рабочая программа по внеурочной деятельности Экологическая тропа


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
« Медвенская средняя общеобразовательная школа »
Ленинского района Тульской области










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« Экологическая тропа »

















Тип программы: образовательно-развивающая
Направление : экологическое, краеведческое
Составитель: Маковская В.В., учитель географии
Срок реализации – 1 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях новой рыночной экономики часто теряют смысл общечеловеческие жизненные ценности, такие как гражданственность, любовь к Родине, родному краю, ощущению себя частью природы. Важнейшей глобальной общечеловечес-кой проблемой современности стала экологическая проблема. Разрушение и загрязнение естественной среды жизни людей, варварское отношение к природным ресурсам страны, вредные для здоровья и жизни людей условия – все это внушает тревогу за судьбу народа. Общество нуждается в преобразованиях, которые могут осуществить люди экологически образованные, со сформированным экологическим мировоззрением и экологической культурой. В связи с этим первостепенной образовательно-воспитательной целью должно быть формирование у каждого человека высокого уровня экологической культуры, что
предусмотрено занятиями объединения дополнительного образования детей "Экологическая тропа". Программа данных занятий ориентирована на активное приобщение учащихся к познанию окружающей среды, формирование экологической воспитанности, включающей экологическое сознание, чувства, экологическую деятельность и поведение.
Цель программы : воспитание у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней, получение навыков общения с природой, умений проводить практические природоохранные мероприятия.
Задачи:
1. Углубление и расширение эколого – краеведческих знаний.
2. Привитие навыков к исследовательской работе.
3. Формирование чувства ответственного отношения к природе родного края, к ее природным ресурсам.
4. Развитие познавательной, творческой активности учащихся.
Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися практических экологических и природоохранных навыков

· выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях

· планирование практических дел по охране природы
- подготовка мини- проекта « Школьная экологическая тропа»

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов

1
Вводное занятие.
3

2
Работа на местности. Составление плана пришкольной территории.
6

3
Практическая работа в аудитории « Описание пришкольной территории»
3

4
Работа на местности. Составление маршрута « Экологическая тропа школы»
6

5
Практическая работа в аудитории « Описание маршрута экологической тропы школы »
3

6
Объект экологической тропы № 1: лиственница. Общая характеристика географического положенияя° объекта, фотоматериалы.
3

7
Объект экологической тропы № 1: лиственница. Описание экологической значимости объекта.
3

8
Объект экологической тропы № 2: березовая аллея. Общая характеристика объекта, историческая справка.
3

9
Объект экологической тропы № 2: березовая аллея. Описание практической значимости объекта.
6

10
Работа на местности. Развешивание кормушек на объекте № 2 ( привлечение учащихся младших классов).
3

11
Практическая работа в аудитории. Изучение видов кормушек и правил подкормки птиц зимой.
3

12
Объект экологической тропы № 3: липа. Общая характеристика объекта, изучение особенностей внешнего строения коры деревьев.
3

13
Объект экологической тропы № 3: липа. Описание лекарственных свойств объекта.
3

14
Объект экологической тропы № 4: рябина. Общая характеристика объекта, статистические данные.
3

15
Объект экологической тропы № 4: рябина. Описание практической значимости объекта.
3

16
Объект экологической тропы № 5: сирень. Общая характеристика объекта, фотоматериалы.
3

17
Объект экологической тропы № 5: сирень. Описание экологической значимости объекта.
3

18
Объект экологической тропы № 6: черемуха. Общая характеристика объекта.
3

19
Объект экологической тропы № 6: черемуха. Описание лекарственных свойств объекта.
3

20
Объект экологической тропы № 7: дуб. Общая характеристика объекта, выявление оптимальных факторов роста и развития растения.
6

21
Объект экологической тропы № 7: дуб. Описание практической значимости объекта.
3

22
Работа на местности. Экологическая оценка антропогенных воздействий на местность: уровень запыленности пришкольной территории .
6

22
Работа на местности. Мониторинг пришкольной территории методом лиханоиндикации.
3

23
Практическая работа в аудитории. Обработка результатов исследований.
3

24
Объект экологической тропы № 8: клумба. Общая характеристика объекта, изучение видового разнообразия растений.
6

25
Работа на местности. Подготовка рубрики « Зеленая аптека» на пришкольной территории.
3

26
Подготовка мини-проекта « Экологическая тропа школы»
9

27
Презентация проекта на итоговой конференции учащихся.
3

28
Резерв
2



Литература

Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: Творческий центр, 2005
Г.А. Комова «Экологические тропы как форма экологического образования», № 4, 2000
Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград
































Заголовок 115