический ряд напряжения металлов). Для демонстрации электрохимического ряда напряжений учитель использует соответствующий плакат:
1. «Если металл стоит в электрохимическом ряду напряжений до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет». Гранулы Zn давали реакцию замещения с кислотой, так как цинк находятся в ряду напряжений до Н.
2. Этот ряд имеет и ещё одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:
«Если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли».
6. Учитель знакомит учащихся с правилом вытеснения металлов из солей.
Проводит демонстрационный опыт.
Fe+CuCl2=FeCl2+Cu
Учитель задает вопрос учащимся:
Что вы наблюдали при проведение данного опыта?
Учитель вызывает к доске одного из учащихся для написания проведенной реакции.
7. Учитель объясняет исключения из правил взаимодействия кислот с металлами.
Металлы, расположенные до алюминия в водных растворах кислот и солей взаимодействуют с водой и вытесняют из нее водород.
Учитель демонстрирует с помощью презентации на ИД видео реакции взаимодействия натрия с водой. Предлагает учащимся самостоятельно спрогнозировать продукты данной реакции и записать ее схему.
1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
2. Учащиеся записывают общую схему реакции замещения, а также формулировку определения.
3. Учащиеся записывают уравнение реакции.
4. Учащиеся выполняют лабораторные опыты совместно с учителем.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя:
Можем утверждать, что прошла химическая реакция, так как в процессе взаимодействия веществ выделился газ. Выделение газа – один из признаков химической реакции.
5. Учащиеся записывают в тетрадь правила, озвученные учителем.
6. Учащиеся наблюдают за демонстрационным опытом.
Учащиеся отмечают признаки, которые они наблюдали при осуществлении реакции (гвоздь, опущенный в раствор хлорида меди, покрылся красным налетом выделившейся меди).
Учащийся записывает на доске уравнение проведенной реакции и расставляет коэффициенты.
7. Учащиеся записывают исключения из правил взаимодействия кислот с металлами.
Учащиеся наблюдают демонстрируемый на видео эксперимент.
Записывают схему реакции:
2Na + 2H2O=2NaOH + H2
5. Первичное закрепление знаний. Контроль и самоконтроль.
Учитель делает выводу по проведенному уроку:
Сегодня мы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты реакций замещения можно предсказать, используя электрохимический ряд напряжений металлов.
Далее учитель предлагает учащимся выполнить упражнения для закрепления полученных знаний (вызывает к доске по одному ученику для составления каждого уравнения реакции).
На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих реакций можно осуществить, какие – нет. Расставьте коэффициенты в схемах возможных химических реакций:
1. CuCl2+Al=
2. Mg+HCl=
3. AgNO3+Cu=
4. Al+H2SO4=
5. FeCl2+Cu=
Учащиеся на местах отвечают на вопросы учителя. Выполняют предложенные им задания.
Правильные ответы, которые должны дать учащиеся:
1. 3CuCl2+2Al=2AlCl3+3Cu
2. Mg+2HCl=MgCl2+H2
3. 2AgNO3+Cu=Cu(NO3)2+2Ag
4. 2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2
5. FeCl2+Cu – реакция невозможна
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания.
Задает следующие вопросы:
Какие задачи мы ставили на уроке?
Удалось ли решить поставленные задачи?
Какие в итоге мы получили результаты?
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
7. Организация домашнего задания.
Домашнее задание: §32, упражнения 2, 4 на с. 157.
Учащиеся записывают домашнее задание в тетради.
Список литературы:
1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 398 с.
2. Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А. Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8 класс. – М.: 2014. – 224 с.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс, 2001. – 88 с.
4. Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.
5. Электронное учебное пособие «Химия. Вещества и превращения», ЗАО «Просвещение – Медиа», 2005.