Статья Развитие речевой памяти и её влияние на совершенствование речи младших школьников
Развитие речевой памяти и её влияние на совершенствование
речи младшего школьника
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности – одна из важнейших, на мой взгляд, проблем начальной школы. Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.
Трудности детской самостоятельной речи объясняются как раз неразработанностью оперативной речевой памяти. Запоминание есть результат определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием. Запоминается то, что вызывает интерес, обусловлено необходимостью. Влияют на запоминание установка на длительность сохранения запоминаемого, эмоциональное состояние, подготовленность к восприятию; чувство ответственности и многое другое.
Речевое запоминание требует мобилизации всех видов памяти: образной, смысловой, эмоциональной и двигательной, - в соответствии с запоминаемым материалом. Основное условие действенного длительного сохранения в памяти – это осмысление текста, понимание его и усвоение рациональных способов запоминания, как фактов внеязыковой действительности, так и слов, моделей словосочетаний, предложений и т.д.
Словарный запас у детей может успешно обогащаться на основе формирования представлений об окружающей жизни. Но для формирования этих представлений нужен достаточный богатый материал восприятий. Сам характер восприятия учебной деятельности детей с каждым днем совершенствуется. Дети овладевают так называемой «реакцией детального видения», что особенно важно для наблюдения окружающего и восприятия читаемого текста. Чтение, навыки которого постепенно совершенствуются, необычайно обогащает внутренний мир ребенка, его представления.
Представления – это воспроизведенные и переработанные образы тех предметов, которые когда-то в прошлом действовали на наши органы чувств.
В процессе познания действительности представления играют важную роль. Они являются необходимой переходной ступенью от непосредственного конкретного отражения объективного мира (в форме ощущений и восприятий) к опосредствованному, обобщенному познанию – в форме отвлеченного логического мышления. Наличие представлений дает возможность оперировать образами предметов при отсутствии самих предметов.
Яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Пути формирования представлений разнообразны. Это развитие наблюдательности детей («зоркость глаза»), совершенствование речевого слуха («чуткость уха»), расширение круга наблюдений и материала чтения. В этом смысле формирование представлений об окружающем мире является ступенькой, ведущей к обобщенным представлениям, затем к понятиям, к системе понятий – знаниям.
Представления, наглядные образы и схемы у человека складываются постепенно. Они «сам
·и по себе непередаваемы, поэтому их необходимо замещать словами». Основная долговременная память на слова формируется в речедвигательном анализаторе. Здесь сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторах формируется память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах - это пассивный словарь. Пассивный словарь больше, чем активный. Активное применение слов помогает запомнить их, а также расчленить речевой поток на составляющие его элементы.
Необходимо, чтобы родители стали единомышленниками учителя и продолжали дома работу, начатую им в школе. Психологи рекомендуют использовать серию «Игры с ребенком дома» - семейные игры по развитию памяти. Игры, расположены с учетом их сложности, поэтому желательно придерживаться определенной последовательности:
- кто больше запомнит;
- запоминаем, рисуя;
- цвета;
- форма предметов;
- чей предмет.
Игра «Кто больше запомнит»
Взрослый называет любое слово (например, яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое свое. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.
Игра «Запоминаем, рисуя» так же успешно может быть проведена родителями. От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется лишь заранее приготовить список из 20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый будет последовательно называть эти слова ребенку, а тот должен как-либо зарисовать названное слово. Потом взрослый просит ребенка по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.
А вот игра «Цвета» может быть организована дома родителями несколько иначе. За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, желтого, синего, черного, и т.д.)
В заключении необходимо добавить, что процесс обучения ребенка в школе станет более успешным, если у него развиты все виды памяти.
Советы ученикам и их родителям:
1.Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.
2.Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение, при подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.
3.Лень – злейший враг памяти. Постарайся избавиться от лени. Причиной забывчивости часто бывает леность вспоминать забытое.
15