Конспект Добру откроются сердца
Классный час в 3 классе
«Добру откроются сердца…»
Подготовила и провела воспитатель начальных классов Волкова М. С.
Киреевской школы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель:
1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;
3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Задачи:
формировать знания о категориях добра и зла;
выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;
содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: презентация , компьютер, спокойная музыка. , песня «Дорогою добра»,цветы . солнышко , клубочек, костюм Феи, заготовки из картона для проекта, ватман, ключики.
Место занятия: игровая комната.
Актуальность занятия: недостаточно сформировано представление о добре и зле, с помощью проблемной ситуации привести детей к понятию «Что такое добро»,какие качества присущи для доброго человека, как проявляются эти качества.
Предшествующая работа:
Чтение художествен .литературы
Разбор ситуаций
Беседа на этические темы
Рассматривание иллюстраций
Заучивание пословиц
Вырезывание деталей для проекта
№
Структурные компоненты этического диалога
Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога.
1.
Орг. момент психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Предлагаю всем встать в круг.
2.
Вывод школьников на проблему
(слайд1)Попробуйте представить цветок хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
3.
Построение логической цепочки
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Спасибо.
Предлагаю выбрать любой цветок и занять свои места за столами с вашим цветом.
Вот мы и разделились на группы.
4.
Обращение к личности ребёнка
Ребята, послушайте такую историю.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, , ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, , доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята , как вы думаете , о чем пойдет речь на нашем занятии?
И в этом вам поможет стихотворение А. Чепурова
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра , она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Итак , вы догадались , о чем пойдет сейчас речь.
(Слайд2) Да, правильно, о доброте. «Добру откроются сердца»
Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце»(слайд3)
Как вы понимаете это выражение?
-- Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?( Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»
Только попробуйте не повторяться.
Спасибо, ребята, за добрые слова.
А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.
Слайд4)
Доброта сердце добросердечный
сосед добрососедство
совесть добросовестный
нрав добронравный
душа добродушный
воля доброволец
порядок добропорядочный
Проверим наши добрые слова (слайд5)
-А какие вы совершали добрые дела?
-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.
(слайд6)+
Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.
Вашему вниманию небольшая сценка:
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
- А до магазина, сынок, до магазина
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
Вопросы:
-Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
-А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
-А как он это сделал?
(Плохо, обидел старушку.)
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
Работа в группах
А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.
Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
4.В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней : « Здравствуйте , Ольга Ивановна!»
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
Упражнение «Клубочек плохих поступков»(
Ребята, но не всегда мы бываем добры.
Попрошу выйти ……..
У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-то совершил. ( При этом опутываю ученика, постепенно) Ребята, как вы думаете , а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка? (Сказать доброе слово)
Дети говорят, я – разрезаю нити.
Физ. минутка
Предлагаю всем встать, и сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам
Появляется Фея Добра
Да, непросто , оказывается , быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, воспитатели, но и старые , добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Слайд 7
- Вспомните , ребята. Какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.
1Этот сказочный герой носил широкополую шляпу.С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.(Папа Карло)
2Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
3Эта девочка использовала последний лепесток , чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветик – семицветик .Катаева)
Молодцы ребята .Хорошо знаете сказки.
Вы хотели бы побыть художниками?. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах , которые передаются из уст в уста.
У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.
Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания. (музыка)
Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.
Добрыми делами славен человек.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Добрые умирают, да дела их живут.
Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.
Вам предлагается набор различных слов.
Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку.
И по одному слову запишите на листочки лежащие у вас на столе .Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый (Выполняют задание.)
- Какие качества вы выбрали?
Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.
-- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?
Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.
Помните: (слайд8)
Добрые слова - корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
5.
Точка наивысшего напряжения как кульминация
Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась?( светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.
- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?
- В сердце
(слайд9)
6.
Резюме диалога
Звучит песня «Дорогою добра»
- Правильно! Вот мы и пришли к выводу : Добру откроются сердца!
А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому золотой ключик.
Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите ключики вверх, а кому – нет – опустите его вниз.
После проведения классного часа детей подвожу к дальнейшей работе. Учащиеся работают со словарями; подбирают на выставку книги «о добре и зле»; пословицы и поговорки; песни.