Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по учебнику Л.А. Неменской
ст.Раздорская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Раздорская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ РСОШ_________ Н.А. Сухарева
Приказ от «29» августа 2014г. № 189
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 6 класса
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 6 класс
Количество часов 1 ч. в неделю, всего – 34 ч.
Учитель Акимова Наталья Николаевна
Программа разработана на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2010).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».Учебный план МБОУ РСОШ на 2014-2015 учебный год.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программа общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2012.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 6 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство » для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 6—7 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.
В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Формой проведения занятий по программе является урок.
Урок состоит из:
введения в тему занятия,
восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;
созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;
обобщения и обсуждения итогов урока;
подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
— сотворчество учителя и ученика; диалогичность;
— четкость поставленных задач и вариативность их решения;
— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.
Учащиеся должны знать:
-о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзаж и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной куль туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
— о ритмической организации изображения и богатстве вы разительных возможностей; — о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
— видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета
и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной
и воздушной перспективы;
— видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения ПРИ изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по ИЗО построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1.
4. Содержание тем учебного предмета:
- виды изобразительного искусства и основы образного языка (изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);
- мир наших вещей; натюрморт (реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);
- вглядываясь в человека; портрет (образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века);
- человек и пространство; пейзаж (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности изобразительного искусства; язык и смысл). Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (12 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Знания, умения, навыки
знать:
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;
отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;
уметь:
передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
передавать движение фигуры человека в пространстве;
проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;
выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;
выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
•проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
• использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
4 Раздел
« Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
5. Тематическое планирование:
№
п/п Тема раздела Содержание Количество часов
1 2 3 4
1 Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусство и семь пластических искусств. 1
Рисунок – основа изобразительного творчества. 1
Линия и её выразительные возможности. 1
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 1
Цвет. Основы цветоведения. 1
Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи донских художников. 1
Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Ростова-на-Дону. 1
Основы языка изображения. 1
2 Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве донских художников. 1
Изображение предметного мира – натюрморт. 1
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 1
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. 1
Освещение. Свет и тень. 1
Натюрморт в графике. 1
Цвет в натюрморте. 1
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). 1
3 Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека – главная тема в искусстве. 1
Конструкция головы человека и её пропорции. 1
Изображение головы человека в пространстве. 1
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. 1
Портрет в скульптуре. 1
Сатирические образы человека. 1
Образные возможности освещения в портрете. 1
Портрет в живописи. 1
Роль цвета в портрете. 2
Великие портретисты (обобщение темы). 1
4 Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. 1
Изображение пространства. 1
Правила линейной и воздушной перспективы. 1
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. 1
Пейзаж-настроение. Природа и художник. 1
Городской пейзаж. 1
Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. 1
6. Календарно - тематическое планирование
№ п/п Тема урока Ко-во час Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Учебно-творческое задание Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля Оборудование
ИКТ (информационное обеспечение урока) Дата план факт
Виды изобразительного искусства и основы образного языка ( 9 часов). 1 Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. 1 Знакомство с видами изобразительного искусства.
Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений. Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Знать:
- виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности. Устный опрос. Практическая работа. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Виды изобразительного искусства». 7.09. 14 2 Рисунок – основа изобразительного искусства. 1 Наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов. Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Ростовской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.). Знать:
- виды рисунка;
- графические материалы.
Уметь пользоваться графическими материалами. Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «В. Серов. Графика.».14.09. 14 3 Рисунок – основа языка всех видов изобразительно искусства 1 Задания на разнохарактерность линий, изображение колыхания трав на ветру Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав (произрастающих на территории Ростовской области), которые колышет ветер (линейный ритм). Знать:
- ритм линий;
- роль ритма.
Уметь использовать выразительные средства туши. Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация. Работа на компьютере. 21.09. 14 4 Черное и белое – основа языка графики. 1 Знакомство с произведениями печатной графики, освоения приемов построения композиции в графике. Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). Знать понятия силуэт, тон, ритм.
Уметь: пользоваться графическими материалами;
- видеть и передавать характер освещения. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint. 28.09.14 5 Черное и белое – основа языка скульптуры. 1 Знакомство со способами передачи пространства и эмоциональной выразительности.
Выполнение ступенчатой тональной шкалы. (Изображение природы в разных состояниях.) Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета. Знать основные и составные цвета;
- тёплые и холодные цвета.
Уметь использовать выразительные средства гуаши. Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. - 29.09.14 6 Объем – основа языка скульптуры 1 Знакомство с видами и жанрами скульптуры.
Создать в материале изображение животных (Пластилин, природные материалы, конструирование из бумаги, готовых форм). Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..Знать виды скульптурных изображений и их назначением в жизни людей; - характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях; — осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображен Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет». Учебник, альбом, пластилин
Мультимедийная презентация «Художники-импрессионисты». 6.10. 14 7 Объем – основа языка скульптуры 1 Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Игровые задания: придумать сказочный мир цветной страны – Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город. Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин, солёное тесто (по выбору учащихся). Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь владеть приёмами лепки. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, пластилин, солёное тесто
Мультимедийная презентация «Художники-анималисты». 13.10.14 8 Цвет – основа языка живописи. 1 Знакомство со свойствами цвета.
Составление «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности, тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего букета, предав праздничное и грустное настроение. Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина. Знать виды изобразительного искусства.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках. Учебник, альбом, краски
20.10.14 9 Цвет – основа языка живописи.
Тест за 1 четверть. 1 Обобщение сведения о фактуре в живописи. Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства? Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь понимать особенности творчества великих русских художников. Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками. Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства». 27.10.14 Мир наших вещей. Натюрморт. (7часов)
10 Изображение предметного мира – натюрморт. 1 Знакомство с жанром натюрморта.
Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство). Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация. Знать:
- основные этапы развития натюрморта;
- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.
Уметь составлять композицию натюрморта. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, цветная бумага, клей
Мультимедийная презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт». 10.11.14 11 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 1 Знакомство с способами передачи пропорций изображаемых предметов.
Рисовальная игра «Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел). Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида). Знать:
- понятие формы;
- правила изображения и средства выразительности.
Уметь конструировать из бумаги. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, картон, клей, линейка, карандаш 17.11.14 12 Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. 1 Значение и место натюрморта в искусстве
Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб). Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш). Знать:
- правила объёмного изображения геометрических тел;
- понятие ракурса.
Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, карандаши
Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел». 24.11. 14 13 Освещение. Свет и тень. 1 Формирование навыков работы в графической технике.
Наброски геометрических тел при направленном освещении.
Выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении.
Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши. Знать понятия свет, блик, рефлекс.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, карандаши
1.12. 14 14 Натюрморт в графике. 1 Знакомство с способами передачи пропорций изображаемых предметов.
Выполнение натюрморта (по представлению или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками.Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне. Знать понятие гравюра и её свойства.
Уметь работать графическими материалами. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, картон
Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт.».8.12. 14 15 Цвет в натюрморте. 1 Знакомство с колористическими возможностями изображения пейзажа
Выполнение натюрморта, выражающего настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное). Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д.. Знать имена художников и их произведения.
Уметь передавать цветом в натюрморте настроение. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи». 15.12.14 16 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
Тест «Натюрморт» за 2 четверть. 1 Обобщение знаний и навыков работы над живописным натюрмортом.
Рассказать в натюрморте о своем характер, о своем понимании мира (монотипия или другая техника). Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. Выступления с анализом произведений, выполненных на уроках. Учебник, альбом
Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи». 22.12.14 Вглядывась в человека. Портрет (11 часов).
17 Образ человека – главная тема искусства. 1 Знакомство с видами портрета и историей развития жанра.
Беседа о портрете. Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. Выступления с анализом произведений известных художников. Учебник, альбом
Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства». 29.12.14 18 Конструкция головы человека и её пропорция. 1 Знакомство со средствами композиции для передачи задуманного образа в портрете.
Выполнение портрета в технике аппликации. Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.). Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Творческое обсуждение работ. Учебник, альбом,
карандаши, цветная бумага, клей
Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике». 12.01.15 19 Изображение головы человека в пространстве. 1 Знакомство с понятием «ракурс»
Выполнение набросков и зарисовок головы человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка). Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. Знать закономерности конструкции головы человека.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом,
карандаш, гелевая чёрная ручка
19.01.14 20 Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. 1 Знакомство со средствами композиции для передачи задуманного образа в портрете.
Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета. Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение. Уметь
- передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
- пользоваться графическими материалами. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике». 26.01 .14 21 Портрет в скульптуре. 1 Знакомство с портретом в скульптуре на примере произведений великих мастеров
Создание скульптурного портрета литературного героя. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки. Знать:
- выразительные возможности скульптуры;
- особенности лепки пластическим материалом.
Уметь работать с пластическим материалом (пластилином, глиной, солёным тестом). Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом
Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре». 2.02. 15 22 Сатирические образы человека.
Графический портретный рисунок. 1 Создание дружеского шаржа–портрета одноклассника или литературного персонажа. Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся). Знать
Сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.
Уметь
Подмечать и изображать индивидуальные особенности. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint. 9.02.
15 23 Образные возможности освещения в портрете. 1 Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия.
Выполнение портретов при различном освещении (в технике аппликации, гуашью или в технике монотипии). Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Знать:
- приёмы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете;
- контрастность освещения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, аль
бом, карандаши
Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете». 16.02.15 24 Портрет в живописи. 1 Знакомство с портретом в живописи на примере произведений великих мастеров Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи. Знать:
- типы портретов (парадный, конный и т.д.);
- имена художников и их выдающиеся произведения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом
Мультимедийная презентация «Портрет в живописи». 2.03.15 25-26 Роль цвета в портрете.
Тест «Портрет» за 3 четверть 2 Обобщить понятие «человек в портрете как образ своего времени»
Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека. Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся). Знать определение цвета и тона в живописи.
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура». 16.03.15
30.03.15 27 Великие портретисты. Портрет в изобразительном искусстве ХХ в (обобщение темы).
1 Урок-беседа с использованием учебника или урок-экскурсия по выставке детских работ.
Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.
Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках. Учебник, альбом, краски
Выставка графических и живописных работ учащихся. 6.04.15 Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).
28 Жанры в изобразительном искусстве. 1 Знакомство с творчеством русских художников, передать их отношение к русской природе и Родине. Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина. Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж (исторический, бытовой, батальный и другие).
Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства». 13.04.15 29 Изображение пространства. 1 Знакомство с возможностями передачи пространства в пейзаже.
Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений. Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века». Знать понятия точка зрения и линия горизонта.
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Виды перспективы». 20.04.15 30 Правила линейной и воздушной перспективы. 1 Знакомство с понятиями линейной воздушной перспективы.
Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов. Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы». 27.04.15 31 Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства. 1 Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки». Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись. Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов». 4.05.15 5.03
32 Пейзаж настроения. Природа и художник.
1 Знакомство с различными видами характерами пейзажа.
Создание графического пейзажа на тему: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе», «Весенние воды». Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.
Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения. Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Пейзаж и творчество импрессионистов и русских художников 19 века». 11.05.15 12.03
33 Городской пейзаж. 1 Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне. Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Учебник, альбом, краски
Мультимедийная презентация «Пейзажи 17 – начала 20 века». 1805.15 34 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Итоговый тест. 1 Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник искусства). Экскурсия по выставке работ года. Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. Работы учащихся
КИМ. 25.05.15 7. Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
Перечень учебно-методического обеспечения
(УМК – учебно-методический комплект).
Основная литература.
Класс. Программа. Кол-во часов. Пособия для учащихся. Методические пособия для учителя.
6
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».
М 2010 г.
(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ). 34 «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
- а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
-б) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.
- http://ru.wikipedia.org/wiki- http://www.artsait.ru8. Результаты освоения курса изобразительное искусство и система оценивания.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.
Знания и умения учащихся.
(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
Общие правила построения изображения головы человека.
О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Проверка и оценка знаний и умений:
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока). Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
Тестовая работа по ИЗО в 6 классе за I четверь
Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?
графика
архитектура
дизайн
живопись
скульптура
Запишите последовательность цветов спектра.
Какой цвет не относится к основным цветам?
красный
желтый
зелёный
синий
Какой цвет не относится к составным цветам?
оранжевый
зеленый
фиолетовый
жёлтый
В цветовом круге дополнительные цвета находятся:
строго напротив друг друга
рядом друг с другом
Чтобы получить светлоту нужно добавить:
жёлтый цвет
белый цвет
серый цвет
Колорит это:
световые волны определённой длины
полярное противопоставление
взаимосвязь всех цветовых элементов
К ахроматическим цветам не относится:
чёрный
белый
коричневый
Основа выразительности скульптуры:
объёмные формы
линия
цвет
Основной жанр станковой скульптуры:
анималистический
портретный
бытовой
Тестовая работа по ИЗО в 6 классе за II четверть
Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают неодушевлённые предметы, организованные в группу?
пейзаж;
живопись;
портрет;
натюрморт.
Натюрморт - это вид изобразительного искусства?
да;
нет.
Материалы, используемые в графике
акварель;
пластилин;
карандаш, уголь, фломастеры;
гуашь.
Выразительные средства в живописи
линия, штрих;
объём;
цветовое пятно, мазок, колорит, композиция;
мазок;
Когда и где сформировался натюрморт как самостоятельный жанр?
в Древней Греции;
в конце 16 – начале 17в в Голландии.
Продолжи предложение: « Геометрическое тело ……. ».
плоское;
большое;
объёмное;
круглое.
Как переводится слово КОНСТРУКЦИЯ?
геометрические тела;
взаимное расположение частей предмета, их соотношение;
геометрические фигуры разной величины.
Чему учат правила перспективы?
передавать объём;
отображать на плоскости глубину пространства;
правильно рисовать графическими материалами.
Наиболее светлое пятно на освещённой поверхности предмета:
контраст;
блик;
рельеф.
Светотень - это:
отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
тень, уходящая в глубину;
способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
Тестовая работа по ИЗО в 6 классе за III четверть. 1. Портрет - это: а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности; б) изображение одного человека или группы людей; в) образ определённого реального человека; г) все варианты верны. 2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? ____________, ____________, ____________, ____________, ____________. 3. При создании портрета, главной задачей художника является: а) правдивое изображение модели; б) банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения; в) передача его внутреннего мира, характера. 4. По назначению, на какие группы было принято делить портреты: а) парадный; б) силуэтный; в) камерный; г) праздничный. 5. Парадный портрет имел целью показать: а) индивидуальные особенности (используется поясное, погрудное, оплечное изображение, фигура зачастую даётся на нейтральном фоне); б) общественное положение (как правило, в полный рост, фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне). 6. Разворот головы персонажа в «профиль» - это: а) вид спереди; б) вид сбоку; в) вид пол оборота. 7. Положение персонажа в картине А.А.Дайнеки «Девочка у окна» уч. 6 кл. с.35: а) поясное; б) в полный рост; в) погрудное. 8. Как переводится слово конструкция? а) геометрические тела; б) взаимное расположение частей предмета, их соотношение; в) геометрические фигуры разной величины. 9. Пропорции- это: а) равенство двух отношений; б) несоответствие с чем-либо в количественном отношении; в) соотношение величин частей, составляющих одно целое. 10. Какие основные правила построения портрета вы знаете? а) На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? б) Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно….. в) Разделив нижнюю часть овала пополам – получим…. г) Чему равно расстояние между глазами? д) Что равно расстоянию от одного зрачка до другого? е) Что расположено между линией бровей и линией основания носа? ж) Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? 11. Светотень - это: а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; б) тень, уходящая в глубину; в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 12. Скульптура – это: а) вид изобразительного искусства; б) жанр изобразительного искусства. 13. По назначению, на какие группы принято делить скульптуры: а) монументальные; б) каменные; в) камерные; г) глиняные. 14. Бюст - это скульптурный портрет, у которого: а) одна голова с шеей (герма); б) целая фигура, с головы до ног (статуя); в) голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь. 15. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство: а) меры; б) злорадства; в) правды; г) ненависти. 16. Роль цвета в портрете: а) помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму; б) уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие; в) верны все варианты ответов.
Итоговый тест по ИЗО в 6 класс
1. Рисунок, обычно выполняемый с натуры различными художественным материалами --------------------------------------
2.Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла.
А.панно Б.гобелен В.батик Г.витраж
3.Жанр изобразительного искусства, когда на картине могут быть изображены один или несколько человек.
А.портрет Б.пейзаж В.натюрморт Г.исторический.
4. Изображение природы.
А.портрет Б.пейзаж В.натюрморт Г.исторический.
5. Укажите соответствие картины художника и жанра, в котором она выполнена.
А. А.Венецианов «Жница.» 1.пейзаж.
Б. В.Суриков « Меншиков в Березове.» 2.портрет.
В. К. Юон. « Утро индустриальной Москвы.» 3.натюрморт
Г. И. Машков « Московская снедь. Хлеба.» 4.исторический.
6.Узор, предназначенный для украшения различных предметов.
А.украшение Б.орнамент В.рисунок Г.наклейка.
7.Непрозрачные краски, растворяющиеся водой.
А. акварель. Б.масляная В.гуашь Г.темпера.
8. Временный публичный показ художественных произведений.
А.концерт Б.выставка В.кино Г.театр.
9. Дощечка, на которой живописец смешивает краски. -----------------------------------
10. Поверхность, куда лучи света не попадают, то есть неосвещенная поверхность предмета
А.Рефлекс Б.Блик. В.Тень В.Свет.
11. Правила и закономерности изображения предметов в пространстве.
А.колорит Б.перспектива. В.пропорции предметов. Г.конструкция.
12. Как называют художников, которые пишут море.
А.маринисты. Б.писатели. В.живописцы В.пейзажисты.
13. Объекты действительности (человек, предметы быта, машины, пейзаж, дома и т.д. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.
14. Жанр портрета нельзя встретить.
А.в графике Б.в скульптуре. В. в архитектуре Г. в живописи.
15. Художник рисует сам себя- это называется…
А.интимный портрет Б.парадный портрет В.групповой портрет Г.автопортрет.
16. Натюрморт в переводе с французского означает.
А. мертвая натура Б.увядшие цветы
В. умершие люди В.мертвые души.
17. В каком веке возник жанр натюрморта .А.15 Б.16 В.17 Г.18
18. Укажите соответствие картины художника и жанра, в котором она выполнена
А. К.Брюллов « Последний день Помпеи» 1.натюрморт
Б. А.Пластов «Первый снег» 2. исторический жанр
В. И.Левитан «Золотая осень» 3.бытовой жанр
Г. А.Герасимов «Розы» 4.пейзаж
19. Эрмитаж находится.
А. Москве Б. - С.Петербурге В. Париже Г. Лондоне
20. Сколько медведей изображено на картине И.Шишкина «Утро в сосновом бору.»А. 3 Б.5 В.4 Г.0
21. Русский художник автор живописного полотна « Переход Суворова через Альпы.»А. Шишкин Б.Левитан В.Суриков Г.Айвазовский.
22. К холодным цветам относятся. (укажите ошибку)
А. синий Б. красный. В.голубой В.желтый.
23. Опора архитектурного сооружения в виде женской фигуры, выполняющая функцию колонны ---------------------------
24. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом.
А.панно Б.гобелен В.батик Г.витраж
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания Заместитель директора по УР
методического совета МБОУ РСОШ
от ____________ 2014 года № ___ _____________/Ф.И.О./
________________ /Ф.И.О./ (подпись)
(подпись) «____»_______ 2014 года