Статья Экологическая тропа метод экологического образования школьников
Экологическая тропа метод экологического образования школьников
Экологические проблемы о которых мы постоянно слышим, стали восприниматься нами как неизбежность, как нечто мало зависящее от нас лично .Главными причинами такой неадекватности являются недостаточная экологическая грамотность населения и отсутствие действенной системы воспитания. Возможность преодоления экологического кризиса в первую очередь связывается с формированием у человека экологического сознания.
Природоохранное просвещение-первый и важнейший ключ к решению проблем окружающей среды
Среди направлений природоохранного просвещения деятельность учащихся на учебных экологических тропах является наиболее эффективной, поскольку при работе на них происходит непринужденное усвоение информации, получаемой в природной обстановке при максимальной наглядности .Дети в таких условиях раскрепощены, подвижны, имеют возможность удовлетворить свою любознательность, прикоснутся руками к природным чудесам и почувствовать себя настоящими натуралистами.
Включая в себя образование и воспитание, природоохранное просвещение признано распространять знания ,навыки и нормы поведения способствующие сохранению природы наряду с решением задач обучения и воспитания, тропы природы способствуют отдыху детей и охране природы.
Создание экологической тропы направлено на выполнение четырех задач: экологическое обучение ,воспитание, сохранение природы ,активный отдых.
Традиционные методы урочной работы направлены в основном на изучение теоретической базы предмета. Учащиеся осваивают теорию ,не видя и не осознавая, как проявляются законы биологии ,экологии в их реальной жизни
Экологическое образование и просвещение обладают возможностями восстановления опыта цельного восприятия и, возможно возрождения экологической культуры, свойственной человеку изначально
Для более эффективного обучения биологии, экологии необходимо проводить занятия не только на уроках, но и в природе- естественной среде обитание живых организмов
Возможным решением этой проблемы может стать учебная экологическая тропа
Экологическая тропа-это маршрут проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую , природоохранную и историческую ценность, на которой идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм экологического мышления и мировоззрения.
Особенности проведения учебных экологических троп является сочетание отдыха и познания во время движения по маршруту тропы, что позволяет методами «скрытого обучения» осваивать как закономерности проявления природных процессов, так и проявления антропогенного фактора и нормы экологически грамотного поведения.
Обязательным условием экологической тропы является эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута. Экологическая тропа предназначена для использования её в учебном процессе , а также во внеурочной и внеклассной работе по биологии ,экологии, создаются условия для целенаправленного экологического воспитания.
Экологическая тропа может быть использована при проведении экскурсий в курсе биологии: «Осенние явления в жизни растений», «Зимние явления в природе», «Многообразие растений и животных» и т. д. При проведении учащихся по экологической тропе ,ставятся следующие задачи:
1.Формированиие экологического самосознания личности.
2.Развитие умений и навыков по изучению объектов живой и не живой природы, умений выявлять причинно- следственные связи.
3.Анализ фактов определяющих формирование жизненного состояния природных объектов
Для выполнения поставленных задач изучается флора и фауна, составляются задания для учащихся и игры, изготовляется наглядность для оформления тропы предписывающей информацией, определяется маршрут проведения экскурсий и объекты изучения