Методическая разработка по экологическим основам природопользования на тему «Антропогенные воздействия на природу»

Урок познания мира 3 класс.

Предмет: познание мира
Класс: 3
Тема урока: Охрана животного мира.
Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок по теме «Многообразие животных»
Тип урока: комбинированный
Вид: урок-соревнование
Цель: формирование понятия о многообразии животного мира, бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
1. Продолжить работу по расширению представлений об окружающей среде; познакомить с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; познакомить с заповедниками Казахстана; обобщить знания об охране животных;
2. Развивать мышление, память, внимание; умение работать с информацией; интерес к предмету; к познанию окружающего мира;
3. Воспитывать эстетические чувства; потребность видеть и понимать прекрасное; любовь и бережное отношение к природе;

Этап урока
Вре-мя,
мин.
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование универсальных учебных действий

1.
1 мин.
Организационный момент


Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.
- Ребята, вы готовы к уроку?
- На вас надеюсь, я, друзья!
Приветствие.
Мы – хороший дружный класс
Всё получится у нас!

Формированиеличностых УУД,
Положитель
ное отношение к учению, к познаватель
ной деятельности

2
2 мин
Постановка целей перед учащими
ся


Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Многообразие животных» и поговорим об охране животного мира.
- О чем мы сегодня вспомним на уроке?
Вы многое узнали на прошлых уроках, а теперь проверим, как вы усвоили пройденные темы.




Дети отвечают на поставленный вопрос
Формированиерегулятивных УУД, способность организовать свою учебно-познаватель
ную деятельность



3.


20 мин.


Закрепле
ние усвоения пройдено
го
Цель: создание мотивации, активиза
ции знаний и представ
лений по теме


Метод стимулирования и мотивации






























































































Проблемно-развивающий метод








Объяснительно-иллюстра
тивный метод


Групповая
форма учебной деятельности


Далее урок проведем в форме в форме соревнования между командами «Зеленых» и «Красных».

Конкурс №1 «Дальше, дальше»
В течение одной минуты каждая команда будет отвечать на мои вопросы, если не знаете правильного ответа , говорите «дальше».
- Какой город носит имя хищной птицы? (Орел)
- Опасный морской хищник? (Акула)
- Самый быстроногий зверь на земле? (Гепард)
- У нее хвост пахнет фиалками? (Лиса)
- Животное, у которого уши расположены на ногах? (Кузнечик)
- Второе название амфибий? (Земноводные)
- Какая рыба имеет название холодного оружия? (Рыба-меч)
- Самые многочисленные обитатели планеты? (Насекомые)
- Человек дышит легкими, а рыба? (Жабрами)
-Назови животного, у которого передние конечности превратились в ласты? (морской котик, тюлень, морж)
- Животные, которые не имеют ног? (Змеи)
- У кого есть плавательный пузырь? (У рыб)
- К какой группе животных относятся кальмары, слизни, улитки? (Моллюски)

- Самое крупное млекопитающее? (Кит)
- Его след похож на след человека? (Медведь)
- Второе название рептилий? (Пресмыкающиеся)
- У какого животного самые крупные иголки на Земле? (Дикобраз)
- Какого животного уничтожали ради пахучего хвоста? (Выхухоль)
- У каких животных 6 ног, тело из 3-х отделов, и есть насечки? (Насекомые)
- Каких животных называют рукокрылыми? (Летучих мышей)
- Назови животного, у которого недоразвиты крылья? (Страус)
- Древнейшие жители нашей планеты? (Крокодилы)
- Какие животные считаются деликатесом во Франции? (Лягушки)
- Особый орган чувств у рыб? (Боковая линия)
- Сколько всего видов животных обитает на Земле? (2 млн.)
- К какой группе животных относятся клещи, скорпионы, пауки? (Паукообразные)
Подведем итоги:

Конкурс №2 «Черный ящик»
Отгадать животное по его описанию.
- В «черном ящике» находится фотография животного из семейства грызунов. Живут на земле, роют подземные ходы, или прячутся в норах других зверей.
Питаются растительностью, выходят на поиск пищи ночью. Питаются растительностью. Эти животные располагают самыми длинными иголками среди всех млекопитающих. (Дикобраз)

- В «черном ящике» находится фотография полуводного зверька из семейства кротовых. Мех густой, бархатистый, цвет коричневый, а брюшко серебристо-серое или серебристо-белое. Они практически слепы, но обладают хорошим обонянием и осязанием. Длина его 20-22 см, а хвоста 18-20 см. Хвост покрыт чешуйками, в хвосте пахучие железы. Высушенные хвосты использовали в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.
(Выхухоль)
Подведем итоги:

Конкурс №3 «Четвертый лишний»
- Корова, лось, лев, олень (хищное)
- Лиса, собака, кот, кролик (дикое)
- Ящерица, лягушка, змея, черепаха (земноводное)
- Муха, комар, паук, пчела (паукообразное)
Подведем итоги:

Конкурс №4 «Обычное в необычном»
Для каждой команды предлагается изображение фантастического животного. Задание: определить из каких частей каких животных оно составлено?




Подведем итоги:





Дети делятся на команды согласно фишкам, полученным заранее





Отвечает команда «Зеленых»



























Отвечает команда «Красных»





























Отгадывает команда «Красных»










Отгадывает команда «Красных»























Ответ. Фантастическое насекомое: голова мухи, усики жука- навозника, хоботок бабочки, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья бабочки махаона

Ответ. Фантастическое млекопитающее: голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади.


Формированиеличностых УУД,
совершенство
вать имеющиеся знания, преодолевать трудности



















Формированиекоммуникатив
ных УУД,
общение в совместной деятельности



































Формированиепознаватель
ных УУД,
слушать, извлекая нужную информацию






















Формирование коммуникативных УУД,
Формулиро
вать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.



4.






1 мин.
Физминут
ка.



Хомка, хомка хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, лапки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1-2-3-4-5 – хомка сильным хочет стать.


Формированиеличностых УУД,
готовность поддерживать состояние своего здоровья

5.
15 мин.
Работа над новым материалом
Цель:
Учить детей мыслить экологически, усвоить нормы и правила взаимодейст-
вия с окружа-
ющим миром

Словесный метод










































Интерактив
ный метод обучения
Групповая
форма учебной деятельности
- Если бы человек каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, что бы тогда было?




-Люди уничтожили многих животных. Уничтожение продолжается и сейчас.

- Для чего человек уничтожает животных?











Прокладывая дороги, загрязняя водоемы, вырубывая леса, люди разрушают места обитания животных.
Иногда слышишь «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А кто человек без природы?










- Капитаны команд приготовили презентации о том, как люди пытаются оберегать и сохранять природу.
Презентация №1 « Красная книга»


Презентация №2 «Заповедники Казахстана»
Какое выступление понравилось больше? Почему? Что интересного узнали?
Дети обсуждают и делают вывод.
Может быть, на земле до сих пор жили бы все те животные и растения, которых мы не увидим никогда



Кто-то хочет получить побольше денег за продажу мяса или ценного меха, кто-то просто хочет поохотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, рвет цветы, убивает палкой лягушку, бросает палкой в птицу – развлекается.





Представить себя невозможно без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только бережного, доброго к ней отношения.


Выступление капитана «Красных»
Выступление капитана «Зеленых»

Формирование коммуникативных УУД,
общение в совместной деятельности





































Формированиепознаватель
ных УУД,
слушать, извлекая нужную информацию




6.
7мин.
Работа с информацией
Цель: осмысление, понимание прочитанного, нахождение ответа на поставленный вопрос
Самостоятельная работа
по учебнику стр. 150


Индивидуаль
ная форма учебной деятельности

Самостоятельное изучение текста.
Что нового узнали?


Дети читают текст учебника, делают пометки.
Формированиепознаватель
ных УУД,
слушать, извлекая нужную информацию



7.
1 мин.
Домашнее задание.

Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Творческое задание в виде плаката, рисунка, слайда «Срочно выдана охранная грамота». По учебнику стр. 150-152 пересказ, ответы на вопросы.

Формированиепознаватель
ных УУД,
готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

8.
2 мин.
Итог урока
Метод стимулирования и мотивации

Подведение итога соревнования. Выявление победителя. Оценивание.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.













13PAGE 15


13PAGE 14115




15