Технология опорных сигналов (творческий отчёт)
Костанайская область
Узункольский район
ГУ «Троебратская средняя школа»
Технология опорных сигналов
/творческий отчёт/
Васильева И. Н.
Технология опорных сигналов (зачем нужны опорные схемы?)
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают мне достичь её, так называемые опорные схемы или опорные сигналы.
Опорные схемы или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.
Я долго пыталась уловить этот этап и вот что заметила: серьёзные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения, а это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
На уроках математики для выработки беглого счёта использую сигнальные карточки. Упражнения проводятся до решения примеров письменно или после. Учитель поднимает карточку, дети читают выражения на ней (учатся строить пример), а затем и просто называют ответ: 5 +3; 4 + 2; 3 * 6; 24 : 6 и т.д.
Модель линейки, которая у меня висит, на левой части стены используется очень часто на уроке, как опора не только в обучении решению примеров, она появляется перед глазами детей при объяснении темы «Сантиметр», «Дециметр», «Метр», при решении примеров с переходом через десяток.
В. А. Сухомлинский писал: «Мастерство организации умственного труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребёнок внимательно слушал учителя, запоминал, не замечал на первых порах того, что он напрягает силы, не заставляя себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать». Этому и помогают опоры – схемы.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её), снимает скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышления, осознание причинно - следственных зависимостей и связей. Дети дома у нас не учат правила, формулировки, а глядя на такие опоры – схемы могут смело сделать вывод. Большинство схем – таблиц по математике и русскому языку выполнены на ватманах тушью в цвете.
Размер таблиц, чертежей, наборных полотен, карточек, нужен такой, чтобы дети и с последней парты всё хорошо видели. Ведь это опоры для всех!
Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условиями бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному труду. Опора – это первая движущая сила моей методики.
Хотелось бы маленько остановиться на комментированном управлении- деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем слабые) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведёт за собой остальных.
Комментированное управление, объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников. Вовремя заметить отставание, т.е. успех учения.
Опорные карточки по разным темам программы (математика, русский язык), помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же, на уроке) допущенную, в третьем – провести обобщённое повторение.
Схемы – опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Для закрепления знаний по темам и при повторении – обобщении постоянно использую карточки во фронтальных и индивидуальных заданиях. Например, поднимаю карточку за карточкой – дети называют проверочное слово, или карточки выставлены на доске, орфограммы закрыты бумажками – заслонками. Ученик быстро пишет нужную букву на доске над заслонкой. Заслонка снята – можно проверить ответ. Действенно и оперативно!
Вывод: Комментированное управление, работа по схемам – опорам помогают детям осознать, осмыслить всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.
Сохранение в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредотачивается не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже самых маленьких.