Рабочая программа по внеурочной деятельности Экологическая тропа исследований

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Лицей №25 города Димитровграда
Ульяновской области»
от «01» сентября 2015г. № 245
_____________ О.Г. Зотова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ»

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ 2 КЛАССОВ

УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ЯСТРЕБОВОЙ ЛАРИСЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по ВР
МБОУ Лицей № 25
____________ Т.А. Галактионова
«31 » августа 2015г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения «Экологическая тропа исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 классов разработана в соответствии с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Лицей № 25  и на основе авторской программы В.А.Самковой "Моя первая экология " Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана-Граф, 2011. 168 с.

Цель курса – формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи: 1. Развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
2. Формирование представлений о природе как универсальной ценности;
3. Изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
4. Развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
5. Развитие представлений о различных методах познания природы(искусство как метод познания, научные методы);
6. Формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;


Программа рассчитана на 32 часа в год с проведением занятий один раз в неделю.

УМК: В.А.Самкова "Моя первая экология " Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана-Граф, 2011. 168 с.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

Личностные результаты:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в
деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной
в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с
обозначенной ролью.

Планируемые воспитательные результаты курса внеурочной деятельности:

формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Уровни результатов внеурочной деятельности:

1 уровень:
- школьник знает и понимает общественную жизнь,
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень:
- школьник ценит общественную жизнь,
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура);
3 уровень:
- школьник самостоятельно действует в общественной жизни,
- получение опыта самостоятельного социального действия.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс. Экология в красках и формах
Первые шаги по тропинке открытий
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
Наблюдение основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета основного цвета леса, коричневого цвета коры и почвы или голубого цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение
объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование:
полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Геометрия живой природы
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование:
полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Природа и её обитатели
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Лесные ремёсла
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Примерные объекты экскурсий
1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.
2. Памятники садово-паркового искусства.
3. Памятники природы.
4. Мастерские народного промысла, студии художников.
5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике.
6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе.
7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п.
8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п.
9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.
10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.

Содержание курса внеурочной деятельности


Разделы
Кол -во часов

1.
Первые шаги по тропинке открытий
5ч.

2.
Природа в наших ощущениях
9ч.

3.
Геометрия живой природы
7ч.

4.
Природа и её обитатели
7ч.

5.
Лесные ремёсла
5 ч.


Итого
33 ч.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ

занятия
Тема занятия
Кол - во часов
Дата план
Дата
факт
Планируемые результаты
Виды деятельности






Метапредметные
Личностные


Первые шаги по тропинке открытий - 5 ч.


1
Готовимся наблюдать и изучать.

1
14.09. - 2я, 18.09. - 2К,Н

Сохранять учебную задачу, работать по плану, предложенному учителем. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,
справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника:
запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.


2
Какие качества необходимы юному исследователю.
1
21.09. - 2Я, 25.09. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, чувствовать ответственность за выполнение работы.

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Знакомство с четырьмя основными качествами, необходимыми каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.


3
Учимся наблюдать.
1
28.09. - 2Я, 02.10. - 2К,Н

Задавать вопросы, находить нежную информацию.
Планировать маршрут, выбирать оптимальное решение.

воспитание чувства справедливости, ответственности;

Наблюдение основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре
основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?


4
Тренируем наблюдательность

1
05.10. - 2Я, 16.10. - 2К,Н

Задавать вопросы, находить нежную информацию.



развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.


5
Десять заповедей друзей леса.
1
12.10. - 2Я, 23.10. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, выбирать наиболее эффективные способы деятельности.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.


Природа в наших ощущениях - 9 ч.

6
Как мы воспринимаем окружающий мир.
1
19.10. - 2Я, 30.10. - 2К,Н

Выбирать оптимальные варианты решения задач, сотрудничать в парах.
Обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты.

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие один из путей существования в гармонии с окружающим миром.


7
Тренируем органы чувств.
1
26.10. - 2Я, 06.11. - 2К,Н

Проявлять устойчивую учебно-познавательная мотивацию.

воспитание чувства справедливости, ответственности;

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.


8
Какого цвета лес?
1
02.11. - 2Я, 13.11. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, обосновывать свое решение.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета основного цвета леса, коричневого цвета коры и почвы, голубого цвета неба


9
Что такое гармония?
1
09.11. -2Я, 27.11. - 2К,Н

Решать познавательные задачи разными способами, адекватно воспринимать критику ошибок.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.


10
Рисуем впечатления.
1
23.11. - 2Я, 04.12. - 2К,Н

Сопоставлять и обобщать информацию, проявлять познавательную инициативу.

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.


11 - 12
Учимся пользоваться приборами.
2
30.11., 07.12. - 2Я, 11.12., 18.12. - 2К,Н

Сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты.
воспитание чувства справедливости, ответственности;

Использование различных оптических приборов биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов для изучения различных микро-
и макрообъектов.


13
Микроскоп из пластикового стаканчика.
1
14.12. - 2Я,
25.12. - 2К,Н

Использовать универсальные способы вычислений, прогнозирование результатов.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа»
из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.


14
Игра "Давайте познакомимся!"
1
21.12. - 2Я,
15.01. - 2К,Н

Учитывать ошибки, сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» «волшебного
мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого раз-
мера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую»
достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если
возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее
интересным образом.


Геометрия живой природы - 7 ч


15 - 16

Что такое симметрия? Лучевая симметрия.
2
28.12., 11.01. - 2Я,
22.01., 29.01. - 2К,Н

Сохранять учебную задачу, работать по плану, предложенному учителем. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе.
Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья,
цветки, насекомые и др.). Лучевая симметрия в строении растений и органов животных.
Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист три луча, пастушья сумка четыре, яблоня, шиповник пять
и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов



17
Живая спираль.
1
18.01. - 2Я, 05.02. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, чувствовать ответственность за выполнение работы..

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого
козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи,
хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных
органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений
(усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).


18
Такие разные листья.
1
25.01. - 2Я,
12.02. - 2К,Н

Задавать вопросы, находить нежную информацию.
Планировать маршрут, выбирать оптимальное решение.

воспитание чувства справедливости, ответственности;

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы
листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые
и т. д.) и другими объектами окружающего мира.


19 - 20
Различаем деревья по кроне.
О кронах густых и ажурных.
2
01.02, 08.02. - 2Я,
19.02., 04.03. - 2К,Н

Задавать вопросы, находить нежную информацию.



развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).



21
Организм и среда обитания.
1
15.02. - 2Я,
11.03. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, выбирать наиболее эффективные способы деятельности.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа
жизни.


Природа и её обитатели - 7 ч.


22
Учимся планировать наблюдение.
1
22.02. - 2Я,
18.03. - 2К,Н

Сохранять учебную задачу, работать по плану, предложенному учителем. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование
конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.


23
Наблюдаем за животными
1
29.02. - 2Я, 25.03. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, чувствовать ответственность за выполнение работы.
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.


24
Изучаем условия обитания растений.
1
07.03. - 2Я,
01.04. - 2К,Н

Задавать вопросы, находить нежную информацию.
Планировать маршрут, выбирать оптимальное решение.

воспитание чувства справедливости, ответственности;

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).


25
Всё связано со всем.
1
14.03. - 2Я,
08.04. - 2К,Н

Задавать вопросы, находить нежную информацию.



развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов
(сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).


26
Изучаем поведение животных и растений.
1
21.03. - 2Я,
22.04. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, выбирать наиболее эффективные способы деятельности.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также
можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов
и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п


27
"Чья столовая?"
1
28.03. - 2Я,
29.04. - 2К,Н

Выбирать оптимальные варианты решения познавательных задач, сотрудничать в парах.
Обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты.

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.


28
Что и кто влияет на живой организм?
1
04.04. - 2Я,
06.05. - 2К,Н


Использовать изученные свойства арифметических действий. Проявлять устойчивую учебно-познавательная мотивацию.

воспитание чувства справедливости, ответственности;

Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных


Лесные ремёсла - 5 ч.

29
Лес в работе народных умельцев.
1
11.04. , 18.04.- 2Я,
13.05. - 2К,Н

Проявлять познавательную инициативу, обосновывать свое решение.

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де-
реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.


30
Лесные мотивы.
1
25.04.,
02.05. - 2Я,
13.05. - 2К,Н

Решать познавательные задачи разными способами, адекватно воспринимать критику ошибок.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в роспи си павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская
игрушка, сергиевопосадские матрёшки.


31
Животные и растения в народном творчестве.
1
16.05.- 2Я,
20.05. - 2К,Н


Сопоставлять и обобщать информацию, проявлять познавательную инициативу.

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными
и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным
(отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.)


32
Лесная палитра.
1
23.05. - 2Я,
20.-5. - 2К,Н

Сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты.
воспитание чувства справедливости, ответственности;

Растения-красители. Красильная мастерская в работе окрашиваем
ткани. Рисуем природными красками.


33
Лес - кормилец и врачеватель.
1
30.05. - 2Я,
28.05. - 2К,Н

Сотрудничать с товарищами, обсуждать совместное решение, объединять полученные результаты.
воспитание чувства справедливости, ответственности;

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.















УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература (основная и дополнительная)
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2011.
Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа. – 2009. - № 1.
Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе. – 2007. - № 6.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. – Ярославль: Академия развития, 2010.
Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 2009.
Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. – М., 2008.
Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус. - 2008. - № 8.
Квасцова Л.С., Фролова Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе. – 2010. – № 3.
Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. – М.: Просвещение, 2005.
Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа. – 2008. - № 6.
Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа. – 2009. – № 6.
Красная книга Ульяновской области.
Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 2008.
Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа. – 2009. - № 3.
Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа,. – 2005. - № 5.
2. Демонстрационный счётный материал
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант

3. Информационно – компьютерная поддержка:
Медиа-презентации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания
4. Оборудование и приборы:
Оборудования для опытов.
Медиапроектор
Компьютер
Интерактивная доска







15









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 615