Технология проведения экологического тренинга

класс «Технология проведения экологического тренинга»

Уважаемые коллеги! Я хочу представить вашему вниманию технологию проведения экологического тренинга.
Как известно, экология не входит в перечень основных школьных дисциплин, часто проводится в виде факультативов, в расписании занимает один час в неделю. Но экологические проблемы, которые обсуждаются на занятиях, имеют широчайший диапазон: от частных до глобальных. Именно это противоречие, на мой взгляд, является причиной того, что рассмотрение проблем экологии носит порой формальный характер, не вызывает эмоционального отклика у детей.
Перед учителем встаёт серьёзная задача: не просто включить детей в процесс освоения научной информации по предмету, но и оказать определённое воздействие на эмоциональную сферу их личности, пробудить чувство собственной ответственности за окружающий их мир природы.
Экологический тренинг – это как раз та форма работы, которая достаточно эффективно способствует решению данной педагогической задачи.
Технология тренинга, как и всякая другая, имеет определённые этапы. Исходя из собственного опыта работы, я провожу тренинги по такой модели:
Мотивация
Индивидуальное решение проблемы
Коллективное решение проблемы
Завершающий этап

Данная модель создана на основе тренинговой технологии кандидата педагогических наук А.И.Прутченкова. Её достаточно легко наполнять содержанием учебного материала разной сложности и соответственно применять на разных этапах обучения.
Давайте попробуем провести небольшой тренинг в соответствии с названными этапами.










Тренинг
«Учимся решать экологические проблемы»
Тренинг мы называется: « Учимся решать экологические проблемы».
Мотивация
Наше небольшое занятие я бы хотела начать словами поэта Вадима Шефнера:
Забыв о том, что смято, сметено В очередном разбое или раже, Не утешай себя, что всё равно Природа никому о том не скажет.
Она не скажет, да Но не простит! И час настанет - лично ли, заочно - Она тебе жестоко отомстит А не тебе – так сыну. Это точно!..
Индивидуальное решение проблемы
На минуту представьте себе солнечный летний день. Вы идёте по цветущему лугу. Картина радует взгляд многообразием ярких красок и цветов. На лугу много растений. Здесь пасутся травоядные животные. Скоро настанет пора сенокоса. Так хочется унести с собой частичку этого прекрасного дня, этой нетронутой природы Нарвать букет цветов или нет? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос, мотивируя своё решение. Пусть каждый ответ начинается со слов: «Я нарву (или НЕ нарву) букет цветов, потому что» (1 –2 мин.)
Участники отвечают
Спасибо вам за ответы. Как видим, варианты решений разошлись. Условно их можно разбить на две группы: собрать букет цветов и не собирать цветы . Расхождение мнений порождает проблему, которая требует решения. Для решения данной проблемы обратимся к критериям оптимальности.
Рассмотрим экологический критерий. Роль растений в жизни природы и человека. Какова она?
Перейдём к экономическому критерию. Роль растений в медицине, в сельском хозяйстве. (Многие растения лугов можно использовать как лекарственные. Луга – это пастбища для животных и хорошие сенокосы)
Обратимся к правовому критерию. Могут ли на лугу быть охраняемые растения? Можно ли их срывать? Какое наказание может последовать за этим?
Существует и эстетический критерий. А как в этом случае поступили бы твои родители, друзья, учителя? Вы можете представить луг без цветов? Как он будет выглядеть?
Итак, критерии оптимальности свидетельствуют о том, что цветами лучше любоваться в естественных природных условиях.



Но важен не сам факт принятия решения, а его реализация. Трудно удержаться от сбора букета, если не предложена альтернатива. Я предлагаю вам придумать альтернативное решение проблемы и продолжить фразу: «Я не буду рвать цветы! На память о летнем луге я сделаю..»

Коллективное решение проблемы
Бесспорно, что экологические проблемы требуют коллективного решения: индивидуальное решение часто может быть неверным, не приемлемым к тем или иным обстоятельствам. Поэтому сейчас я предлагаю вам решить предложенную проблему в группе.
Каждой группе предложена конкретная ситуация. Ситуации не вымышлены, они действительно имели место в жизни людей и требовали решения, которые и были приняты. Но об этом позже. Сейчас я предлагаю вам обсудить проблемы в группах и принять наиболее приемлемое, на ваш взгляд, решение. (3 -4 минуты)
Пришло время представить свои решения.
А теперь давайте познакомимся с так называемым контрольным решением, тем, которое в своё время было принято и реализовано на самом деле.
Обсуждение решения

По такому же принципу выступает вторая группа.

Завершающий этап

Экологические проблемы окружают нас повсюду, и они требуют решения. И чем больше предлагается решений, тем правильнее будет оптимальное.
В конце нашего тренинга я предлагаю вам закончить фразу «решая экологические проблемы, я..».











Большое спасибо! А теперь буквально на одну минуту вернёмся к пройденным нами этапам, чтобы оценить свою деятельность уже с точки зрения методики.


1.Мотивация
Этап мотивации учащихся – это создание ситуации эмоционального настроя, личной заинтересованности ученика в решении экологической проблемы. С помощью чего мы можем заинтересовать ученика? Какие средства помогут включить его в процесс обсуждения проблемы? Это может быть всё, что угодно: репродукция, фрагмент фильма, текст, стихотворение. Естественно, всё должно быть напрямую связано с поднимаемыми на занятии проблемами.


2. Индивидуальное решение проблемы
На этом этапе учащиеся решают поставленную перед ними экологическую проблему индивидуально, после чего проводится своеобразный блиц-опрос. Этот этап способствует активизации и взаимодействию эмоциональной и рациональной мыслительной деятельности учащихся.


3. Коллективное решение проблемы
Это композиционный центр тренинга, самый важный его этап, на котором учащиеся не только приходят к коллективному решению проблемы, но и пониманию важности принятия такого решения.


4. Завершающий этап
Это фаза переосмысления проблемы, где опять-таки главным образом работает эмоциональная сфера. Но это уже не отвлеченные абстрактные эмоции: они имеют под собой твёрдую почву, умение принять решение, как защитить и сохранить окружающий всех нас мир живой природы. Реализацией обсуждения проблемы на этом этапе может стать небольшое письменное высказывание собственного впечатления, создание афоризма, синквейна, даже выход на проектную деятельность - любая задумка, всё это зависит от возраста учащихся, от конкретных целей и задач, которые ставит педагог на данном занятии.


Технология тренинга может быть использована не только на уроках экологии, но и на уроках географии, биологии, литературы, истории.
Большое вам спасибо за вашу работу! Желаю успехов и творческих достижений!












15