Методическая разработка занятия по теме: «Изготовление новогодних снежинок из бисера и пайеток»
Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №4» г. Курска.
Методическая разработка
занятия по теме:
«Изготовление новогодних снежинок из бисера и пайеток»
Занятие разработала учитель технологии Звягинцева Т.В., руководитель кружка ДО «Бусинка»
г. Курск 2016 г.План-конспект занятия по бисероплетениюТема занятия: Изготовление новогодних снежинок из бисера и пайетокВозраст детей: 11-13лет.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.
Цель занятия: научить изготовлению снежинок способом плетения петельками из бисера и пайеток.
Задачи:
Образовательные: познакомить с новым приемом плетения, с техникой плетения петельками из бисера и пайеток.
Развивающие: развить навыки самостоятельной работы; способствовать развитию художественного вкуса.
Воспитательные: воспитать усердие, аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: презентация, пошаговая схема плетения петельками из бисера и пайеток; технологические карты для плетения снежинок.
Раздаточный материал: технологические карты для плетения снежинок;Материалы и инструменты: бисер, пайетки, проволока, линейка, ножницы, плоскогубцы.
Ожидаемый результат: научить плести снежинки из бисера способом плетения петельками из бисера и пайеток, применять творческий подход к их изготовлению.
Методы обучения: использование технологии личностно-ориентированного подхода; здоровьесберегающих технологий; системно-деятельный подход.
Форма занятия: рассказ, демонстрация иллюстраций, самостоятельная работа под руководством педагога, практическая работа
Форма организации деятельности обуючащихся: групповая.
Продолжительность занятия: 2 по 40 минут
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих, организация внимания.
Рефлексия
Прежде чем начать занятие весёлую разминку :- Здравствуй правая рука.
Здравствуй левая рука.
Головою покрути,
Лень усталость прогони.
2. Основная часть занятия.
2. 1.Теоретическая часть.
Звучит музыка. Загадка.
Что за звездочки резные
На пальто и на руке.
Все сквозные, расписные,
А возьмешь – вода в руке?
Скоро Новый год и мы начинаем готовиться к этому празднику. На доске у нас весит елочка и мы должны ее украсить. Что бы справится с этой работой нам поможет сегодняшнее занятие.
Сегодня мы с вами на занятии:
-узнаем много интересного о снежинках;
-научимся делать небычную снежинку из бисера и пайеток;
-в конце занятия отметим лучшие работы и самый сложный момент их изготовления.
Как вы считаете, что такое снежинка? (дети говорят свои варианты)
Снежинки – это кристаллы замёрзшей воды, имеющие правильные симметричные формы. Первичная форма снежинок в виде шестилучевой звездочки не единственная, снежные кристаллы имеют самую разнообразную форму- тут и шестиугольные пластинки, и шестигранники, и сложные звездочки с тремя или шестью лучами (показ слайдов).
А сейчас я расскажу вам интересные факты, связанные со снежинками:
-снежинка на 95% состоит из воздуха, поэтому она очень медленно падает;
-обычные снежинки имеют около 5 мм в диаметре и весят 0,004 г.. Самая крупная снежинка была засвидетельствована 28 января 1887 года в США, её диаметр был 38 см. Как вы считаете, какая это снежинка? (дети показывают размер, преподаватель демонстрирует на линейке);
-в 1944 году в Москве выпали хлопья снега до 10 см диаметром, они были похожи на небольшие кружащиеся блюдца. В Сибири наблюдались снежные хлопья диаметром 30 см. Они походили на падающие с неба шапки. Но для такого феномена есть необходимое условие – полнейшее безветрие (ветер разрывает большие снежинки на более мелкие);
-известно, что в воздухе снежинки непрерывно изменяются. В холодных зонах кристаллы растут очень быстро и увеличиваются в длину. В теплых зонах «иголки» почти не удлиняются, зато начинают расти вширь. Поэтому в зависимости от погодных условий в разных местах выпадает «свой» снег;
-более половины населения земного шара никогда не видело снега, разве только на фотографиях.
Вы убедились, что в природе нет двух одинаковых снежинок. Посмотрите на картинки. Все разные? А чем они похожи? (шестиугольной формой).
Посмотрите! Вот какие разные снежинки сплетены из бисера (показ слайдов)
Мы с вами уже научились делать простые снежинки из бисера, а сегодня мы усложним нашу работу дела.
2.2 Практическая часть занятия
Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с техниками плетения из бисера и познакомимся с необычным способом плетения петельками из бисера и пайеток.
Способ плетения петельками из бисера и пайеток.
Применяется при изготовлении веточек и объёмных, махровых цветов. Для этого сначала изготавливают необходимое количество петелек на отдельных отрезках проволоки, а затем петельки составляют в композицию (прикручивают к основанию из толстой проволоки).
Применяя этот способ низания, используют пайетки и бисер одного тона. На тонкую проволоку нанизывают попарно пайетку и бисеринку необходимое количество раз (рис. 1)
Складывают проволоку петелькой и скручивают концы проволоки под бисером (рис. 2).
Давайте с вами подробно познакомимся с технологией плетения снежинок. Проговаривается поэтапно технология выполнения снежинки. Приложение 4.
Ещё раз обращается внимание на изготовлении (бусину и пайетку придвигаем вплотную и скручиваем в кольцо).
Мы с вами познакомились со схемой плетения снежинки. Под моим руководством вы выполните один мотив изделия, а затем самостоятельно, пользуясь схемой, продолжите работу.
Техника безопасности:
Напоминаю вам, что прежде чем приступить к работе, каждый из вас должен:
-соблюдать на рабочем столе порядок;
-руку, в которой находится рабочий конец проволоки, не отводить в сторону соседа;
-проволоку не сминать, отрезать при помощи ножниц.
Обращаю ваше внимание на то, что:
-после каждого шага проволочка подтягивается вплотную к предыдущему ряду или элементу;
-если проволока во время работы сломалась или закончилась, то она наращивается (проводится дополнительная проволока через предыдущий сплетенный ряд, выравниваются концы, закрепляется старая проволока и продолжается работа на новой);
-не крутите и не перегибайте проволоку слишком резко, иначе она сломается, выпрямлять скрученную проволоку нужно очень осторожно и аккуратно под руководством учителя.
Самостоятельная работа обучающихся (практическая работа)
Обход рабочих мест с целью проверки и оказания помощи в изготовлении снежинки.
Через 40 минут после начала занятия проводится физкультминутка.
Повторяем за мной движения.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке,
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(потягивают руки в стороны)
Не замёрзнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги
(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Вот лисичка в поле скачет
Словно мягкий рыжий мячик
Ну а мы идем, идем
И приходим к себе в дом!
Ребята садятся на свои рабочие места.
После перемены необходимо напомнить обучающимся о правильной посадке во время работы и порядке на рабочем столе.
Кто не доделал первую снежинку – доделывает. Кто справился с заданием, выбирает вторую снежинку и начинает её изготовление.
3. Заключительная часть занятия.
В конце занятия проводится мини-выставка, отмечаются обучающиеся, справившиеся с заданием быстрей и успевшие помочь своим товарищам, наиболее аккуратные и без ошибок сделанные работы. Разбираются наиболее трудные этапы выполнения работы.
Итак, работа наша закончена, у вас получились очень красивые снежинки – настоящее украшение для новогодней елки! А сейчас, давайте этими снежинками украсим нашу елочку (украшаем). Спасибо вам всем за работу и поблагодарите, друг друга как мы это делаем – аплодисментами!
Рефлексия.
Сейчас я хочу, чтобы вы высказали мнение о прошедшем занятии продолжили:
-сегодня я узнал…,
-было интересно…,
-было трудно…,
-я научился…,
-теперь я могу…,
-мне захотелось…
Я благодарю вас за труд, за прекрасный результат, за то, что вы все старались сделать работу аккуратной и красивой. А дома придумайте и выполните схему орнамента для новой снежинки. Принести на следующее занятие. Убираем рабочие места.До свидания!
Приложение
Приложение 1
Пошаговая инструкция выполнения снежинки из бисера и пайеток
Материал:
- проволока (диаметр 0,3) - длина 1,5 м;
- бисер серебряный или белый;
- пайетки;
- бусины (диаметр 0,5 см) - 10 штук.
Инструкция
1. На проволоку набираем: 2 бисерины, *1 пайетка, 1 бисеринка* - 12раз, 1 пайетка, 2 бисеринки. Располагаем набранные бисеринки в центре проволоки.
2.На оба конца проволоки набираем 4 бисеринки. Концы разъединяем.
3. На один из концов проволоки набираем: 4 бисеринки, *1 пайетка, 1 бисеринка* - 12раз, 1 пайетка, 2 бисеринки. Проволоку проводим через первые две бисерины этого шага. Тоже самое повторяем с другим концом проволоки.
4.На каждый конец проволоки набираем по 11 бисеринок. Концы соединяем и одеваем 1 бисеринку, концы опять разводим в стороны.
5.На один из концов набираем одну бусину.
6.Далее набираем: 9+2 бисеринки, *1 пайетка, 1 бисеринка* - 12раз, 1 пайетка, 2 бисеринки. Проводим проволоку через 9 бисеринок в обратном направлении.
7. Набираем 1 бусину.
8.Набираем : 1+11 бисеринок.
9.Набираем: 2+2 бисеринки, *1 пайетка, 1 бисеринка* - 12раз, 1 пайетка, 2 бисеринки. Проходим проволокой через первые 2 бисеринки в обратном направлении.
10.Набираем: 4+2 бисеринки, *1 пайетка, 1 бисеринка* - 12раз, 1 пайетка, 2 бисеринки.Конц проволоки проводим через первые 4 бисеринки в обратном направлении.
11. Повторяем шаг 9.
12.Набираем 11 бисерин и проводим конец проволоки через самую первую бисеринку этой детали снежинки.
13. Набираем одну бусину и повторяем шаг 6 и далее. Должно получиться 5 маленьких и 5 больших деталек снежинки с основой из 10 бусин. Когда все готово, проводим один из концов проволоки через все бусины, концы проволоки скручиваем и отрезаем, оставив 3-5 мм.
Приложение 2.
Упражнения для глаз, снимающие утомление
Первый комплекс.
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнения 5-6 раз с интервалом 30 секунд.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая голову.
3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.
Второй комплекс.
1. Встаньте прямо, смотрите прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
2. Сядьте. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3-4 раза.
3. Очень полезно несколько секунд посмотреть в даль, окинуть взглядом горизонт 3.
Приложение 3.
Инструкция по технике безопасности при работе с бисером
1. Обучающийся обязан изучать и совершенствовать методы безопасной работы.
2. Выполнять только порученную работу.
3. Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями.
4. При получении травмы на занятии, немедленно обратиться в медпункт и сообщить учителю.
5. Перед началом работы проверить своё рабочее место: убедиться, что оно достаточно освещено и не загромождено.
6. Иглы и булавки следует хранить в коробке.
7. При резании нитей пользоваться ножницами.
8. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
9. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
10. Для работы с проволокой используем круглогубцы, плоскогубцы,
кусачки.
11. Инструменты во время работы лежат с правой стороны.
12. При отрезании проволоки концы придерживать руками.
13. При работе с проволокой не размахивать руками, следить, чтобы ее концы не мешали другим.
14. По окончании работы убрать инструменты и приспособления, убрать свое рабочее место.