Влияние фонетической ритмики на совершенствование произносительных навыков.
Влияние фонетической ритмики на совершенствование произносительных навыков.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей, так и в развитии у них естественных движений.
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Формирование произносительных навыков на занятиях по фонетической ритмике осуществляется в условиях постоянного использования слуха слабослышащих детей.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза.
Основные задачи фонетической ритмики:
- вызывание звуков;
- достижение автоматизации и дифференциации звуков на материале слогов, слов, фраз;
- работа над ритмико-интонационной стороной речи;
- формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, слоговая и звуковая структура которых еще недоступна детям в полном объеме.
Фонетическую ритмику можно применять в самом начале школьного обучения индивидуально и в группах и включать в любое занятие. Работа над звуками, произнесение которых не вызывает затруднений, может начинаться на групповых занятиях и параллельно вестись на индивидуальных.
Работа со сложными по артикуляции звуками, наоборот, начинается на индивидуальных занятиях, а продолжается на групповых. Продолжительность речевых упражнений регулируется сурдопедагогом, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, и обычно составляет 5-10 минут.
При развитии слогового анализа и синтеза при помощи речевой ритмики необходимо сделать акцент на умение выделять гласный звук в слове, поскольку количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Таким образом дети усваивают основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление, пропуски и перестановку слогов.
Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного диафрагменно-грудного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Все это помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.
Материалом для упражнений служат отдельные звуки, звуковые «цепочки». Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят вместе с учителем, хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными, длительными по времени.
Движения при произнесении речевого материала могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы они передавали, отражали характер того или иного звука, слога. Необходимо следить за точным воспроизведением детьми движений, потому что именно они и "тянут" за собой произнесение речевого материала, а не наоборот. Небрежные, неточные движения не помогают произношению, а наоборот, мешают его формированию.
Речевой материал для занятий речевой ритмикой подбирается на неделю. Он должен включать в себя не менее 5-10 речевых единиц, в том числе слов, словосочетаний, фраз, которые постепенно в течение этого периода времени отрабатываются. Объем и характер речевого материала на неделю и на каждое занятие зависят от уровня речевого развития детей и состояния их произносительных навыков. При необходимости отработка данного речевого материала ведется и на индивидуальных занятиях.
15